ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-241/2022 от 14.04.2022 Улаганского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-241/2022

УИД 02RS0006-01-2022-000518-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улаган

14 апреля 2022 года

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Керексибесовой О.Б., с участием прокурора Болычевой А.Ю., представителя административного ответчика Тадыкиной К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Улаганский район» об оспаривании бездействия, понуждении обеспечить нецентрализованное холодное водоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Улаганский район», просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер направленных на нецентрализованное холодное водоснабжение и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством Российской Федерации по ул. Круговая в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай.

Обязать администрацию МО «Улаганский район» в течении одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить нецентрализованное холодное водоснабжение и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством Российской Федерации по ул. Круговая в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай.

В обоснование исковых требований указал, что администрация МО «Улаганского района» являясь исполнительным органом местного самоуправления, устранилась от решения вопроса местного значения по обеспечению холодным водоснабжением жителей ул. Круговая в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай. Централизованное система холодного водоснабжения по данному адресу отсутствует, жители лишены возможности пользоваться водой, в связи с чем обратились с коллективной жалобой в прокуратуру.

Также прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Улаганский район», просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер направленных на нецентрализованное холодное водоснабжение и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством Российской Федерации по ул. Заречная в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай.

Обязать администрацию МО «Улаганский район» в течении одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить нецентрализованное холодное водоснабжение и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством Российской Федерации по ул. Заречная в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай.

В обоснование исковых требований указал, что администрация МО «Улаганского района» являясь исполнительным органом местного самоуправления, устранилась от решения вопроса местного значения по обеспечению холодным водоснабжением жителей ул. Заречная в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай. Централизованное система холодного водоснабжения по данному адресу отсутствует, жители лишены возможности пользоваться водой, в связи с чем обратились с коллективной жалобой в прокуратуру.

Определением суда от 01.04.2022 года указанные административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. административные исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям, дополнила, что водоснабжение в районном центре Улаган по сути отсутствует, имеется одна водозаборная колонка, которая обеспечивает водоснабжение БУЗ РА «Улаганская РБ».

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности Тадыкина К.О. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что администрация МО «Улаганский район» не бездействует, в 2021 году из республиканского бюджета были выделены средства в размере 1,5 млн. рублей на строительство системы водоснабжения в с. Улаган. С администрацией МО «Улаганское сельское поселение» было заключено соглашение на строительство водопровода, в настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации и инженерно-изыскательские работы, для выполнения решения суда требуется минимум два года.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам (п. 75).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данные вопросы не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Из содержания Закона Республики Алтай от 07.07.2015 № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» следует, что вопросы местного значения, предусмотренные п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ не закреплены за сельскими поселениями в Республике Алтай.

В соответствии с п. 17 ст. 9 Устава МО «Улаганский район», организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесены к иным вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района.

Таким образом, судом установлено, что вопросы водоснабжения населения МО «Улаганское сельское поселение» не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, относятся к вопросам местного значения муниципального района, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения.

Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Анализ вышеприведенных законодательных норм указывает, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на организацию надлежащего холодного водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования.

Следовательно, администрация МО «Улаганский район» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, призвана, полномочна и обязана в соответствии с законодательством РФ решать вопросы по организации надлежащего холодного водоснабжения на территории сельского поселения, в том числе населения МО «Улаганское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай.

Согласно Правилам холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 71 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3, от 31 до 54 дм3 в сутки на взрослого человека, от 33 до 57 дм3 в сутки на ребенка и кормящую мать, в зависимости от климатических зон (п. 74 Правил).

В судебном заседании установлено, что на основании коллективного обращения жителей с. Улаган об отсутствии чистой питьевой воды на улицах Заречная, Круговая в с. Улаган от 06.12.2021 года прокуратурой Улаганского района проведена проверка и выявлено отсутствие организации надлежащего водоснабжения жителей ул. Круговая, ул. Заречная в с. Улаган Улаганского района.

Согласно СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, который устанавливает требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения поселений и городских округов, количество линий водоводов следует принимать с учетом категории обеспеченности подачи воды системы водоснабжения и очередности строительства (п. 11.1).

Радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки (п. 11.19 СНиП 2.04.02-84).

В соответствии с актом проверки и фототаблицей к нему от 28.12.2021 года на ул. Круговая, ул. Заречная в с. Улаган с отсутствует холодное водоснабжение населения. Ближайшая водозаборная колонка на ул. Пограничная в с. Улаган расположена на расстоянии более 156 м от ул. Круговая, более 540 м. от ул. Заречная, что нарушает требования п. 11.19 СНиП 2.04.02-84.

По результатам прокурорской проверки в адрес главы администрации МО «Улаганский район» 01.01.2022 года было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения.

Согласно ответу на представление заместителя главы администрации МО «Улаганский район» глубина залегания подземных вод в микрорайоне ул. Круговая, ул. Заречная не менее 120 метров, на глубине 25-40 м залегает техническая вода, администрация неоднократно предпринимала безрезультатные попытки бурения скважин. В настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации и инженерные изыскания для строительства системы водоснабжения по ул. Заречная в с. Улаган.

Таким образом, судом установлено, что на территории МО «Улаганское сельское поселение» в с. Улаган по ул. Круговая, ул. Заречная холодное водоснабжение населения не организовано, требования ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части организации холодного водоснабжения не выполняются, не организовано водоснабжение и подвоз питьевой воды надлежащего качества в соответствии с требованиями действующего законодательства,

Таким образом, суд приходит к выводу, что права жителей МО «Улаганское сельское поселение», ул. Круговая, ул. Заречная в с. Улаган, как потребителей коммунальных услуг, в части обеспечения их питьевой водой в достаточном количестве для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей нарушены. Соответственно, нарушены их права и законные интересы на благоприятную окружающую среду, на благоприятную среду обитания.

В связи с вышеизложенным, установив, что бездействие администрации МО «Улаганский район» является незаконным, население МО «Улаганское сельское поселение», жители ул. Круговая, ул. Заречная в с. Улаган не обеспечены качественной и безопасной питьевой водой, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора о признании бездействия администрации незаконным и о возложении обязанности совершить действие.

Учитывая, что Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по надлежащему холодному водоснабжению населения возложена на органы местного самоуправления, поскольку обеспечение жителей водой относится к социально значимым вопросам, а жители с. Улаган длительное время не обеспечиваются водоснабжением надлежащего качества, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по организации холодного водоснабжения жителей ул. Круговая, ул. Заречная в с. Улаган в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

С учётом социальной значимости вопроса водоснабжения населения, требований разумности и справедливости, наличия финансирования, данный срок суд находит обоснованным для выполнения судебного акта.

Кроме того, при наличии реальных действий направленных на исполнение судебного решения в установленный срок и обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки.

При этом не является основанием для отказа в административном иске доводы представителя ответчика о выделении из республиканского бюджета финансирования в размере 1,5 млн. рублей, разработки проектно-сметной документации и начале инженерно-изыскательских работ, поскольку данные обстоятельства подтверждают отсутствие на момент рассмотрения дела надлежащего холодного водоснабжения населения с. Улаган и не опровергают правовые и фактические основания административного иска прокурора.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что при обращении в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., решение состоялось в пользу административного истца, при этом административный ответчик также освобождён от уплаты государственной пошлины, и в силу ст. 114 КАС РФ не находит оснований для взыскания судебных расходов с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Улаганский район» в течении одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить на улицах Заречная, Круговая в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай нецентрализованное холодное водоснабжение и (или) обеспечить подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение составлено 14.04.2022 года.

Председательствующий

А.В. Палагин