ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2420/2021 от 20.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

УИД: 22RS0069-01-2021-004196-68

Дело № 2а-2420/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Таболиной К.В.,

при секретаре Топоровой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голубцовой Е.В. к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Голубцова Е.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края (далее - Алтайкрайимущество, Управление) от 26.07.2021 об отказе в удовлетворении заявления Голубцовой Е.В. о предоставлении в собственность без торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Требования мотивированы тем, что 16.06.2021 Голубцова Е.В. обратилась в Управление с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка общей площадью <данные изъяты> расположенного по /// в ///, для ведения личного подсобного хозяйства. +++ срок рассмотрения заявления продлен до 45 дней. +++ административным истцом получен письменный отказ Управления от +++, в качестве оснований отказа указано: расположение земельного участках в 3 поясе зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, в третьей и шестой подзонах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Барнаула (Михайловка), в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) и частично в границах территории, в отношении которой территориальная зона не определена, в зоне с особыми условиями использования территории - Барнаульское лесничество в Алтайском крае, с типом зоны - район падения отделяющися частей ракет, пересечение земельного участка с лесным участком, расположенном в квартале ... выделах №... Барнаульского лесничества, Барнаульского участкового лесничества Алтайского края, отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку.

Полагают данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку указанные основания не препятствуют использованию указанного земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства. Так, согласно сведений публичной кадастровой карты кадастровый квартал, к которому относится испрашиваемый земельный участок, относится к территориальной застройке индивидуальными жилыми домами (Ж-4). Пос. Лебяжье, где находится испрашиваемый земельный участок не входит в территорию Барнаульского лесничества, что подтверждается картой-схемой лесохозяйственных регламентов Алтайского края, картой-схемой участковых лесничеств, квартал ... относится к территории Алейского городского кадастрового района. Доступ к образуемому земельному участку осуществляется со стороны ///, между земельными участками <данные изъяты> Полагают, что отказ ответчика противоречит п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, согласно которому основанием для отказа является расположение земельного участка полностью в границах с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. Также ответчиком не учтено, что земельные участки в случае установления таких зон у владельцев не изымаются.

Представитель административного истца Лысенко С.О. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, дополнил, что основание для отказа в предоставлении участка - наличие лесных насаждений, сосен, берез и ценных пород дерева, необоснованно, поскольку ранее в ответе не указывалось.

Представитель административного ответчика Новикова Ю.В. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Кроме того, указала, что Управление не принимает самостоятельно решения о предоставлении земельных участков без согласования с уполномоченными органами. Ответом Министерства природных ресурсов и экологии подтвержден отказ в согласовании схемы по причине пересечения испрашиваемого земельного участка с лесным участком.

Административный истец Голубцова Е.В., заинтересованные лица - <данные изъяты> о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято 26.07.2021, в суд представитель административного истца обратился 13.09.2021.

С учетом изложенного, срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, не пропущен.

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пунктам 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункт 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на административного ответчика.

В соответствии со статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае», статьей 1 Закона Алтайского края от 23.12.2014 № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», постановлениями Администрации Алтайского края от 26.08.2016 № 297 и от 16.10.2018 № 392 «Об органах исполнительной власти Алтайского края», пунктом 1.1 и подпунктом 4 пункта 2.1.4 Положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утверждённого Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 № 131, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» закреплено право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства для граждан, имеющих трех и более детей, нуждающихся в жилых помещениях, совместно проживающих с детьми, состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающих на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.

Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул). Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах Власиха, Гоньба, Лебяжье, станциях Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново, поселках Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное. (п. 3.3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС).

Как установлено в судебном заседании, административный истец Голубцова Е.В. относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, что не оспаривается административным ответчиком.

Из материалов дела следует, что в Управление имущественных отношений Алтайского края 18.06.2021 поступило заявление Голубцовой Е.В. о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: /// (согласно схеме), для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5, ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Алтайского края от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Согласно Генеральному плану городского округа города Барнаула испрашиваемый земельный участок находится частично в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, частично в функциональной зоне лесов.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 г. N 447, земельный участок частично расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), частично в границах территории, для которой территориальная зона не определена, в третьем поясе зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.

Решением Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженном в письме от +++... Голубцовой Е.В. в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления участка в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства отказано на основании пп. 2 п. 5 ст. 27, пп. 1,2 п. 8 ст. 39.15, п. 6,4 ст. 11.9, пп. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9,10,14 ч. 11 ст. 7 Закона № 98-ЗС, п. 11 ст. 3.5 Закона 137-ФЗ, п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с расположением образуемого земельного участка в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) и частично в границах территории, в отношении которой территориальная зона не определена, в III поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в третьей и частично шестой подзонах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации г. Барнаула (Михайловка), в зоне с особыми условиями использования территории - Барнаульское лесничество в Алтайском крае, с типом зоны - район падения отделяющейся части ракет, отсутствием доступа к земельному участку с территории общего пользования, а, также, пересечением образуемого земельного участка с лесным участком, расположенном в квартале ... выделах ... Барнаульского лесничества, Барнаульского участкового лесничества Алтайского края.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; иные документы, перечисленные в п. 2 этой же статьи.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В частности, на основании пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п.п. 6).

Отказывая в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, Управление указало на отсутствие полномочий на распоряжение земельными участками в границах земель лесного фонда.

Пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и упомянутым Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27).

На основании подпункта 2 и 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки из состава земель лесного фонда, а также земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

На основании ответа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от +++.../ПА/8662 в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано в соответствии с п. 6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку образуемый земельный участок имеет пересечение с лесным участком, расположенном в квартале ... выделах №... Барнаульского лесничества, Барнаульского участкового лесничества Алтайского края.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2018 № 155 «Об установлении границ Барнаульского лесничества в Алтайском крае» установлены границы Барнаульского лесничества. Сведения о внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30.06.2020 и присвоен реестровый номер границы <данные изъяты>.

Согласно ответу Министерства от <данные изъяты> образуемый земельный участок расположен в границах Барнаульского лесничества.

Согласно пункту 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.

Доказательства в соответствии с указанными требованиями нахождения земельного участка в границах лесничества в ходе рассмотрения дела уполномоченным органом были представлены. Обстоятельства, изложенные выше подтверждаются выкопировкой из плана лесонасаждений Барнаульского лесничества, Барнаульского участкового лесничества, выпиской из государственного лесного реестра квартал ..., выделы №..., свидетельством о государственной регистрации права собственности участка лесного фонда Барнаульского лесхоза, иными документами.

Доводы административного истца о невозможности пересечения испрашиваемого земельного участка с лесным участком, расположенном в квартале 62, по причине того, что указанный квартал относится к территории Алейского городского кадастрового района, не принимаются во внимание, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами. Доводов о недостоверности представленных сведений в ходе рассмотрения дела заявлено не было.

Учитывая изложенное, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по указанному основанию, не противоречит закону, в связи с чем, оснований для признания его незаконным, не имеется.

Вместе с тем, суд полагает, что иные основания для отказа, изложенные в указанном ответе, не имеют значения при оценке его законности, поскольку невозможность предоставления земельного участка по основанию нахождения в границах земель лесного фонда, является безусловным основанием для отказа. Доводы административного ответчика о наличии на испрашиваемой территории сплошных высокорослых деревьев ценных пород (береза, сосна), не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не указывалось административным ответчиком в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Голубцовой Е.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.В. Таболина

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2021.