К делу №2а-2420/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Геленджик 17 ноября 2023 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Мальченко С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском (уточненным в порядке ст.46 КАС РФ) к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее – Администрации) о признании незаконным бездействия. В обоснование требований указало, что в рамках исполнения поручения главы администрации (губернатора) Краснодарского края о проведении анализа состояния земель лесного фонда на предмет возведения объектов, имеющих признаки капитальности, установлены факты нарушения лесного законодательства в границах муниципального образования город-курорт Геленджик, о чем составлены соответствующие акты.
На лесном участке, расположенном в квартале 5З Б части выдела 7 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества, государственными лесными инспекторами в ходе выездного обследования территории (лесного участка) выявлен факт незаконного возведения на площади 0,003042 га неизвестными лицами, без правоустанавливающих документов, сооружения: зона барбекю (дощатая площадка размером 7,8 м х 3,9 м) на металлических опорах, на которой установлены мангал и деревянный стол со скамейками. Правоустанавливающие документы на сооружение отсутствуют. Лесной участок в аренду не предоставлялся, проект освоения лесов, предусматривающий возведение на лесном участке выявленной постройки и прошедший государственную экспертизу, отсутствует. Собственник возведенного сооружения не установлен.
По факту выездного обследования территории (лесного участка) составлен акт № от 13.10.2022г, в адрес Администрации в целях обеспечения сноса самовольно возведенных объектов, в соответствии со статьей 96 ЛК РФ, статьей 55.32 ГрК РФ и статьей 222 ГК РФ, направлено уведомление № 2 от 13.10.2022г. с требованием о принятии мер для признании выявленных сооружений самовольной постройкой и их демонтаже.
Однако Администрация письмом от 11.11.2022г. № 110-14314/22-15-44-11 уведомила Министерство об отсутствии оснований для принятия мер в рамках статьи 55.32 ГрК РФ.
Кроме того, на лесном участке, расположенном в квартале 48А части выдела 61 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества государственными лесными инспекторами в ходе выездного обследования территории (лесного участка) установлено, что на лесном участке с кадастровым номером № по скале построена деревянная лестница на металлическом каркасе (деревянная пешеходная дорожка), приблизительная протяженность дорожки составляет 20 м, а ее средняя ширина 0,6 м. Лестница является сооружением прошлых лет, была установлена неизвестными лицами без правоустанавливающих документов на лесной участок.
По факту выездного обследования территории (лесного участка) составлен акт № от 28.11.2022г, в адрес Администрации в целях обеспечения сноса самовольно возведенных объектов, в соответствии со статьей 96 ЛК РФ, статьей 55.32 ГрК РФ и статьей 222 ГК РФ, направлено уведомление № 3 от 28.11.2022г. с требованием о принятии мер для признании выявленного сооружения самовольной постройкой и его демонтаже.
Письмом от 27.12.2022г. № 110-16467/22-15-44-11 Администрация уведомила Министерство о том, что уведомление № 3 от 28.11.2022г. будет вынесено на рассмотрение межведомственной комиссии по предотвращению и пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков на территории муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - межведомственная комиссия) в январе 2023 года.
До настоящего времени информация о результатах рассмотрения межведомственной комиссией уведомления № 3 от 28.11.2022г, а также о принятых мерах к признанию сооружения самовольной постройкой и его демонтаже, в Министерство не поступала.
На лесном участке в квартале 11А части выдела 12 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества государственными лесными инспекторами в ходе выездного обследования территории (лесного участка) зафиксировано строение размером 5 м х 8 м из глиняных блоков с разрушенной крышей и вывалившейся стеной без окон и дверей. Строение никем не используется, установить собственника данного строения не представляется возможным.
По факту выездного обследования территории (лесного участка) составлен акт № от 13.12.2022г, в адрес Администрации в целях обеспечения сноса самовольно возведенных объектов, в соответствии со статьей 96 ЛК РФ, статьей 55.32 ГрК РФ и статьей 222 ГК РФ, направлено уведомление № 4 от 13.12.2022г. с требованием о принятии мер для признании выявленного сооружения самовольной постройкой и его демонтаже.
Письмом от 31.01.2023г. № 110-1139/23-15-39-11 Администрация уведомила Министерство о том, что уведомление № 4 от 13.12.2022г. будет вынесено на рассмотрение межведомственной комиссии в январе 2023 года, подтвердив тем самым факт своего бездействия.
Таким образом, Администрация ни одно из выявленных нарушений лесного законодательства не устранила, и более того, письмом от 31.01.2023г. прямо указала, что никакие меры принимать не будет.
Вместе с тем, ввиду того, что в результате выездных обследований территорий (лесных участков) в отношении выявленных строений и/или сооружений собственники не установлены, разрешительная документация на их возведение, а также правоустанавливающие документы отсутствуют, в силу закона выявленные строения и сооружения отвечают признакам самовольной постройки, а статья 55.32 ГрК РФ предусматривает последовательную хронологию действий органа местного самоуправления при сносе самовольной постройки. При этом Администрация, несмотря на прямое указание закона, получив от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления о выявлении самовольных построек, бездействует.
В связи с этим, просит суд признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении мероприятий, обеспечивающих снос самовольных построек на землях, находящихся в государственной собственности, и обязать Администрацию в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обеспечить в соответствии с пунктом 4 статьи 222 ГК РФ и статьей 55.32 ГрК РФ снос самовольных построек:
зоны барбекю (дощатая площадка размером 7.8м х 3.9м) на металлических опорах, па которой установлены мангал и деревянный стол со скамейками, расположенной в квартале 53Ь части выдела 7 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества;
деревянной лестницы на металлическом каркасе (деревянная пешеходная дорожка) приблизительной протяженностью 20м, средняя ширина 0,6м, расположенной в квартале 48А части выдела 61 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества па лесном участке с кадастровым номером № (по скале);
строения размером 5м х 8м из глиняных блоков с разрушенной крышей и вывалившейся стеной без окон и дверей, расположенного в квартале 11А части выдела 12 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал требования по указанным в иске основаниям.
Представитель Администрации иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился и суд с учетом мнения сторон и в соответствии со ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляют, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), на землях лесного фонда (часть 1 статьи 96 Лесного кодекса).
Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1098), государственный контроль (надзор) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда; государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса и Положением о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012г. N 1250, Министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в границах территории Краснодарского края.
В силу части 8 статьи 96 Лесного кодекса в случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий государственными лесными инспекторами в ходе выездных обследований территории (лесного участка) выявлено: на лесном участке, расположенном в квартале 5ЗБ части выдела 7 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества, факт незаконного возведения на площади 0,003042 га сооружения - зона барбекю (дощатая площадка размером 7,8 м х 3,9 м) на металлических опорах, на которой установлены мангал и деревянный стол со скамейками;
на лесном участке с кадастровым номером 23:40:0414009:15, расположенном в квартале 48А части выдела 61 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества по скале построена деревянная лестница на металлическом каркасе (деревянная пешеходная дорожка), приблизительная протяженность дорожки составляет 20 м;
на лесном участке в квартале 11А части выдела 12 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества строение размером 5 м х 8 м из глиняных блоков с разрушенной крышей и вывалившейся стеной без окон и дверей.
По выявленным фактам Министерством в адрес Администрации были направлены уведомление № 2 от 13.10.2022г, уведомление № 3 от 28.11.2022г, уведомление № 4 от 13.12.2022г. с требованием о принятии мер для признания выявленных сооружений самовольной постройкой и их демонтаже.
Администрация письмом от 11.11.2022г. № 110-14314/22-15-44-11 уведомила Министерство об отсутствии оснований для принятия мер в рамках статьи 55.32 ГрК РФ, а письмами от 27.12.2022г. № 110-16467/22-15-44-11 и от 31.01.2023г. № 110-1139/23-15-39-11 сообщило Министерству, что уведомления № 3 и № 4 будут вынесены на рассмотрение межведомственной комиссии в январе 2023 года.
Как следует из протокола (решения) межведомственной комиссии по предотвращению и пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков на территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 31.01.2023г. №2, отказано в рассмотрении уведомлений Министерства № 3 и № 4, ввиду непредставления перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 марта 2019 года №.
Оценивая законность действий Администрации, суд исходит из следующего.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации далее – Гражданский кодекс).
Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса (часть 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).
Полномочиями по принятию решения о сносе самовольной постройки наделены, в числе прочих, и органы местного самоуправления городского округа (пункт 12 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса, органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
В силу части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 169/пр "Об утверждении формы уведомления о выявлении самовольной постройки и перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки" утверждены: форма уведомления о выявлении самовольной постройки согласно приложению N 1 к приказу; перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, согласно приложению N 2 к приказу.
Как следует из материалов дела, Министерство, направляя в адрес Администрации вышеуказанные уведомления, не представила перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки согласно приложению N 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 169/пр.
Кроме того, доказательств того, что спорные сооружения расположены в границах территории общего пользования либо на межселенной территории, Министерством в нарушение части 1 статьи 62 КАС РФ, в суд не представлено.
Не представлено Министерством и доказательств, подтверждающих, что спорные сооружения являются объектами капитального строительства.
Из материалов дела следует, что спорные сооружения находятся на землях лесного фонда, а из выписки из ЕГРН следует, что правообладателем лесного участка с кадастровым номером № является Российская Федерация.
Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, совокупность вышеуказанных условий в данном деле судом не установлена, что является основанием к отказу в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Министерства природных ресурсов Краснодарского края, отказать.
Судебные издержки отнести на счет федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья