ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2422/2021 от 29.10.2021 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре Кротиковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2021-004028-35 (2а-2422/2021) по административному иску администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования к главному государственному инспектору г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода Валерию Валерьевичу, государственному инспектору г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Дятлову Павлу Сергеевичу Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, Главному управлению МЧС России по Иркутской области о признании незаконными пунктов предписания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что на основании распоряжения Главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода В.В. от 12.05.2021 № 91 (далее - Распоряжение) была проведена плановая, выездная проверка юридического лица Администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования по результатам проверки было выписано предписание № 91/1/1 от 09.06.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения (по пунктам): пункт № 7 - в населенном пункте с. Большая Елань (количество жителей 1771 человек, площадь населенного пункта составляет около 4,02 кв.м., протяженность 4,67 км) недостаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения. Всего в населенном пункте имеется 3 водонапорные башни и 2 пожарных резервуара. Расстояние от водоисточников до обслуживаемых зданий составляет 1,4 км. Требуется 200 метров. Срок устранения нарушения 01.11.2021.

При проведении проверки государственным инспектором по пожарному надзору не были учтены следующие водоисточники:

Водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Большая Елань, ул. Лесная, 7а являющаяся собственностью АО «Большееланское».

Водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Большая Елань, ул. Победы, 16 являющаяся собственностью АО «Большееланское».

Водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Большая Елань, ул. Паргачева, 226 являющаяся собственностью АО «Большееланское».

Мобильный водоисточник - Автоцистерна на базе автомобиля ГАЗ собственность Администрации.

Мобильный водоисточник - Автоцистерна на базе автомобиля ЗИЛ собственность АО «Большееланское».

Мобильный водоисточник - Автоцистерна на базе автомобиля УРАЛ договор на оказание услуг с ООО «ПожТехПрофиль».

Тем самым количество водоисточников на территории с. Большая Елань на момент проверки - 11 шт., на сегодняшний день - 12 шт., 20.06.2021 установлен пожарный резервуар по адресу: с. Большая Елань, ул. Декабристов, 152, что подтверждается правоустанавливающими документами и суточными актами проверки технического состояния пожарных гидрантов. Также между администрацией и жителями с. Большая Елань заключено 12 договоров оказания безвозмездного предоставления водоисточников - емкостей с водой (по улицам: Трактовая, Декабристов (3 договора), Зеленая, Лесная, Солнечная, Полевая, 2-я Восточная, Совхозная, пер. Советский и пер. Озерный).

Также следует учитывать, что согласно пункту 5.1. Приказа МЧС России от 30.03.2020г. N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети населенного пункта расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров следует принимать по таблице 1, а именно для населенного пункта с численностью жителей не менее 1, но не более 5 тыс. человек расчетное количество одновременных пожаров - 1 пожар.

Население с. Большая Елань - 1771 человек, одновременное количество пожаров не более 1 пожара, для до заправки пожарной машины существует 3 автоцистерны, оборудованные мотопомпами общим объемом 11 куб. и 12 наружных водоисточников круглогодичного использования (24 источника сезонного использования).

В связи с чем администрация сельского поселения считает, что населенный пункт с. Большая Елань имеет достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения для своевременного тушения пожаров.

Пункт 9 - в д. Архиереевка не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) — не менее 30 м. Фактическое расстояние составляет 5 метров (измерение проводилось измерительной рулеткой).

Жилые дома, расстояние от которых до лесного массива менее 30 метров, расположенные на территории д. Архиереевка, возведены в 1994 году до вступления в силу соответствующих положений Свода правил 4.13130.2013, в которых установлены соответствующие требования. На момент строительства принимался пункт 5 приложения №1 «Противопожарные требования» СНиП 2.07.01.-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78 согласно которым расстояние от границ застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ, принималось не менее - 15 м. Расстояние от жилых домов до лесного массива составляет не менее 15 метров.

Что касается хозяйственных построек, то согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Для строительства вспомогательных строений (хозяйственных построек) разрешение на строительство не требуется (п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Вспомогательные строения, от которых были произведены измерения главным государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольском районе В.В. Лободой, имеют признаки самовольной постройки, так как постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации), а именно нарушением требований пожарной безопасности - отсутствием противопожарного разрыва. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ). Однако собственники хозяйственных построек за нарушение требований пожарной безопасности к ответственности со стороны органов надзорной деятельности и профилактической работы (далее контролирующие органы) не привлекались, в судебные инстанции контролирующие органы с требованиями о сносе самовольных построек не обращались.

Жилая застройка д. Архиереевка граничит с землями государственного лесного фонда, соответствующие полномочия в области использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов в установленном порядке Большееланскому муниципальному образованию не переданы, в связи с чем у Администрации отсутствуют правовые основания осуществления организационных мероприятий по выполнению противопожарных разрывов на землях лесного фонда.

Администрацией принимались меры к выполнению противопожарных разрывов за счет земель лесного фонда. Однако, решением Усольского городского суда от 15.06.2015 по делу № 2-750/2015 решение Думы сельского поселения Большееланского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 29.11.2012 № 20 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Большееланского муниципального образования» признано недействующим в части включения в границы муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

С целью недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан, для обеспечения противопожарного расстояния в населенном пункте д. Архиереевка администрация в мае 2021 года обратилась в министерство лесного комплекса с просьбой осуществить рубку аварийных деревьев на территории земельных участков расположенных на землям лесного фонда, прилегающих к населенному пункту д. Архиереевка. 2 июня 2021 года земельные участки, прилегающие к д. Архиереевке были обследованы территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству. Согласно обследованию земли лесного фонда, прилегающие к д. 1,2,3 ул.Таежная д. Архиереевка относятся к ценным лесам и имеют целевое назначение - нерестоохранные полосы лесов.

Согласно письму территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству от 09.08.2021, осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности (в том числе противопожарный разрыв) не относится к установленным законодательством исключениям, при которых допускается сплошная рубка в защитных лесах. Таким образом, осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности, сопряженных с проведением сплошных рубок, запрещено действующим законодательством. Также администрации было сообщено, что согласно служебной записки министра М.А. Карнаухова от 30.06.2021 № 91-2613/21 приостановлена деятельность по противопожарным мероприятиям связанная с рубкой до поступления разъяснений по данному вопросу от Федерального агентства лесного хозяйства.

Пункт 11,12 - не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной застройкой до лесных насаждений в лесничествах — не менее 30 метров в з. Новоясачная, з. Калиновка.

В связи с тем, что населенные пункты з. Новоясачная и з. Калиновка граничат с землями садоводств в 2012 году при постановке границ населенных пунктов территории СНТ Калиновка и СНТ Новоясачная были ошибочно включены в границы з. Калиновка и з. Новоясачная (соответственно). На основании Решения суда границы з. Калиновка и з. Новоясачная были сняты с кадастрового учета. В 2020 году администрацией выполнен комплекс мер направленных на приведения в соответствие градостроительной документации в части внесения изменений в генеральный план сельского поселения Большееланского муниципального образования и определения границ населенных пунктов. На сегодняшний день границы населенных пунктов з. Калиновка, з. Новоясачная проходят процедуру постановки на кадастровый учет.

Территориально жилые дома, расположенные в з. Калиновка и з. Новоясачная имеют расстояние более 30 метров от лесного массива, что подтверждается выкопировкой из генерального плана сельского поселения Большееланского муниципального образования и адресном наименовании з. Калиновка, з. Новоясачная и СНТ Калиновка, СНТ Новоясачное.

СНТ Калиновка и СНТ Новоясачное самостоятельно являются юридическими лицами, территория садоводства принадлежит на праве собственности СНТ, что подтверждается правоустанавливающими документами. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Граждане и иные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области - пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ).

Просил: признать пункты 7,9,11,12 предписания № 91/1/1 от 09.06.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не законным.

Законный представитель административного истца – глава администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования Буздыган М.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.

В судебное заседание после перерыва представитель административного истца А.И. Мурашкина не явилась, ранее административные исковые требования поддержала в полном объёме.

В судебное заседание представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Иркутской области, административный ответчик главный государственный инспектор г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода В.В., административный ответчик государственный инспектор г. Усолье – Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области Дятлов П.С. не явились, о рассмотрении дела извещены.

В судебное заседание представитель административного ответчика отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области, представители заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, Территориального Управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству, СНТ «Калиновка», СНТ «Новоясачная», Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Федерального агентства лесного хозяйства, не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания.

Выслушав ранее стороны, участвующие в деле, обозрев подлинники материалов проверки, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием), а также несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора.

В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (подпункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности, и разработке технической документации на объекты защиты.

Согласно пп. 36 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) следует понимать нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В силу статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ), а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

В силу статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В силу ст. 65 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.

Частью 1, 2 статьи 69 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено, что главным государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору В.В. Лобода вынесено распоряжение от 12 мая 2021 года № 91 о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования на территории населенных пунктов с. Большая Елань, д. Архиереевка, д. Большежилкина, д. Низовцева, з. Калиновка, з. Новоясачная Усольского района Иркутской области, с целью исполнения ежегодного сводного плана проведения проверок на 2021 год (КНМ 382104774750/ номер плана ФНИС ЕРП 2021010858), с использованием проверочного листа, утвержденного Приказом МЧС России от 17.02.2021 № 88.

Распоряжение о проведении плановой проверки вручено законному представителю юридического лица главе администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования 13.05.2021. Проверка начата административным ответчиком инспектором Дятловым П.С. 20.05.2021.

По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 09.06.2021 № 91, в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлен факт невыполнения требований пожарной безопасности. Глава администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования Буздыган Н.М. ознакомлен 09.06.2021. На основании указанного акта юридическому лицу – администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области выдано предписание № 91/1/1 от 09.06.2021, согласно которого необходимо устранить нарушение требований пожарной безопасности.

Административным истцом оспариваются следующие пункты предписания:

- пункт 7 предписания, согласно которого в населенном пункте с. Большая Елань (количество жителей 1771 человек, площадь населённого пункта составляет около 4,02 кв.м., протяженность составляет 4, 67 км.) недостаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения. Всего в населенном пункте имеется 3 водонапорные башни (ул. Мелиораторов 1А, ул. Новая 1А, ул. Декабристов 45, из них по ул. Мелиораторов, 1А неисправна в связи с отсутствием приспособлений для забора воды пожарными автомобилями). Подземные пожарные резервуары установлены по ул. Декабристов, 41, 102. Расстояние от водоисточников до обслуживаемых зданий составляет 1,4 км. Требуется 200 метров.

Статьей 19 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О пожарной безопасности" закреплены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым относятся:

-создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

-создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

-оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

-организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

-принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

-включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

-оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

-установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

П/п 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

СНиП 2.04.02-84 предусмотрены правила водоснабжения, наружных сетей и сооружений.

Согласно п.2.11 СНиП 2.04.02-84 противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп.9.27-9.33 для: населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.; отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 м INCLUDEPICTURE "data:image;base64,R0lGODdhCwAXAIABAAAAAP///ywAAAAACwAXAAACGYyPqcttABc4s1VpL9OKJw9FzkiW5ommSgEAOw==" \* MERGEFORMATINET, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода; зданий объемом св. 1000 м INCLUDEPICTURE "data:image;base64,R0lGODdhCwAXAIABAAAAAP///ywAAAAACwAXAAACGYyPqcttABc4s1VpL9OKJw9FzkiW5ommSgEAOw==" \* MERGEFORMATINET - по согласованию с территориальными органами Государственного пожарного надзора; производственных зданий с производствами категорий В, Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 10 л/с.

П. 2.12 предусмотрены нормы расхода воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в населенном пункте для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети.

9.27. Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 2.11.

9.28. Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пп. 2.13—2.17 и 2.24.

Примечания: 1. Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.

2. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6.

3. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.

9.29. Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

9.30. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при наличии автонасосов — 200 м;

при наличии мотопомп — 100—150 м в зависимости от типа мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.32.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III,IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 м.

Постановлением от 16.07.2020 № 179 главой сельского поселения Большееланского муниципального образования утверждена схема размещения пожарных резервуаров на территории сельского поселения Большееланского муниципального образования.

В обоснование довода о незаконности пункта 7 Предписания административный истец указывает, что при проведении проверки государственным инспектором по пожарному надзору не были учтены водоисточники: водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Большая Елань, ул. Лесная, 7а являющаяся собственностью АО «Большееланское»; водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Большая Елань, ул. Победы, 16 являющаяся собственностью АО «Большееланское»; водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Большая Елань, ул. Паргачева, 226 являющаяся собственностью АО «Большееланское»; мобильный водоисточник - автоцистерна на базе автомобиля ГАЗ собственность Администрации; мобильный водоисточник - Автоцистерна на базе автомобиля ЗИЛ собственность АО «Большееланское»; Мобильный водоисточник - Автоцистерна на базе автомобиля УРАЛ договор на оказание услуг с ООО «ПожТехПрофиль». В связи с чем количество водоисточников на территории с. Большая Елань на момент проверки - 11 шт., дополнительно 20.06.2021 установлен пожарный резервуар по адресу: с. Большая Елань, ул. Декабристов, 152. Также между администрацией и жителями с. Большая Елань заключено 12 договоров оказания безвозмездного предоставления водоисточников - емкостей с водой (по улицам: Трактовая, Декабристов (3 договора), Зеленая, Лесная, Солнечная, Полевая, 2-я Восточная, Совхозная, пер. Советский и пер. Озерный). Поэтому администрация сельского поселения считает, что населенный пункт с. Большая Елань имеет достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения для своевременного тушения пожаров.

С данными доводами согласиться нельзя, поскольку мобильные источники водоснабжения не могут быть расценены в качестве специальных резервуаров или открытых водоемах, поскольку, в которых допускается хранение пожарного объема воды, к которым должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин. Указание истцом на водонапорные башни, находящихся в собственности АО «Большееланское» в качестве водоисточников, суд не принимает, во внимание поскольку не представлено ни каких документов по заключению договоров АО «Большееланское», а так же документов, что водонапорные башни находятся в исправном состоянии.

К представленным договорам оказания безвозмездного предоставления водоисточников с жителями населенного пункта, суд относиться критичиски, поскольку они не могут быть приняты во внимание, поскольку использование данных водоисточников невозможно в зимний период, то есть является только сезонным, поэтому данные доводы не влияют на обеспечение достаточности количества источников противопожарного водоснабжения, если учитывать численность населения и протяженности населенного пункта, а также с учетом их заполнения с резервуара или водоисточника.

Кроме того административным ответчиком представлена схема, согласно которой, требуемое количество водоисточников с требуемым отдаленностью, не соответствует количеству.

Довод о том, что при расчете количестве одновременных пожаров всего 1, не влияют на выводы суда, поскольку необходимость водоисточников установленное законодательством не ставит в зависимость о расчета пожаров. Так же представленный расчет бесперебойной поставки воды мобильными водоисточниками, не подтверждают факт достаточности водоисточников.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления не обеспечил создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях согласно предписания. Таким образом, у суда не имеется оснований для признания данного пункта незаконным.

В пунктах 9, 11, 12 предписания указано, что в д. Архиереевка, з. Новоясачная, з. Калиновка не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (не менее 30м.). Фактическое расстояние 5 м. д. Архиереевка, фактическое расстояние 8 м. з. Новоясачная, фактическое расстояние 8 м. з. Калиновка.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона N 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должна осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные указанным Федеральным законом.

Пункт 2 части 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Проект планировки территории должен содержать описание положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного характера и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

Пунктом 4.14 СП 4.13130 предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Информационным письмом МЧС России от 04.09.2020 N 43-6900-19 "О порядке применения свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", указано, что выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) является одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Приказ МЧС России от 14.02.2020 N 89 "Об утверждении изменения N 1 к своду правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденному приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288" также определяет методику определения безопасных противопожарных разрывов (расстояний) от жилых, общественными зданий, сооружений должны составлять не менее 30 м. до границ лесных насаждений.

Таким образом, законодательством актуализированы требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара и определена безопасность противопожарных разрывов (расстояний) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 30 м. к постройкам.

Указание административного истца на то, что в д. Архиереевка вспомогательные строения, от которых были произведены измерения главным государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольском районе В.В. Лободой, имеют признаки самовольной постройки, так как постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а именно нарушением требований пожарной безопасности - отсутствием противопожарного разрыва. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Вместе с тем, в материалы дела не представлено достоверных доказательств того, что строения, от которых производились замеры, имеют статус самовольной постройки.

Довод административного истца о том, что СП 4.13130.2013, не подлежат применению, поскольку застройки были возведены до ведения СП, суд считает данный довод не обоснованным, поскольку в ранее принятых СНиП 2.07.01-89 предусматривалось, что расстояния от границ застройки до лесных массивов должны быть не менее 50 м., а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м., административным истцом обратного не представлено. Вместе с тем, исходя из этого, в случаях отсутствия специальных норм в законодательстве судам следует применять общие нормы законодательства. Кроме того, иное толкование административным истцом норм материального права не свидетельствует об их неправильном применении административным ответчиком, как и не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.

Также доводы о нераспространении Свода правил, поскольку некоторые здания построены до их принятия, суд находит необоснованными, поскольку здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о переносе или сносе существующих зданий и сооружений.

Довод административного истца о том, что административный истец не является собственником земельного участка, поэтому у него отсутствуют законные основания для осуществления каких-либо мер по предупреждению пожарной безопасности, суд считает неверным, поскольку в силу прямого указания в законе реализация мер пожарной безопасности является обязанностью административного истца.

Выполнение противопожарных расстояний от границ застройки городских и сельских поселений до лесных насаждений является одним из видов мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Отсутствие противопожарных расстояний от границ застройки сельского поселения с лесными насаждениями, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья жителей населенного пункта д. Архиереевка, з. Новоясачная, з. Калиновка и их имущества.

Согласно материалов дела на момент проведения административным органом проверки соблюдения администрацией противопожарного законодательства в нарушение вышеназванных норм юридическим лицом не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Доводы о нераспространении на хозяйственные постройки Свода правил, поскольку некоторые из них построены до их принятия, суд находит необоснованными, поскольку постройки, здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких построек, зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о переносе или сносе существующих построек, зданий и сооружений.

Соответственно, довод административного истца о том, что постройки являются самовольными постройками, не является основанием для признания предписания незаконным.

Предписание содержит указания на конкретные объекты, расстояние от границ застройки до лесных насаждений, формулировки, изложенные в предписании, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, сроки устранения нарушений являются разумными.

Утверждение административного истца о том, что территориально жилые дома, расположенные в з. Калиновка и з. Новоясачная имеют расстояние более 30 метров от лесного массива, что подтверждается выкопировкой из генерального плана сельского поселения Большееланского муниципального образования и адресном наименовании з. Калиновка, з. Новоясачная и СНТ Калиновка, СНТ Новоясачное, суд признает необоснованным, поскольку замеры расстояний производились инспектором лично самостоятельно на месте обследования территорий с использованием измерительных приборов, а выкопировка из генерального плана сельского поселения Большееланского муниципального образования и адресные наименования з. Калиновка, з. Новоясачная и СНТ Калиновка, СНТ Новоясачное не могут отражать фактические значения расстояний от построек лесного массива.

Довод административного истца о том, что на земельных участках, на которых необходимо обеспечить противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (не менее 30 м.), создать такие противопожарные разрывы не представляется возможный, поскольку данные земельные участки относятся к лесам, в которых запрещает проведение сплошных рубок лесных насаждений, поскольку в силу установленных требований об обеспечении противопожарного расстояния от границы населенного пункта до лесного массива - не менее 30 м., возложенных обязанностей на административного истца, а также вероятное наступление неблагоприятных последствий ввиду невыполнения указанных требований, стороной административного истца должны быть приняты все необходимые меры для исполнения предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. Таким образом, пункты 9, 11, 12 оспариваемого предписания является законными. Поэтому ссылка административного истца на ст.53.6, ст. 115 Лесного кодекса РФ и письмо управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству от 09.08.2021, служебную записку министра М.А. Карнаухова, не влияет на незаконность предписания.

Также в судебном заседании установлено, что ранее администрация сельского поселения Большееланского муниципального образования, а также должностное лицо – глава администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования ранее привлекались к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение и повторное невыполнение требований законных предписаний инспектора отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское Усольскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области, содержащих аналогичные требования, указанные в оспариваемом предписании.

Ранее предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор администрацией сельского поселения и главой администрации не оспаривались.

Также судом учитывает, оспаривая пункты 11 и 12 предписания № 91/1/1 от 09.06.2021, административный истец указывает, что территория, на которой должен быть разрыв, расположена на землях лесного фонда, граничащих с землями, собственником которых является СНТ Новоясачное и СНТ Калиновка, соответственно, ссылаясь то, что данным садоводческим некоммерческим товариществам земельные участки были выделены для ведения садоводства и оформления членами садоводств в собственность, в связи с чем администрацией сельского поселения Большееланского муниципального образования не могут быть обеспечены противопожарные разрывы на не принадлежащих ей территориях.

В соответствии с законом Иркутской области от 16.12.2004 N 84-оз "О статусе и границах муниципальных образований Усольского района Иркутской области" приложения 1 картографического описания в состав территории Большееланского муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: деревня Архиереевка; деревня Большежилкина; деревня Низовцева; заимка Калиновка; заимка Новоясачная; село Большая Елань; село Целоты. От точки, расположенной в 3 км юго-западнее д. Старая Ясачная на левом берегу р. Китой, граница Большееланского муниципального образования идет на юго-запад по границе между Усольским и Ангарским районами до устья р. Тойсук, затем граница поворачивает на север, пересекает автомобильную дорогу "Тельма - Раздолье" в районе автомобильного моста через р. Целота и идет далее на север до устья р. Талая, поворачивает на восток и идет по правому берегу вниз по течению р. Картагон до д. Большежилкина, далее на север по границе земельного участка, находящегося в собственности ЗАО "Большееланское", до р. Биликтуйка, затем идет по правому берегу вниз по течению р. Биликтуйка, по смежеству с южной, западной границей Тельминского муниципального образования до автомобильного моста через р. Картагон автомобильной магистрали "Красноярск - Иркутск", затем поворачивает на юго-запад и проходит по северо-западной, юго-западной границе Железнодорожного муниципального образования до точки, расположенной на левом берегу р. Китой, в 3 км юго-западнее д. Старая Ясачная.

Указанные доводы административного истца, основаны на неправильном толковании норм материального права. Доводы об отсутствии у административного истца оснований для осуществления на обозначенным участках мер по предупреждению пожаров судом признаются необоснованными, поскольку материалами дела достоверно установлено, что СНТ Новоясачное и СНТ Калиновка находятся в границах сельского поселения Большееланского муниципального образования, в настоящее время кадастровые границы не установлены и граничат с государственным лесным фондом, следовательно, в предписании правомерно возложена обязанность обеспечения противопожарных расстояний до лесных массивов на администрацию сельского поселения Большееланского муниципального образования.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства, содержание оспариваемых пунктов предписания, доводы административного истца о том, что не к нему должно применяться предписание в части обеспечения противопожарных разрывов, поскольку данные территорий не находятся в границах Большееланского муниципального образования (лесные участки, лесные насаждения, нерестоохранные леса) и границы д. Архиреевка не установлены, суд приходит к выводу, что, оспариваемые пункты предписания вынесены уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства и правомерно адресованы ответственному за организацию противопожарных мероприятий и обеспечение пожарной безопасности административному истцу, кроме того согласно закону № 84-оз от 16.12.2004 д. Архиреевка в ходит Большееланское муниципального образования не зависимо от границ, и в иное муниципальное образование не входит.

Так же суд учитывает представленный акт замера расстояний объектов от 26.10.2021, который подтверждает, что измерение от построек не соответствует законодательству.

По смыслу статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на администрацию может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для юридического лица, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер. Следовательно, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия.

При этом критериями законности предписания являются конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для юридического лица в силу закона, и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения, в частности, административной ответственностью за нарушение установленного в нем срока исполнения.

Соответственно, содержащиеся в предписании формулировки должны быть конкретными и исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для юридического лица однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Таким образом, несоблюдение вышеуказанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его незаконность (недействительность).

Проанализировав оспариваемое предписание, суд приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу в целях соблюдения пожарной безопасности.

Оспариваемое предписание содержит ссылки на нормативные акты, регулирующие указанные отношения, предъявляемые требования пожарной безопасности. При этом, вопреки утверждениям административного истца, отсутствие в оспариваемом предписании способа устранения, не свидетельствует о его неясности и неисполнимости, поскольку административный ответчик не вправе определять конкретный способ устранения, поскольку данное право принадлежит административному истцу.

Каких-либо нарушений при осуществлении процедуры проведения проверки, а также при вынесении оспариваемого предписания в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Также, анализируя указанные выше нормы права в их совокупности с установленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что предписание вынесено государственными инспекторами по пожарному надзору в пределах их компетенции, по результатам выявленных в ходе проверки нарушений пожарного законодательства. Поэтому суд полагает, что поскольку в силу ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым решением возложено на административного истца, однако административным истцом в административном исковом заявлении не указано, в чем состоит нарушение прав, не представлено доказательств в подтверждение данного обстоятельства в суде. Оснований для признания предписания незаконным судом не усматривается.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд так же руководствуются положениями ст. 54 Конституции РФ, Федеральным законом "О пожарной безопасности", ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", исходя из того, что стороной административных ответчиков выявленные нарушения противопожарной безопасности у административного истца, на момент вынесения предписания не были устранены, выявленные нарушения препятствуют и препятствовали своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Суд критически относится ко всем представленным документам административным истцом при рассмотрении дела в подтверждение того, что пункты 7, 9, 11,12 являются незаконными, поскольку не опровергают законность предписания в данных пунктах, оснований не доверять представленным документам со стороны административных ответчиков, как лиц с государственно-властными полномочиями, не имеется. Кроме того, с учетом группы субъектов, на которую распространяется в данном случае противопожарные требования – граждане населенных пунктов любых возрастов, суд считает, что выявленные нарушения могут привести к недопустимому риску для их безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, в том числе и административным истцом, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административный истец обязан обеспечивать пожарную безопасность в границах своего муниципального образования, однако этого не сделал. Кроме того, с учетом группы субъектов, на которую распространяется в данном случае противопожарные требования, суд считает, что выявленные нарушения могут привести к недопустимому риску для их безопасности.

Анализируя законодательство, суд приходит к выводу, о том, что в сфере противопожарного надзора установлено обязательное выполнения предписания, которое, вопреки доводам административного истца, является обязательным для соблюдения всеми организациями, выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению. Поскольку для признания оспариваемых пунктов предписания необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого предписания требованиям закона и нарушение оспариваемым предписанием прав и свобод административного истца. По смыслу указанных норм права суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание в пунктах 7, 9, 11, 12 принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы юридического лица не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований администрации сельского поселения Большееланского муниципального образования к главному государственному инспектору г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода Валерию Валерьевичу, государственному инспектору г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Дятлову Павлу Сергеевичу Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, Главному управлению МЧС России по Иркутской области о признании незаконными пунктов предписания о признании пунктов 7,9,11,12 предписания № 91/1/1 от 09.06.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не законным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течении месяца со дня принятия судом решения в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 17.11.2021.