Дело № 2а-247/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2020 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой К.В.,
при секретаре Поспеловой А.Л.
с участием:
представителя административного истца Ивановского межрайонного прокурора –помощника прокурора Степаняна Д.А.,
представителя административного ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, заинтересованных лиц Администрации г.о. Кохма, Управления образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Администрации г.о. Кохма, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика по невыполнению реконструкции корпуса № 2 МАДОУ ДС № 11 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика осуществить его реконструкцию в соответствии с требованиями действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, а также ввести в эксплуатацию указанное дошкольное учреждение в срок до 01.09.2022.
Определением суда о подготовке дела к судебному заседанию от 23.12.2019 к участию в нем в качестве заинтересованных лиц были привлечены МАДОУ детский сад № 11 «Теремок» г.о. Кохма Ивановской области, Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма, Комитет по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам администрации г.о. Кохма. Протокольным определением суда от 23.01.2020 МАДОУ детский сад № 11 «Теремок» г.о. Кохма Ивановской области исключен из числа заинтересованных лиц, к участию в деле в качестве такового также протокольным определением суда от 17.02.2020 привлечен Департамент образования Ивановской области.
В ходе судебного разбирательства на основании ст. 43 КАС РФ по ходатайству административного истца протокольным определением суда от 23.01.2020 ненадлежащий административный ответчик Администрация г.о. Кохма заменен на надлежащего Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, при этом Администрация г.о. Кохма также на основании протокольного определения суда от того же числа привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и общих принципах организации местного самоуправления.
В ходе проведенной поверки установлено, что на территории г.о. Кохма функционирует дошкольное образовательное учреждение МАДОУ ДС №»Теремок» г.о. Кохма (далее по тексту – ДС «Теремок»). Корпус № 2 ДС «Теремок» требует реконструкции, в связи с чем, 30.05.2013 между дошкольным учреждением и ООО «СМУ № 88» был заключен договор на выполнение работ по реконструкции указанного корпуса детского сада. Однако, ООО «СМУ № 88» свои обязательства по договору не исполнило, корпус № 2 не реконструирован.
Согласно представленного в адрес прокуратуры начальником Управления строительства и ЖКХ администрации г.о. Кохма ответа, процент технической готовности корпуса № 2 ДС «Теремок» составляет 32,7 %, в настоящее время работы по реконструкции не ведутся.
При указанных обстоятельствах, ссылаясь в качестве правового обоснования на ст. 210 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.01.1192 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации», Ивановский межрайонный прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель административного истца – помощник Ивановского межрайонного прокурора Степанян Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административным иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, являющийся также представителем заинтересованных лиц Администрации г.о. Кохма, Управления образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма – ФИО1, действующая на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, представившая диплом о наличии высшего юридического образования, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административного истца.
Заинтересованные лица Комитет по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам администрации г.о. Кохма, Департамент образования Ивановской области, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ 17.02.2020 года посредством электронной почты, что подтверждается соответствующими отчетами, имеющимся в нем, явку своих представителя для участия в судебном заседании не обеспечили по неизвестным суду причинам, позиции по существу требований не высказали.
Заинтересованное лицо Департамент образования Ивановской области, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ 17.02.2020 года посредством электронной почты, что подтверждается соответствующим отчетом, имеющимся в нем, представителя для участия в судебном заседании не направило. Ранее в адрес суда был направлен отзыв на административное исковое заявление, в котором Департамент полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению, сославшись на то обстоятельство, что Законом Ивановской области № 75-ОЗ от 16.12.2019 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области в 2020 году предусмотрено выделение средств областного бюджета на завершение реконструкции ДС «Теремок» в размере 55371116, 97 рублей.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФпрокурорвправе обратиться в суд садминистративнымисковымзаявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФв случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, применив вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме ввиду следующего.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на жизнь (п. 1ст.20 Конституции Российской Федерации); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (п.1ст.41 КонституцииРоссийской Федерации).
В силу ч. 1ст.132 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местныйбюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа являются вопросами местного значения городского округа.
Исходя из положений п. 11 ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Подпунктом 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 2.1.7 Положения об Управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, утвержденного Решением Городской Думы г.о. Кохма от 28.11.2013 № 95, к полномочиям Управления относится обеспечение высокого технического уровня и качества строительства, реконструкции, капитального ремонта; подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов капитального строительства в соответствии с действующим законодательством (п. 2.2.21 Положения).
Судом установлено, что нежилое здание, лит. А общей площадью 818,6 кв.м., - ОГОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, расположенное по адресу: <адрес>, распоряжением Правительства Ивановской области № 310-рп от 09.11.2011 передано из собственности Ивановской области в собственность г.о. Кохма.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Кохма от 21.02.2012 № 108, договором от 28.12.2012 муниципальное образование «городской округ Кохма», от имени которого действовал Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Кохма, передал МАДОУ детский сад № 11 «Теремок» г.о. Кохма указанное выше нежилое здание в оперативное управление.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 20.05.2013 между МАДОУ детский сад № 11 «Теремок» и ООО «СМУ № 88» заключен договор на реконструкцию корпуса № 2 здания детского сада на сумму 44460000 рублей. 25.02.2016 Арбитражным судом Ивановской области вынесено решение о расторжении муниципального контракта и взыскании с ООО «СМУ № 88» в пользу ДС «Теремок» неотработанного аванса в размере 6797367,19 рублей.
Постановлением Администрации г.о. Кохма от 11.11.2015 № 1308 нежилое здание, лит. А, общей площадью 818,6 кв.м. изъято из оперативного управления ДС «Теремок» и передано Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма.
Распоряжением Администрации г.о. Кохма Ивановской области от 25.08.2015 № 125 в целях реализации подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области»: функции заказчика-застройщика по реконструкции здания МАДОУ детский сад № «Теремок» (корпус 2) в г.о. <адрес><адрес> возложены на Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма.
В 2015 году заключен муниципальный контракт на реконструкцию здания с ООО «СвязьПроектСтрой» на сумму 14909083 рублей. В процессе реконструкции строительной организацией выполнен ряд работ, процент технической готовности здания составляет 32,7 %.
Работы по корректировке проектно-сметной документации по реконструкции здания проведены в 2018 году за счет средств областного бюджета и бюджета г.о. Кохма, предварительная стоимость работ для завершения строительства 52317062 рублей. В настоящее время ответчиком ведется активная работа, направленная на получение финансирования для завершения реконструкции здания детского сада. В подтверждение данного обстоятельства, административным ответчиком суду представлены сведения о том, что Администрацией г.о. Кохма направлены заявки на получение субсидий на реализацию мероприятий в рамках государственной программы «Развитие образования Ивановской области» в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области в 2016, 2017 и 2019 годах. Также обращения с просьбой о рассмотрении возможности включения в проект бюджета Ивановской области на 2019 год и плановый период 2020, 2021 годов выделения средств на софинансирование работ по реконструкции здания МАДОУ детский сад № 11 «Теремок» (корпус 2) направлены главой г.о. Кохма в адрес губернатора Ивановской области 21.09.2018, 15.01.2019.
При этом как следует из отзыва заинтересованного лица Департамента образования Ивановской области Законом Ивановской области № 75-ОЗ от 16.12.2019 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области в 2020 году предусмотрено выделение средств областного бюджета на завершение реконструкции ДС «Теремок» в размере 55371116, 97 рублей. Факт урегулирования вопроса о финансировании завершения реконструкции вышеуказанного объекта нашел свое подтверждение и в объяснениях представителя административного ответчика и заинтересованных лиц.
Оценивая представленные доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения административного дела нашел свое подтверждение факт бездействия административного ответчика в части невыполнения реконструкции корпуса № 2 МАДОУ ДС № 11 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались и свидетельствуют о том, что административный ответчик на протяжении длительного времени не осуществил необходимых действий для исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, бездействие административного ответчика является незаконным, в связи с чем, имеются основания для возложения на Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма обязанности по совершению указанных действий.
Решая вопрос о сроке, в течение которого Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить его до 01.09.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма в части невыполнения реконструкции корпуса № 2 МАДОУ ДС № 11 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма осуществить реконструкцию корпуса № 2 МАДОУ ДС № 11 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, а также ввести в эксплуатацию указанное дошкольное учреждение в срок до 01.09.2022.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Алексеева
Решение суда в окончательной форме принято 04.03.2020 года