к делу № 2а-2423/2021
УИД 23RS0003-01-2021-004452-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 года г-к Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кашкарова С.В.,
при секретаре Саакян Д.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Анапского межрайонного прокурора Присяжнюк А.И., представителя административного ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности № 103-07-14394/2020 от 25.12.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью,
У С Т А Н О В И Л:
Анапский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования и неопределённого круга лиц, обратился в Анапский городской суд с административным иском к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание библиотеки (нежилое помещение), расположенное по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа принять меры к регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание библиотеки (нежилое помещение), расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал на то, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа требований законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, а также полноты принимаемых мер по устранению выявленных нарушений закона. В ходе проверки было установлено бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в неприятии мер к государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, что препятствует выделению бюджетных средств на его содержание, поскольку расходные обязательства предназначены только для содержания имущества, права на которые оформлено в установленном порядке, влечет невозможность надлежащего использования имущества для разрешения вопросов местного значения муниципального образования, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования город-курорт Анапа и граждан - неопределенного круга лиц.
Административный истец в лице помощника Анапского межрайонного прокурора ФИО3, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФИО4, в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
С учётом ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа требований законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, а также полноты принимаемых мер по устранению выявленных нарушений закона.
Проведенной проверкой установлено бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 3 ст. 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 16.04.2015 № 544, к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Анапа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Согласно п. 2.1 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 02.06.2006 № 284, право муниципальной собственности, другие вещные права на принятое, приобретенное и вновь созданное недвижимое имущество, а также право хозяйственного ведения и оперативного управления, аренда, доверительное управление, сервитут, ипотека подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу положений ст. 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой.
Согласно ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 131 ГК РФ закреплено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Положением ст. 225 Гражданского кодекса РФ определено понятие бесхозяйной вещи, как не имеющей собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Данной статьей указано, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Постановлением главы города-курорта Анапа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной собственности города-курорта Анапа» утвержден перечень объектов муниципальной собственности.
Судом установлено, что приказом начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа объект капитального строительства - здание библиотеки (нежилое помещение), расположенное по адресу: г-к. Анапа, <адрес>, включен в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа в подраздел «Муниципальная казна».
Согласно информации Анапского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, а также сведений администрации МО г.-к. Анапа права муниципальной собственности на здание библиотеки (нежилое помещение), расположенное по адресу: г-к. Анапа, <адрес>, не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ Анапский межрайонный прокурор направил представление в адрес и.о. главы МО г.-к. Анапа, с указанием на незамедлительное устранение нарушений требований ст. 8.1, 131, 225 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако до настоящего времени нарушения требований федерального законодательства органом местного самоуправления не устранены, государственная регистрация прав муниципалитетом не осуществлена.
Согласно информации администрации МО г.-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ№ на объекты готовится техническая документация.
Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в нарушение требований вышеуказанных статей, допущено бездействие, выразившееся в неприятии мер государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости.
Бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в неприятии мер к государственной регистрации права собственности на объект недвижимости препятствует выделению бюджетных средств на его содержание, поскольку расходные обязательства предназначены только для содержания имущества, права на которые оформлено в установленном порядке, влечет невозможность надлежащего использования имущества для разрешения вопросов местного значения муниципального образования, в том числе по организации предоставления бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего дополнительного образования детей муниципальных образовательных организациях, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования город-курорт Анапа и граждан – неопределенного круга лиц.
Статьей 39 КАС РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд, разрешая возникший спор, учитывает приведенные выше обстоятельства, в связи с чем, приходит к выводу, что требования анапского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению путем понуждения администрации муниципального образования г-к Анапа принять меры к регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание библиотеки (нежилое помещение), расположенное по адресу: г-к. Анапа, <адрес>А.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание библиотеки (нежилое помещение), расположенное по адресу: г-к. Анапа, <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа принять меры к регистрации права собственности на недвижимое имущество – здание библиотеки (нежилое помещение), расположенное по адресу: г-к. Анапа, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.
Председательствующий- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>