ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2424/2022 от 21.07.2022 Тюменского районного суда (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 21 июля 2022 года

дело № 2а-2424/2022

УИД 72RS0021-01-2022-002277-54

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Губской Н.В.,

при секретаре Пугиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской областио признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в арендубез проведения торгов на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в , сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для указанных выше целей. Основанием для вынесения такого решения послужило пересечение границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности третьему лицу. Считает, что оспариваемый отказ не основан на нормах права, а также нарушает права и законные интересы заявителя, создавая препятствия в реализации исключительного права приобретения испрашиваемого земельного участка. Исходя из содержания отказа, ответчик указал на пересечение границ образуемого земельного участка с земельным участком, принадлежащим на праве собственности третьему лицу, не указав кадастровый номер земельного участка. По мнению административного истца, факт пересечения испрашиваемого земельного участка с другим участком исключается, так как истцом подготовлена схема расположения земельного участка с учетом утвержденных документов территориального планирования Московского МО Тюменского муниципального района Тюменской области, Правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений. Согласно сведениям из ЕГРН испрашиваемая территория свободна от прав третьих лиц. Отмечает, что ни одно из предусмотренных п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка решение ответчика не содержало, надлежащая мотивировка и соответствующее обоснование в нем не приведены. Таким образом, с учетом принятых судом уточнений исковых требований, административный истец просит признать незаконным решение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность на административного ответчика в установленные законом сроки повторно рассмотреть заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: , взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Розанова М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях (л.д. 27-29, 81-82).

Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного в (л.д. 83-85).

При этом, к заявлению административным истцом была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 21, 86).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений Тюменской области отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного в , по причине того, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, принадлежащего на праве собственность третьему лицу (л.д. 9).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что в соответствии с имеющейся информацией испрашиваемый ФИО1 земельный участок пересекает границы земельного участка, предоставленного другому лицу. Данный земельный участок имеет кадастровый , площадь 1500,9 кв.м., расположен по адресу: , его правообладателями являются ФИО5, ФИО6, ФИО7

При этом, акт обследования испрашиваемого земельного участка Департаментом не составлялся, натурный осмотр, фотосъемка не производились. Как пояснил представитель административного ответчика, пересечение границ земельных участков было установлено в результате сопоставления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровый план территории 2011 года, при этом новая (актуальная) схема не заказывалась.

Как видно из материалов дела, собственниками земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500,9 кв.м., расположенного по адресу: , являются ФИО5, ФИО6, ФИО7 Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-34).

Согласно сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в кадастр недвижимости на основании оценочной описи земельных участков кадастрового квартала . Верификация сведений ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером проведена ранее. Сведения о расположении на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства с кадастровым номером отсутствуют. В результате проведенного анализа сведений ЕГРН земельный участок по адресу: , в сведениях ЕГРН не найден (л.д. 35-36).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч. 2, 3, 4, 12, 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

Требования к подготовке схемы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

На основании ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерациипредоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом«О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (ч. 12 ст. 39.15 ЗК РФ).

Частью 17 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Между тем, оспариваемое решение не содержит указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, предложений об утверждении иного варианта схемы расположения земельного участка от административного ответчика не поступало.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административным ответчиком не представлено относимых, достаточных и достоверных доказательств того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок имеет пересечения с земельным участком с кадастровым номером 72:17:1307004:800, который на государственном кадастровом учете стоит без установленных на местности границ.

Согласноч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых отнесено описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.

В силу ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗместоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Таким образом, принимая во внимание, что Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с земельным участкомс кадастровым номером , учитывая, что к выводу о пересечении участков административный ответчик пришел на основании использования схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории 2011 года, при этом новая схема расположения земельного не составлялась, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, содержащим исчерпывающие, предусмотренные законом основания для отказа, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, ст.ст. 218, 219, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2022 года.

Судья (подпись) Губская Н.В.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья Губская Н.В.