решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2020 года
УИД 78RS0016-01-2020-002129-96
дело № 2а-2425/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 29 июля 2020 года
Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Е.В. Николаевой,
при секретаре Карповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административному исковому заявлению частного общеобразовательного учреждения «Школа «СТУДИУМ» к Комитету по образованию Санкт-Петербурга, главному специалисту отдела государственной аккредитации и государственного контроля качества образования Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию ФИО2 о признании недействительными акта проверки от 08.07.2019 № повторного предписания от 08.07.2019 №, распоряжения от 11.07.2019 №
установил:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа «СТУДИУМ» (далее по тексту – Учреждение) 26.09.2019 обратилось в <адрес> с вышеуказанными требованиями, делу был присвоен №.
Определением арбитражного суда от 19.02.2020 дело № передано в <адрес> для направления его в суд общей юрисдикции (л.д. 169-170).
Письмо заместителя председателя <адрес>ФИО3 от 30.04.2020 дело направлено в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
При принятии административного дела к производству Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, определением суда от 07.05.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
В ходе слушания дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён главный специалист отдела государственной аккредитации и государственного контроля качества образования Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца доводы и требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Комитета по образованию Санкт-Петербурга и административный ответчик ФИО2 в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать, указали, что в настоящее время все выявленные в ходе проверки нарушения Учреждением устранены в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в заседание суда не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в связи с чем суд признаёт возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Суд, исследовав материалы настоящего административного дела и оценив их, выслушав участников процесса, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании), передан государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и действует на основании Положения о Комитете по образованию, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.8 Положения Комитет осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2019 год и на основании распоряжения Комитета по образованию от 04.10.2018 №-р «О проведении плановой выездной проверки Частного общеобразовательного учреждения «Школа «СТУДИУМ» уполномоченным должностным лицом Комитета - главным специалистом отдела государственной аккредитации и государственного контроля качества образования Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию ФИО2 (далее - должностное лицо Комитета) в период с 03.12.2018 по 17.12.2018 была проведена плановая выездная проверка соблюдения Частным общеобразовательным учреждением «Школа «СТУДИУМ» требований законодательства в сфере образования к организации образовательного процесса и к ведению официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По результатам проверки должностным лицом Комитета был составлен акт проверки от 17.12.2018 № (далее по тексту – акт проверки №), из которого следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения Организацией обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к организации образовательного процесса и к ведению официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно 1.в нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 25 и части 5 статьи 26 Закона № 273-ФЗ в Уставе Организации не указан срок полномочий органов управления образовательной организации: «Общее собрание учредителей», «Общее собрание работников» и «Педагогический совет»; 2.в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 61 Закона № 273-ФЗ в пункте 9.3 Устава Организации основания для отчисления (прекращение образовательных отношений) не соответствуют требованиям законодательства, а именно отчисление по инициативе Учреждения в случае невозможности посещения по медицинским показаниям; 3. в нарушение требований части 4 статьи 10, части 5 статьи 11 и части 7 статьи 12 Закона № 273-ФЗ, пунктов 8, 9 и 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (далее - Порядок №), образовательная программа основного общего образования Организации «Основная образовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку по английскому языку» (8-9 класс), нормативный срок освоения которой должен составляет 5 лет, охватывает не весь уровень основного общего образования, а именно 2 года; 4. в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 30 Закона № 273-ФЗ, пункта 16 Порядка № в Организации в 2018-2019 учебном году образовательная деятельность в 9-11 классах организована в соответствии с расписанием, несоответствующему локальному акту Организации — «Режим занятий обучающихся»; 5.в нарушение требований раздела II Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № (далее — Базисный учебный план), для среднего (полного) общего образования учебная нагрузка 10-11 классов в Учебном плане Организации не соответствует предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе; 6.в нарушение требований раздела II пункта 4 Базисного учебного плана учебные предметы «Экономика» и «Право» в 10 и 11 классах Организации в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах не изучаются как отдельные учебные предметы; 7. в нарушение требований пунктов 10 и 11 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ в Организации не ведется индивидуальный учет результатов освоения обучающегося 3 класса (за 2017-2018 учебный год) и 4 класса (за 2018-2019 учебный год) образовательной программы начального общего образования в части реализации учебного предмета «Физическая культура»; 8. в нарушение требований части 4 статьи 60 Закона № 273-ФЗ, пунктов 5.3 и 18 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 №, в «Книга учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании, золотых и серебряных медалей» Организации за 2017-2018 учебный год указаны учебные предметы, отсутствующие в Учебном плане Организации на 2017-2018 учебный год, а именно: «Химия», «Физика», «Биология», «Технология», «МХК»; 9. в нарушение требований пункта 7 Порядка проведения самообследования образовательной организации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № (далее - Порядок проведения самообследования), отчетным периодом самообследования Организации является учебный год, а не предшествующий самообследованию календарный год; 10.в нарушение требований пункта 8 Порядка проведения самообследования отчет о результатах самообследования Организации не размещен на официальном сайте Организации и направлен учредителю после 20 апреля текущего года; 11.в нарушение требований Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №, в Организации отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования; 12.в нарушение требований частей 9 и 10 статьи 98 Закона № 273-ФЗ, пунктов 1 и 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № (далее - информационная система), Организацией не внесены в информационную систему сведения о документах об образовании, выданных в период с 2004 по настоящее время; 13. в нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 29 Закона № 273-ФЗ, Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №, Требований к структуре официального сайта образовательной организации в ннформацноиио-телекоммукационной сети «Интернет», утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 29.05.2014 №, на официальном сайте Организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: в подразделе «Структура и органы управления образовательной организации» отсутствует информация о наименовании структурных подразделений (органов управления); руководителях структурных подразделений; о местах нахождения структурных подразделений; адресах официальных сайтов структурных подразделений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии); адреса электронной почты структурных подразделений; в подразделе «Документы» отсутствует информация: план финансово-хозяйственной деятельности ОО, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации; локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Закона № 273-ФЗ регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися, правила внутреннего распорядка обучающихся, коллективный договор, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; отчет о результатах самообследования; образец договора об оказании платных образовательных услуг; документ об утверждении стоимости обучения, по каждой образовательной программе; документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования; предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний; в подразделе «Образование» отсутствует информация: о реализуемых уровнях образования; о формах обучения; о нормативных сроках обучения; о сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации); о методических и иных документах, разработанных ОО для обеспечения образовательного процесса; о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о языках, на которых осуществляется образование (обучение); ОО, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы; в подразделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» отсутствует информация: о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о доступе к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По факту выявленных нарушений Комитетом в соответствии с требованиями части 6 статьи 93 Закона № 273-ФЗ Учреждению 17.12.2018 было выдано предписание № об устранении нарушений, согласно которого на Учреждение была возложена обязанность устранить выявленные нарушения и представить в Комитет отчет об исполнении предписания № с приложением копий подтверждающих документов в срок до 17.06.2019.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга ФИО4 от 12.08.2019 (дело №) установлено наличие в действиях Учреждения признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения Учреждением, с учётом положений статьи 2.9 КоАП РФ Учреждению вынесено устное замечание.
На основании распоряжения Комитета по образованию от 03.07.2019 № «О проведении внеплановой документарной проверки Учреждения главным специалистом отдела государственной аккредитации А и государственного контроля качества образования Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию ФИО2 в период с 05.07.2019 по 08.07.2019 вновь была проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам внеплановой проверки должностным лицом составлен акт проверки от 08.07.2019 № (далее по тексту - акт проверки №), согласно которого в ходе проверки был выявлен факт неисполнения предписания № от 17.12.2018 в части невыполнения пунктов 1 и 2, а именно пункт 1: « В нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 25 и части 5 статьи 26 Закона № 273-ФЗ в Уставе Организации не указан срок полномочий органов управления образовательной организации: «Общее собрание учредителей», «Общее собрание работников» и «Педагогический совет»; пункт 2: «В нарушение требований частей 1 и 2 статьи 61 Закона № 273-ФЗ в пункте 9.3 Устава Организации указаны основания для отчисления (прекращение образовательных отношений) не соответствующие требованиям законодательства, а именно отчисление обучающихся по инициативе Учреждения в случае невозможности посещения по медицинским показаниям.
В связи с наличием вышеуказанных нарушений Комитет выдал Учреждению повторное предписание от 08.07.2019 №, которым на Учреждение была возложена обязанность в срок до 17.06.2019 привести Устав Учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно 1) устранить нарушения, указанные в настоящем предписании, в срок до 08.10.2019; 2) представить в Управление по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета в срок до 08.10.2019 отчет об исполнении предписания и устранении выявленных нарушений с приложением копий документов, содержащих сведения, подтверждающие устранение выявленных нарушений: новой редакции устава Организации, зарегистрированной в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц в Санкт-Петербурге.
Предписание от 08.07.2019 было получено уполномоченным должностным лицом Учреждения 08.07.2019.
Распоряжением Комитета по образованию от 11.07.2019 № был наложен полный запрет приёма на обучение в Частное общеобразовательное учреждение «Школа «СТУДИУМ», который был получен Учреждением 22.07.2019
Полагая свои права нарушенными, обратившись в суд с требованиями о признании незаконным предписания от 08.07.2019, Учреждение указало, что Устав Учреждения не был зарегистрирован Министерством юстиции не по вине Учреждения, кроме того, отчёт о выполнении первоначального предписания был направлен в Комитет в установленные им сроки.
Оценив установленные выше обстоятельств по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не установил оснований к удовлетворению заявленных требований.
Из представленного Учреждением 18.10.2019 в Комитет отчет об исполнении предписания от 08.07.2019 следует, что нарушения, выявленные при проведении первой проверки не устранены, новая редакция Устава Учреждения, зарегистрированная в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц в Санкт-Петербурге, в Комитет не представлена, деятельность Учреждения осуществляется на основании Устава Учреждения, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в 2015 году.
В силу ст. 25 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
В уставе образовательной организации должна содержаться, в том числе информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий (п. 4 ч. 2).
Согласно ст. 26 указанного закона единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится и педагогический совет, а также могут формироваться управляющий совет, и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что как на момент проведения проверки, так и на момент обращения в суд с настоящим иском в Уставе 2015 года не был указан срок полномочий органов управления образовательной организации: «Общее собрание учредителей», «Общее собрание работников» и «Педагогический совет».
Вместе с тем, в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 61 Закона № 273-ФЗ в пункте 9.3 Устава Учреждения указаны основания для отчисления (прекращение образовательных отношений) не соответствующие требованиям законодательства, а именно отчисление обучающихся по инициативе Учреждения в случае невозможности посещения по медицинским показаниям.
Основания прекращения и расторжения договора оказания образовательных услуг регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно статье 4 указанного Закона действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, независимо от формы образовательного учреждения (государственное, частное и пр.) его деятельность должна соответствовать требованиям законодательства об образовании, в том числе в части оснований и порядка прекращения образовательных отношений.
Согласно части 1 статьи 61 названного Закона образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 61 Закона N 273-ФЗ определено, что образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, указание в пункте 9.3 Устава Учреждения положения об отчисление обучающихся по инициативе Учреждения в случае невозможности посещения по медицинским показаниям, противоречит действующему законодательству и не может быть включено в Устав.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком принято законное и обоснованное решение о вынесении оспариваемого предписания. Оспариваемое предписание принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах представленных полномочий, в установленном законом порядке.
Кроме того, суд не усматривает оснований к удовлетворению требований административного истца о признании незаконным акта проверки, поскольку оспариваемый акт проверки не подлежит самостоятельному обжалованию, не влечет нарушение прав административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.
Судья –