Дело № 2а-2426/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Мурадовой С.Л.
при секретаре судебного заседания Флегентовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной
у с т а н о в и л :
Административный истец прокурор Батыревского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка, в ходе осуществления мониторинга телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в нарушение требований закона, для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайта со следующим URL-адресом, который указан в административном исковом заявлении, посетителям предлагается информационный материал по оказанию услуги по обналичиванию денежных средств, что противоречит правам и законным интересам граждан. Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц. На указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по обналичиванию денежных средств, полученных преступным путем. На названном интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 15.27 КоАП РФ - неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), так и уголовная ответственность (ст. 174 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; ст. 174.1 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных липом в результате совершения им преступления; ст. 205.1 УК РФ - содействие террористической деятельности). Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации нарушающей публичные интересы РФ и способствующей совершению преступлений в указанной сфере. Факт размещения такой информации на указанном интернет-сайте подтверждается актом проверки и распечаткой (скриншотом) указанной интернет-страницы. В ходе проверки владелец указанного интернет-сайта не установлен. Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к совершению правонарушений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Истец со ссылкой на п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.ст.39, 218 КАС РФ просит признать информацию, размещенную на интернет-сайте с URL- адресом: ------/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административный истец извещен, явку представителя не обеспечил.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, в суд явку представителя не обеспечил, посредством электронной почты представил отзыв, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под доходами, полученными преступным путем признаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем признается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Под финансированием терроризма следует понимать предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
В соответствии со ст.7 Закона № 115-ФЗ закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к совершению правонарушений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайте в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст.8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст.22 КАС административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Настоящее административное исковое заявление подано к Управлению Роскомнадзора по Чувашской Республике, располагающемуся по адресу: адрес», что подпадает под территориальную подсудность Ленинского районного суд г. Чебоксары.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть мониторинг интернет сайтов, содержащих информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению. Прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики в ходе осуществления мониторинга телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в нарушение требований закона, для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайта со следующим URL-адресом, который указан в административном исковом заявлении, посетителям предлагается информационный материал по оказанию услуги по обналичиванию денежных средств, что противоречит правам и законным интересам граждан. Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц. На указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по обналичиванию денежных средств, полученных преступным путем. На названном интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 15.27 КоАП РФ - неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), так и уголовная ответственность (ст. 174 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; ст. 174.1 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных липом в результате совершения им преступления; ст. 205.1 УК РФ - содействие террористической деятельности). Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации нарушающей публичные интересы РФ и способствующей совершению преступлений в указанной сфере. Факт размещения такой информации на указанном интернет-сайте подтверждается актом проверки помощника прокурора Багыревского района Чувашской Республики ФИО2 от дата и распечаткой (скриншотом) указанной интернет-страницы. В ходе проверки владелец указанного интернет-сайта не установлен. Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к совершению правонарушений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
К материалам дела приложены скриншоты страницы вышеуказанного сайта, акт проверки от датаг., которыми подтверждаются наличие на указанной интернет странице информационного материала по оказанию услуги по обналичиванию денежных средств, полученных преступным путем.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 №228.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на интернет-сайте с URL- адресом: ------/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, расположенного по адресу: адрес, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Мурадова С.Л.
Мотивированное решение составлено датаг.