ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2428/17 от 27.09.2017 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-2428/17

Решение

Именем Российской Федерации

27 сентября 2017 года г. Находка Приморского края

Находкинский городской суд Приморского края

В составе: председательствующего судьи Елистратовой О.Б.

при секретаре Турчанович О.Л.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора г. Находки Соколовой Е.Н.,

представителя административного ответчика - ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Находки в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Находкинского городского округа о признания бездействия незаконным и о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор г. Находки в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации Находкинского городского округа о признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к приведению Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа в соответствие с действующим законодательством и о возложении обязанности на администрацию Находкинского городского округа в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, принять меры к приведению подпункта «ж» пункта 2.1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа, утвержденного распоряжением главы Находкинского городского округа от 19.05.2016 № 235-р, в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель административного истца – прокурора города Находки - помощник прокурора Соколова Е.Н. административные исковые требования полностью поддержала и пояснила, что проверкой исполнения законодательства о закупках прокуратурой г. Находки выявлены факты несоответствия требованиям законодательства - пунктам 5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подпункта «ж» пункта 2.1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа, утверждённого распоряжением главы Находкинского городского округа от 19.05.2016 № 235-р, выразившегося в том, что в п/п «ж» п. 2.1 Положения установлено, что контрактная служба, в том числе обеспечивает проверку участников закупок на предмет отсутствия у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам и бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, что не соответствует п. 5 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44.

Также в соответствии с п/п «ж» п. 2.1 Положения контрактная служба проверяет отсутствие у заказчика закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, что не соответствует требованиям п. 7 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44.

Одновременно с этим п/п «ж» п. 2.1 Положения не предусматривает обязательных требований к участникам закупки, подлежащих установлению заказчиком при осуществлении закупок, предусмотренных п. 7.1, 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, п. 7.1, 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено требование к участнику закупки, согласно которому участник закупки – юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

06.03.2017г. прокурором города на распоряжение главы Находкинского городского округа от 19.05.2016г. № 235-р принесен протест с требованиями привести подпункт «ж» пункта 2.1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа, утвержденного указанным распоряжением в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

24.03.2017г. в прокуратуру города поступил ответ заместителя главы Находкинского городского округа от 21.03.2017г. № 1-31-0797 о результатах рассмотрения протеста, согласно которому Положение о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа не приведено в соответствие с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду того, что проверка на соответствие участников закупок вышеуказанным пунктам 5, 7, 7.1, 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ отнесено к полномочиям комиссии по закупкам, кроме того, ни комиссия по закупкам, ни контрактная служба не имеет возможности по факту осуществить такую проверку.

Тем самым, администрацией Находкинского городского округа не принято мер к приведению Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Правовая позиция по вопросу установления единых требований заказчиком к участникам закупок, а также же соответствии участников закупок требованиям, указанным в пунктах 5, 7, 7.1, 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ подтверждается п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016.

Непринятие мер к приведению Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа в соответствие с действующим законодательством нарушает закрепленные в статье 6 Федерального закона № 44-ФЗ принципы контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Представитель административного ответчика – администрации Находкинского городского округа – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась и пояснила, что проверка на соответствие участников указанным прокурором пунктам ч. 1 ст. 31 ФЗ-44 – это полномочия комиссии по закупкам, причем, данная проверка, согласно части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ является правом комиссии по закупкам.

Пункт «ж» Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа, принятого распоряжением главы Находкинского городского округа от 19.05.2016 № 235-р, говорит о проверке на соответствие участников, которая проводится контрактной службой заказчика – совершенно другим органом. Причем, данная проверка является не правом, а обязанностью контрактной службы.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения.

Типовое положение о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, не содержит указанных обязанностей контрактной службы.

В настоящее время отсутствует механизм проверки участников на соответствие таких требований, как проверка наличия судимости за отдельные преступления, проверка привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные конкретными статьями КоАП РФ.

Кроме того, законодателем ограничены сроки на проведение проверки участников на соответствие требованиям, указанным в пунктах 3 – 5, 7 – 9 части 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также при проведении электронного аукциона, запроса копировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

При проведении электронного аукциона вышеуказанные сведения подаются во второй части заявки (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). Согласно ч. 5 ст. 69 Закона № 44-ФЗ срок рассмотрения вторых частей заявки составляет три рабочих дня.

При проведении запроса котировок проверка соответствия участника вышеуказанным требованиям производится непосредственно после вскрытия конверта с заявкой в ходе проведения запроса котировок (ст. 78 Закона № 44-ФЗ), т.е. у заказчика не имеется ни одного дня, чтобы сделать запрос в соответствующие органы.

Предварительный отбор является разновидностью запроса котировок.

Следовательно, ни Комиссия по закупкам, ни Контрактная служба не имеет возможности по факту осуществить проверку наличия судимости за отдельные преступления и проверку привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные конкретными статьями КоАП РФ.

Просила в удовлетворении административных исковых требований прокурору отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г. Находки проверки исполнения администрацией Находкинского городского округа законодательства о закупках выявлены факты несоответствия требованиям законодательства, а именно: подпункт «ж» пункта 2.1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округ, утверждённого Распоряжением главы Находкинского городского округа от 19.05.2016 № 235-р не соответствует пунктам 5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктами 5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 вышеназванного ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято (пункт 5);

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (пункт 7);

- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 7.1);

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????????���?????�??????*????h�????�?j�??????????�???????�???????�????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�"�?�-�?�?�?�?�?�/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?����������?�???????????�???????�???????�????????�?�?��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Є???�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?��������������?�???????????????�???????????�?

Между тем, пунктом 2.1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа определены функции и полномочия контрактной службы при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в соответствии с подпунктом «ж» которого, контрактная служба осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по осуществлению закупок, в том числе обеспечивает проверку участников закупок на предмет отсутствия у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам и бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, что не в полном объёме соответствует п. 5 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44.

Контрактная служба, в соответствии с п/п «ж» п. 2.1 Положения, обеспечивает проверку отсутствия у заказчика закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки, судимости за преступления в сфере экономики, что также не в полном объёме соответствует требованиям п. 7 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44.

А также подпункт «ж» пункта 2.1 Положения не предусматривает установления заказчиком единых и обязательных требований к участникам закупки, предусмотренных п. 7.1 и п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Установив указанные несоответствия законодательства о закупках в Положении о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа прокурором г. Находки 06.03.2017г. принесён протест на Распоряжение главы Находкинского городского округа от 19.05.2016 № 235-р с требованиями о приведении подпункта «ж» пункта 2.1 указанного Положения о контрактной службе в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

24.03.2017г. в прокуратуру города поступил ответ заместителя главы Находкинского городского округа от 21.03.2017г. № 1-31-0797 о результатах рассмотрения протеста, согласно которому Положение о контрактной службе муниципального заказчика – администрации Находкинского городского округа не приведено в соответствие с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду того, что проверка на соответствие участников закупок вышеуказанным пунктам 5, 7, 7.1, 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ отнесено к полномочиям комиссии по закупкам, кроме того, ни комиссия по закупкам, ни контрактная служба не имеет возможности по факту осуществить такую проверку.

Указанные доводы администрацией Находкинского городского округа были приведены и в ходе рассмотрения данного дела.

Однако данные доводы представляются несостоятельными в виду следующего.

Полномочия контрактной службы изложены в ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 1 ст. ст. 38 вышеназванного ФЗ-44 заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В силу ч. 4 ст. 38 ФЗ-44 контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.