Дело № 2а-2429/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2017г. г. Ярославль
Заволжский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Иванчиковой Ю.В.,
при секретаре Ерёмычевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному иску ФИО4 к ОМВД России по Заволжскому городскому району, УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО5, УМВД России по Ярославской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии процессуального решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Заволжскому городскому району о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении должностным лицом отдела полиции его заявления (сообщения) об административном правонарушении. Просит обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований ФИО4 указал, что 27.07.2017г. обратился в отдел полиции по Заволжскому району г. Ярославля с заявлением о привлечении к уголовной ответственности ФИО3 по ч.1 ст.119 УК РФ, а также о наличии в действиях последнего и ФИО6 признаков состава ч.1 ст.330 УК РФ, ст.213 УК РФ, ст.20.1 КоАП РФ. В заявлении сообщалось об обстоятельствах конфликта ФИО2, ФИО6 и ФИО3, имевшего место 25.07.2017г.
С согласия участников процесса судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УМВД России по Ярославской области, УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО5.
В судебном заседании административный истец ФИО4 требования и доводы по иску поддержал. Дополнительно указал, что его права нарушены тем, что уполномоченное лицо отдела полиции не приняло процессуального решения по его заявлению о совершении административного правонарушения заинтересованными лицами, что также нарушает его (заявителя) право на обжалование такого решения.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Заволжскому городскому району и УМВД России по Ярославской области по доверенностям ФИО7 (л.д.16), ответчик УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО5 по иску возражали, дали пояснения согласно письменной позиции. Дополнительно ФИО5 пояснил, что заявление ФИО4 от 27.07.2017г. было передано ему на рассмотрение; процессуального решения по сообщению о совершении указанными в заявлении лицами административного правонарушения им не принималось.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. С согласия участников процесса суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, а также материал проверки КУСП по заявлению ФИО4, суд приходит к следующему.
Реализация гражданином РФ закрепленного за ним в ст. 33 Конституции РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, связанные с рассмотрением дел в судах всех уровней и видов).
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается, в частности, обязанность принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Аналогичная обязанность полиции определена в пункте 8 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утверждена приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736), далее - Инструкция.
Порядок рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях регламентирован пунктами 58 - 61 Инструкции.
Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП РФ (пункт 58 Инструкции).
В соответствии с пунктом 59 Инструкции по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.1); об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.2); о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности (подпункт 59.3); о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности (подпункт 59.4).
Согласно пункту 70 Инструкции информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, указанных в пунктах 48, 50, 59, 63 данной Инструкции, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. В графе 9 КУСП делается соответствующая отметка с указанием даты и исходящего номера письма, а также способа информирования (вручение под расписку, направление посредством почтовой связи, факсимильным или электронным видами связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 27.07.2017г. в ОМВД России по Заволжскому городскому району УМВД России по ЯО обратился ФИО4 с заявлением, зарегистрированным под №13500 27.07.2017г., о привлечении к уголовной ответственности ФИО3 по ч.1 ст.119 УК РФ, а также о наличии в действиях последнего и ФИО6 признаков состава ч.1 ст.330 УК РФ, ст.213 УК РФ, ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
По данному заявлению УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО5 была проведена проверка в соответствии со ст.ст.144-145 УПК РФ, вынесено постановление об отказе возбуждении уголовного дела.
Из объяснений участников процесса следует, что процессуального решения по заявлению о привлечении заинтересованных лиц к административной ответственности должностным лицом отдела полиции не принималось.
Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является заявление физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1).
Из заявления ФИО4, поданного в отдел полиции, усматривается, что последним сообщено о действиях лиц, содержащих признаки события административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, должностным лицом не принято процессуального решения по данному сообщению, тогда как по результатам рассмотрения материалов, заявлений, сообщений должностным лицом отдела полиции возбуждается дело либо выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела.
Позиция административного ответчика ОМВД России по Заволжскому городскому району УМВД России по ЯО о невозможности принятия двух процессуальных решения по результатам рассмотрения заявления ФИО4 (по КоАП РФ и УПК РФ) основана на неверном толковании норм права и положений Инструкции.
Неисполнение административным ответчиком ОМВД России по Заволжскому городскому району и непосредственно УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО5 требований вышеуказанных законов и Инструкции, свидетельствует о незаконном бездействии, что, безусловно, учитывая фактические обстоятельства дела, повод обращения ФИО4 в отдел полиции, привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ФИО4 к ОМВД России по Заволжскому городскому району, УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО5, УМВД России по Ярославской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии процессуального решения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОМВД России по Заволжскому городскому району, УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО1, выразившееся в непринятии процессуального решения по заявлению ФИО4 от 27.07.2017г., содержащему сообщения о признаках события административного правонарушения, предусмотренного ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Обязать ОМВД России по Заволжскому городскому району УМВД России по ЯО, УУП ОМВД России по Заволжскому городскому району ФИО5 принять процессуальное решение по заявлению ФИО4 от 27.07.2017г. о возбуждении дела об административном правонарушении либо мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; об устранении допущенных нарушений прав административного истца сообщить суду и ФИО4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Иванчикова
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2017г.