ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-242/18 от 18.01.2018 Северского городского суда (Томская область)

Дело №2а-242/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2018 г. Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Прохоровой Н.В.

при секретаре Яговкиной М.Т., Набоковой Н.Э.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ФИО1 о признании постановления о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017 незаконным, признании действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО3 по расчету задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания, незаконным, возложении обязанности отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017,

установил:

административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском в котором просил суд: признать постановление о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017 незаконным, признать действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области ФИО3 по расчету задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания, незаконным, обязать ответчиков отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017, ссылаясь на то, что 06.12.2017 судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Северску ФИО3, рассмотрев материалы исполнительного производства от 11.05.2011 №**, возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительный лист №** от 25.06.2011, выданного Северским городским судом Томской области по делу №**, вынесла постановление о расчете задолженности по алиментам. Расчет задолженности по алиментам определен исходя из размера заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания. В период с 11.02.2011 по 16.04.2015 он являлся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход и представил судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход – декларации о доходах. Поскольку на него не возложена обязанность вести документы, подтверждающие его фактически полученный доход, следовательно, он не должен был представлять документы, подтверждающие его доход, в связи с чем, задолженность по алиментам не может определяться, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Как указано в постановлении о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017 должником представлены документы, подтверждающие его фактически полученный доход от ведения предпринимательской деятельности. Однако, согласно ответу, поступившему из ООО «Издательство «Триада», установлено, что квитанции с номером заказа ** были изготовлены 04.07.2016, согласно товарной накладной №** от 04.07.2016, а даты полученного дохода на квитанциях указаны за 2012-2015 г.г. Квитанции с номером заказа ** изготовлены 24.06.2011, согласно товарной накладной №** от 24.06.2011, однако даты полученного дохода на квитанциях указаны с 05.02.2011, что не соответствует действительности; даты получения дохода, указанные в квитанциях, не совпадают с последовательностью номеров квитанций. Однако ни одним правомочным органом не установлено, что данные квитанции носят в себе ложную информацию; он указал в квитанциях соответствующие действительности сведения о доходах от занятия предпринимательской деятельностью, в связи с чем, судебный пристав незаконно не принимает квитанции в качестве подтверждающего доход документа. Ссылка в постановлении о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017 на Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №359 и на то, что он не представил книгу учета бланков документов, является необоснованной. Судебные приставы не запрашивали у него книгу учета бланков документов, соответственно не могут ссылаться на обстоятельства её непредставления. Кроме того, законодательством Российской Федерации на него не возложена обязанность по представлению книги бланков документов судебным приставам для расчета/перерасчета задолженности по алиментам. К плательщикам ЕНДВ не применяются требования Постановления от 06.05.2008 №359, следовательно, у него не было обязанности вести книги учета бланков и документы, подтверждающие прием денежных средств могли быть изготовлены любым удобным способом при условии включения в данный документ предусмотренных реквизитов. Он представил все необходимые документы (налоговые декларации, квитанции, книги учета доходов и расходов), подтверждающие полученный им доход. В связи с чем, действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северску по Томской области ФИО3 по расчету задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания, являются незаконными. 07.12.2017 он получил постановление о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017 и не обращался в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчинения лицу с жалобой на постановление о расчете задолженности.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал административный иск по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в подтверждение реальных доходов от предпринимательской деятельности он представил судебному приставу-исполнителю налоговые декларации. Кроме того, он предоставил судебному приставу-исполнителю квитанции об оказании услуг, книги учета доходов и расходов, которые он составил после того как прекратил предпринимательскую деятельность, т.к. судебный пристав-исполнитель потребовал у него данные документы. Данные документы подтверждают его реальны доход, т.к. составлены на основании имеющихся у него записей.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО3, действующая в интересах Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области на основании доверенности от 08.12.2017 №**, диплома ****, регистрационный номер ** 18.04.2014, выданного ФГБОУ высшего профессионального образования «**», в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях, согласно которым 11.05.2011 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Северску возбуждено исполнительное производство №** на основании исполнительного документа Исполнительный лист №** от 25.06.2011, выданного Северским городским судом Томской области, о взыскании алиментов с ФИО1 в пользу К. на содержание дочери Т., **.**.**** г. рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка и иного дохода ежемесячно и до совершеннолетия ребенка. В ходе исполнения из ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области судебному приставу-исполнителю поступили: выписка из ЕГРП, согласно которой ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.08.2010 по 14.04.2015, декларации о доходах должника. 06.12.2017 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 01.03.2011 по 01.10.2017, согласно которому задолженность по алиментам по состоянию на 01.10.2017 составила 242352,65 руб. Должником были представлены документы, подтверждающие его фактически полученный доход от ведения предпринимательской деятельности: налоговые декларации, книги учета доходов и расходов, квитанции об оказании услуг по пассажирским перевозкам. Однако согласно ответу, поступившему из ООО «Издательство «Триада», установлено, что квитанции с номером заказа ** были изготовлены 04.07.2016, согласно товарной накладной №** от 04.07.2016, а даты полученного дохода на квитанциях указаны за 2012-2015 г.г. Квитанции с номером заказа ** изготовлены 24.06.2011, согласно товарной накладной №** от 24.06.2011, однако даты полученного дохода на квитанциях указаны с 05.02.2011, что не соответствует действительности; даты получения дохода, указанные в квитанциях, не совпадают с последовательностью номеров квитанций. Книга учета бланков не представлена. Сведения, указанные в налоговых декларациях по единому налогу на вмененный доход, отражают потенциально возможный (вмененный) доход индивидуального предпринимателя. В тоже время по смыслу пп. «з» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, должен приниматься во внимание реальный доход, полученный индивидуальным предпринимателем. В связи с чем, в вышеуказанном постановлении за период с 01.03.2011 по 15.04.2015 задолженность по алиментам рассчитана исходя их размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания, с 16.04.2015 расчет произведен исходя из фактического заработка должника у ИП В.

В судебное заседание административный ответчик – начальник отдела – судебный пристав отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области ФИО4, заинтересованное лицо К. не явились. Заинтересованное лицо К. представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав административного истца и его представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, удостоверенной 20.12.2016 нотариусом г. Северска Томской области Б., зарегистрированной в реестре за №**, диплома **, выданного ФГАОУ высшего образования «**», регистрационный номер **, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО3, считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований административному истцу отказать, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу статьи 226 КАС РФ для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

Согласно п. 1 ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

В соответствии с подп. 3, 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Из положений ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Согласно разделу 5 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России от 19.06.2012 № **, в случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Как установлено в судебном заседании 11.05.2011 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области на основании исполнительного листа № ** от 25.06.2001, выданного Северским городским судом Томской области, возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО1 о взыскании в пользу взыскателя К. алиментов в размере 1/4 доли дохода ежемесячно на содержание несовершеннолетнего ребенка.

06.12.2017 судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 01.03.2011 по 30.09.2017, согласно которому задолженность по алиментам по состоянию на 01.10.2017 составила 242352,65 руб. При этом задолженность по алиментам за период с 01.03.2011 по 15.04.2015 рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания; с 16.04.2015 расчет произведен исходя из фактического заработка должника у ИП В.

Постановляя произвести расчет задолженности, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания, судебный пристав установил, что должником были представлены документы, подтверждающие его фактически полученный доход от ведения предпринимательской деятельности (налоговые декларации, книги учета доходов и расходов, квитанции об оказании услуг по пассажирским перевозкам). Однако, согласно ответу, поступившему из ООО «Издательство «Триада», установлено, что квитанции с номером заказа ** были изготовлены 04.07.2016, согласно товарной накладной №** от 04.07.2016, а даты полученного дохода на квитанциях указаны за 2012-2015 г.г. Квитанции с номером заказа ** изготовлены 24.06.2011, согласно товарной накладной №** от 24.06.2011, однако даты полученного дохода на квитанциях указаны с 05.02.2011, что не соответствует действительности; даты получения дохода, указанные в квитанциях, не совпадают с последовательностью номеров квитанций.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец ФИО1 ссылается на отсутствие у него обязанности по представлению иных документов, подтверждающих размер фактически полученного дохода в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и на то что при расчете алиментов, подлежащих взысканию, судебный пристав должен учитывать доход, исходя из сведений, содержащихся в налоговых декларациях.

Суд находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Т.В.ВБ. с 25.08.2010 по 14.04.2015 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя.

В указанный период 14.04.2015 ФИО1 применял специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения.

В подтверждение своих доходов должником были представлены судебному приставу-исполнителю налоговые декларации, книги учета доходов и расходов, квитанции об оказании услуг по пассажирским перевозкам.

В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

К числу таких доходов согласно подпункту «з» пункта 2 данного Перечня отнесены доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Положениями главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрена возможность установления системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этом в силу абз. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает, в том числе, их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Согласно ст. 346.27 НК РФ под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

Вместе с тем, Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.07.2010 № 17-П «По делу о проверке конституционности подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина ФИО5» изложена позиция, согласно которой при определении размера подлежащих удержанию алиментов не могут не приниматься во внимание реальные доходы алиментно-обязанного лица - индивидуального предпринимателя, получаемые от занятия предпринимательской деятельностью, поскольку именно реальными доходами определяются материальные возможности такого лица по осуществлению принадлежащих ему прав и исполнению возложенных на него обязанностей, включая содержание самого себя и членов своей семьи (абзац 1 пункта 3.1). Отношения, связанные с уплатой алиментов, налоговое законодательство не регулирует. Соответственно, определение размера доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица для исчисления суммы алиментов, как это предусмотрено подпунктом «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, на основании положений налогового законодательства, определяющих в целях налогообложения размер доходов индивидуального предпринимателя, не отвечало бы отраслевой природе семейного права и обусловленной ею специфике семейного законодательства. В свою очередь, положения налогового законодательства не могут быть истолкованы как допускающие во всех случаях взыскание алиментов с дохода в том его размере, который учитывается при налогообложении (абзацы 5, 6 пункта 3.1).

Следовательно, при определении размера подлежащих удержанию алиментов должны приниматься во внимание все полученные в распоряжение алиментно-обязанного лица - индивидуального предпринимателя реальные доходы от занятия предпринимательской деятельностью за период начисления алиментов, а также все произведенные за указанный период непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности расходы.

Аналогичные разъяснения содержит и пункт 5.3 «Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов», утвержденных ФССП России 19.06.2012 № 01-16.

Таким образом, рассчитанная и указанная в налоговых декларациях сумма единого налога на вмененный доход не отражает сумму фактически полученного предпринимателем дохода, определение размера которого необходимо для определения алиментных обязательств.

Как следует из приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.11.2013 № 703н/112н/1294 «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» к документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения, относится копия налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган.

К документам, подтверждающим понесенные расходы для индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, относится книга учета доходов и расходов.

Представленные административным истцом декларации по налогу не подтверждают доход от предпринимательской деятельности, поскольку сами по себе сведения, указанные в налоговых декларациях по единому налогу на вмененный доход, отражают потенциально возможный (вмененный) доход индивидуального предпринимателя. В то же время по смыслу подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, должен приниматься во внимание реальный доход, полученный индивидуальным предпринимателем.

Судебным приставом - исполнителем также обоснованно не были приняты во внимание предоставленные административным истцом документы, подтверждающие его фактически полученный доход от ведения предпринимательской деятельности (книги учета доходов и расходов, квитанции об оказании услуг по пассажирским перевозкам), поскольку данные документы с достоверностью не подтверждают доходы административного истца в спорный период.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается пояснениями административного истца в судебном заседании, квитанции об оказании услуг, книги учета доходов и расходов, представленные ФИО1 судебному приставу-исполнителю, в период осуществления им предпринимательской деятельности не велись и были составлены на основании имеющихся у него записей после прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, поскольку судебный пристав-исполнитель потребовал у него подтверждение доходов.

При этом первичные документы (в том числе, записи и др. документы), с достоверностью подтверждающие получение дохода от предпринимательской деятельности именно в том размере, который был заявлен административным истцом как реальный доход от предпринимательской деятельности в спорный период, административным истцом не были представлены судебному приставу-исполнителю.

Поскольку административный истец не представил документального подтверждения размера его действительного дохода, расчет задолженности по алиментам, исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, произведен судебным приставом-исполнителем в спорный период правильно.

Оценивая изложенные обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела не было установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании постановления о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017 незаконным, признании действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО3 по расчету задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания, незаконным, возложении обязанности отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от 06.12.2017 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Прохорова