Дело № 2а-242/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 года
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего судьи Кулматовой Э.Ф.,
при секретаре Мелехине И.А.,
с участием административного истца ФИО3, представителя административного истца ФИО1, заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> административное дело по административному иску ФИО3 к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене уведомления о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ№»
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене уведомления о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ№».
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира в доме усадебного типа общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, земельный участок к указанной квартире площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником кв.№ является ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области с уведомлением о планируемой реконструкции квартиры. Планировала произвести реконструкцию одной из комнат путем увеличения её площади за счет пристроя. Изначально площадь комнаты составляла <данные изъяты> кв.м. Указанная комната не имела общей стены в кв. №ДД.ММ.ГГГГ администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области выдала ей уведомление № о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома устанавливаемым параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Дополнительно отделом архитектуры и градостроительства администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области были разъяснены требования к строительству объекта в соответствии с градостроительными нормами и правилами. На основании указанного уведомления ДД.ММ.ГГГГ она произвела реконструкцию своей квартиры, в результате чего площадь квартиры составила <данные изъяты> кв.м., за счет изменения площади комнаты № с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим планом БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она получила из администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома устанавливаемым параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Вместе с указанным постановлением было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ год, из которого следовало, что уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано с нарушением действующего законодательства, поскольку квартира не относится к объектам индивидуального жилищного строительства, проведение реконструкции жилого дома должно производиться в порядке, предусмотренном ст. 51 ГрК РФ с согласия всех собственников данного многоквартирного жилого дома. При этом администрация до издания указанного постановления не потребовала никакие дополнительные документы, в частности согласование с собственником кв. №. Полагает постановление № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и нарушающим её право собственности на жилое помещение с учетом изменения его площади, поскольку лишает её права поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на квартиру после завершения реконструкции. Она представила все необходимые документы, предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ. Полученное ею уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ давало ей право осуществлять реконструкцию жилого помещения, что и было сделано. Статья 51.1 ГрК РФ не предусматривает возможность отмены уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома устанавливаемым параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Фактически её квартира является объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет своей земельный участок и отдельный выход из него. При реконструкции квартиры общее имущество жилого дома затронуто не было.
Административный истец ФИО3, её представитель ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала.
Из отзыва представителя административного ответчика ФИО4 следует, что администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области с целью самоконтроля была проведена проверка законности выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома устанавленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№, вследствие чего установлено: уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов, установленный вступившим в силу Федеральным законом от 3.08.2018 года №340-фз «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяется на многоквартирные жилые дома. Проведение реконструкции многоквартирного дома должно проводиться в порядке, предусмотренном ст. 51 ГрК РФ и с согласия всех собственников многоквартирного жилого дома. Уведомление о соответствии законно отменено в соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года 3131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по факту выявления противоречия закону.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 принадлежит на праве собственности 2-х комнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м в доме усадебного типа по адресу : <адрес>; земельный участок, на котором расположена квартира площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ФИО3 на вышеуказанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-16).
Собственником кв№ по адресу: <адрес> является ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области выдала ФИО3 уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке(л.д.24).
Дополнительно ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области были разъяснены требования к строительству объекта в соответствии с градостроительными нормами и правилами (л.д.25).
На основании указанного уведомления ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 произвела реконструкцию принадлежащей ей квартиры, в результате чего площадь квартиры составила <данные изъяты> кв.м., за счет изменения площади комнаты № с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим планом кадастрового инженера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ(л.д.20-23).
Главой администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№,выданное на имя ФИО3 с целью устранения нарушений в сфере градостроительного законодательства (л.д.26)
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области ФИО3 было направлено письмо № вместе с указанным постановлением, из которого следовало, что уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано с нарушением действующего законодательства, поскольку квартира не относится к объектам индивидуального жилищного строительства, проведение реконструкции жилого дома должно производиться в порядке, предусмотренном ст. 51 ГрК РФ с согласия всех собственников данного многоквартирного жилого дома (л.д.27).
Из показаний свидетеля А., начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Аргаяшского муниципального района следует, что уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ было выдано ФИО3 ошибочно. Квартира, принадлежащая ФИО3, является частью многоквартирного дома. Уведомление о соответствии отменено администрацией Аргаяшского муниципального района как противоречащее законодательству. Порядок реконструкции многоквартирного дома другой, выдается разрешение на реконструкцию.
В силу положений ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве),
Согласно п.39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом м жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающих к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведенных норм права муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае изначального принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. При этом в нем должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований ч. 2 ст. 62 КАС РФ.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Двухквартирный дом по адресу: <адрес> является многоквартирным жилым домом, не является объектом индивидуального жилищного строительства. Порядок выдачи разрешения на реконструкцию многоквартирного дома предусмотрен ст. 51 ГрК РФ.
Администрация Аргаяшского муниципального района выдала уведомление о соответствии № от ДД.ММ.ГГГГ, но впоследствии установила, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, то прекращение действия такого уведомления является правомерным.
Отменяя выданное уведомление о соответствии, администрация действовала в рамках своих полномочий, в соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей возможность отмены муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля.
При таких обстоятельствах, оснований для признания постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене уведомления о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ№» главы администрации Аргаяшского муниципального района незаконным и его отмене не имеется, оно соответствует действующему законодательству. В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене уведомления о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ№» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий:
<данные изъяты>