РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Качуг 27 июня 2022 г.
Качугский районный суд Иркутской области в составе судьи Черкашиной Д.С., при секретаре Куртовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Качугское муниципальное хозяйство», Администрации Качугского городского поселения об обязании провести категорирование объекта, разработать и утвердить паспорт безопасности объекта,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование административного иска Прокурором Качугского района указано, что в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса было установлено нарушение МУП «Качугского муниципальное хозяйство» действующего законодательства, поскольку не были проведены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, а именно: не согласован акт категорирования с уполномоченными органами, не разработан паспорт безопасности.
Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов энергетического комплекса в РФ, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).
Пунктом 14 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются, в том числе определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно- энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму.
Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области сформирован перечень объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных в пределах Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, который утвержден Губернатором Иркутской области и председателем антитеррористической комиссии в Иркутской области от 10.12.2020.
В данный перечень включен объект топливно-энергетического комплекса - газовая котельная «БМК - 2 МВт», расположенная по адресу: Качугский район, п. Качуг, ул. Первомайская, 37.
Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области в адрес МУП «Качугское муниципальное хозяйство» направлено письмо с уведомлением о включении данного объекта в перечень объектов топливно- энергетического комплекса, подлежащих категорированию до 01.06.2021, которое получено МУП «Качугское муниципальное хозяйство» 24.12.2020.
Вместе с тем, согласно информации антитеррористической комиссии в Иркутской области от 30.03.2022 № 02-27-459/22 в отношении объекта топливно- энергетического комплекса - газовой котельной «БМК - 2 МВт» процедура категорирования и паспортизации не завершена.
Пунктом 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и категориях категорирования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №459 (далее - Положение) установлено, что для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.
По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектов топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта. Целью акта обследования категорированного объекта топливно-энергетического комплекса является определение соответствующей категории опасности объекта, внесения соответствующих сведений в проект паспорта безопасности объекта.
В нарушение указанных выше требований действующего законодательства, МУП «Качугское муниципальное хозяйство» акт категорирования с уполномоченными органами не согласован, паспорт безопасности не разработан, в связи с чем мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса не проведены.
Непринятие мер по защите объекта от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического акта или покушение на его совершение, создает угрозу безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, повреждение или уничтожение имущества.
Учредителем МУП «Качугское муниципальное хозяйство» является администрация Качугского городского поселения.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В силу п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в 1 минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 39 К АС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае заявленные требования связаны с защитой прав неопределенного круга лиц, с целью установления правового состояния, недопущения террористического акта или покушение на его совершение на объекте топливно-энергетического комплекса.
Прокурор Качугского района просит суд обязать МУП «Качугское муниципальное хозяйство», администрацию Качугского городского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса провести категорирование объекта топливно- энергетического комплекса - газовой котельной «БМК - 2МВт», расположенной по адресу: п. Качуг, ул. Первомайская, 37, разработать и утвердить паспорт безопасности данного объекта.
В судебном заседании старший помощник прокурора Романов А.П. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Директор МУП «Качугское муниципальное хозяйство» Балсунаев П.В. исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых отражена правовая позиция по делу, просил в удовлетворении требований к МУП «Качугское муниципальное хозяйство» отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Качугского городского поселения не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором изложена правовая позиция по делу.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено без участия представителя администрации Качугского городского поселения.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
В соответствии с пунктами 8, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее – Закон №256-ФЗ) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; объекты топливно-энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу части 1 статьи 5 Закона №256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Частью 1 статьи 6 Закона №256-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона №256-ФЗ требования антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объекта определяются Правительством Российской Федерации, которые обязательны для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона №256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
В силу части 2,3,4,5,6 статьи 5 Закона №256-ФЗ категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия по категорированию) в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень видов объектов топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию. Порядок работы и состав комиссии по категорированию, исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок и сроки его проведения, а также критерии категорирования объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации. Орган, сформированный в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", по представлению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, утверждает перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. Информация об объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена или не присвоена категория опасности, и об объектах топливно-энергетического комплекса, которые не подлежат категорированию, включается в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, или подведомственной ему организацией. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (далее - Положение).
На основании пунктов 5, 6 Положения для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 Закона №256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.
Согласно пункту 8 Положения для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:
а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);
б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;
в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Согласно п.18, п.19 Положения по результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460. Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.
Согласно ст.8 Закона №256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", или уполномоченным им лицом. Копия паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса направляется субъектом топливно-энергетического комплекса, владеющим на праве собственности или ином законном основании таким объектом, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган публичной власти федеральной территории.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Качугского района Иркутской области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» исполнения субъектами топливно-энергетического комплекса по обеспечению антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В ходе проверки установлено, что в нарушение законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса МУП «Качугского муниципальное хозяйство», а также администрацией Качугского городского поселения, являющейся учредителем МУП «Качугского муниципальное хозяйство» не были проведены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а именно: не согласован акт категорирования с уполномоченными органами, не разработан паспорт безопасности.
По материалам дела судом установлено наличие на территории Качугского района объекта топливно-энергетического комплекса - газовая котельная «БМК - 2 МВт», расположенная по адресу: Качугский район, п.Качуг, ул.Первомайская, д.37, в отношении которой процедура категорирования и паспортизации не завершена.
Из письма Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 15.12.2020, исх.№02-58-13298/20 в адрес директора МУП «Качугское муниципальное хозяйство» П.В.Балсунаева следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, порядке его проведения и критериях категорирования» в Иркутской области сформирован Перечень объектов ТЭК Иркутской области, подлежащих категорированию, утверждённый Губернатором Иркутской области, председателем антитеррористической комиссии Иркутской области И.И. Кобзевым 10.12.2020. в Перечень включен объект ТЭК – «Газовая котельная «БМК-2 Мвт» МУП «Качугское муниципальное хозяйство». Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ необходимо организовать работу по категорированию объекта ТЭК – «Газовая котельная «БМК-2 Мвт» МУП «Качугское муниципальное хозяйство». Установлен срок для проведения категорирования объекта, утверждения и согласовании паспорта безопасности объекта ТЭК с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона №256-ФЗ, уведомления министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области – не позднее 01.06.2021 г.
Письмо получено МУП «Качугское муниципальное хозяйство» 24.12.2020г., что подтверждается почтовым уведомлением.
По сведениям антитеррористической комиссии в Иркутской области от 30.03.2022, исх.№02-27-459/22 процедуру категорирования и паспортизации объектов не завершили в отношении объекта ТЭК – «Газовая котельная «БМК-2 Мвт», расположенного по адресу: Качугский район, п.Качуг, ул.Первомайская, д.37, МУП «Качугское муниципальное хозяйство».
По сведениям администрации Качугского городского поселения за МУП «Качугское муниципальное хозяйство» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, в т.ч. здание газовой котельной, с кадастровым номером: 38:08:140122:243, по адресу Качугский район, п.Качуг, ул.Первомайская, д.37.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из реестра муниципального имущества Качугского муниципального образования, городское поселение, договором на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом №1 от 31.08.2020, заключенным между Качугским муниципальным образованием, городским поселением (Администрация) и МУП «Качугскокое муниципальное хозяйство» (Предприятие).
В отзыве на исковое заявление представителем администрации Качугского городского поселения указано на отсутствие возможности выделить дополнительные денежные средства МУП «Качугское муниципальное хозяйство» для проведения категорирования объекта ввиду того, что в настоящее время бюджет администрации полностью распределен на текущий календарный год.
В судебном заседании директором МУП «Качугское муниципальное хозяйство» П.В. Балсунаевым указано, что в МУП «Качугское муниципальное хозяйство» 20.07.2021г. создана комиссия по категорированию объекта и выполнена следующая работа: организована физическая защита объекта ТЭК газовой котельной по адресу: р.п.Качуг, ул.Первомайская, д.37, с установкой системы охранной сигнализации и привлечением специализированной организации ФГУП «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ», проведено обследование газовой котельной, по результатам которого на основании технической документации комиссией установлено, что с момента ввода в эксплуатацию в 2013 оценка уязвимостей, степени антитеррористической защищенности, присвоение критериев категорирования объекта не выполнялось, паспорт безопасности не разрабатывался; подготовлены проекты акт обследования и акт категорирования объекта топливно-энергетического комплекса и направлены в Управление Росговардии по Иркутской области. В согласовании документов в связи с отсутствием расчётов и оформленной расчетно-пояснительно записки МУП «Качуское муниципальное хозяйство» отказано. Учитывая специфику деятельности по анализу уязвимости выявления критических элементов объекта, оценки антитеррористической защищенности объекта и отсутствия в МУП «Качгуское муниципальное хозяйство» специалистов выполняющих подобную работу необходимо привлечение специализированной организации. МУП «Качугское муниципальное хозяйство» указано на недостаточность собственных денежных средств на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта, необходимости финансирования выполнения работ за счет бюджетных средств муниципального образования. В министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области направлено ходатайство о продлении сроков проведения работ по изучению состояния антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса газовой котельной, получению паспорта безопасности до конца 4 квартала 2022 года, рассмотрение ходатайства состоится в июле 2022 г.
В письме МУП «Качугское муниципальное хозяйство» от 30.08.2021, исх.172, 08.10.2021, исх.254 в адрес Главы администрации Качугского городского поселения А.В.Воложанинова, мэру муниципального образования «Качугский район» Е.В.Липатова указано на необходимость привлечения проектной аккредитованной организации с целью проведения расчетов и оформления расчетно-пояснительной записки, оказание содействия в выполнении работ за счет бюджетных средств.
Из ответа Главы Качугского муниципального образования, городское поселение А.В.Воложанинова от 27.06.2022, исх.763, следует, что в настоящий момент в администрации Качугского городского поселения отсутствует возможность оплаты работ по изучению состояния антитеррористической защищенности в связи с недостаточностью средств в бюджете поселения. Вопрос о включении затрат на проведение указанных работ в бюджет будет рассмотрен на ближайшем заседании Думы Качугского городского поселения. Указано, что газовая котельная передана по договору хозяйственного ведения в МУП «Качугское муниципальное хозяйство», что позволяет самостоятельно провести работы по антитеррористической защищенности газовой котельной в соответствии с п.13 ст.2 Закона №256-ФЗ.
В соответствии с пп.7.1, п.1, ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Как установлено пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из материалов дела усматривается, что газовая котельная по адресу: р.п.Качуг, ул.Первомайская, д.37, является собственностью Качугского муниципального образования, городского поселения и передана МУП «Качугское муниципальное хозяйство» по договору передачи имущества в хозяйственное ведение от 31.08.2020 г., которые являются субъектами топливно-энергетического комплекса, под которыми в силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
При таких обстоятельствах и с учетом норм материального права, суд приходит к выводу, что собственник объектов топливно-энергетического комплекса, в данном случае администрация Качугского муниципального образования, а также владеющий на праве хозяйственного ведения объектом ТЭК МУП «Качугское муниципальное хозяйство» обязаны обеспечить проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Административным истцом указано, что выявленные проверкой нарушения административными ответчиками до настоящего времени не устранены; административными ответчиками, как субъектами ТЭК до настоящего времени не организовано и не проведено категорирование вышеуказанного объекта, не разработан и не утвержден паспорт безопасности данного объекта.
Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также принимая во внимание, что газовая котельная по адресу: р.п.Качуг, ул.Первомайская, д.37, отнесена к объекту топливно-энергетического комплекса, подлежащего категорированию, суд приходит к выводу, что субъектами топливно-энергетического комплекса в нарушение положений Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", не исполнена обязанность по категорированию принадлежащей им газовой котельной, не разработан и не утвержден паспорт безопасности данного объекта. Указанное бездействие административных ответчиков нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от актов незаконного вмешательства в работу объекта топливно-энергетического комплекса и способствует существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения Качугского городского поселения, создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции административным ответчиком суду не представлено.
Довод административного ответчика МУП «Качугское муниципальное хозяйство» об отсутствие финансирования на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности, а также администрации Качугского городского поселения об отсутствии данных расходных обязательств в бюджете на текущий календарный год, не влияет на выводы суда, поскольку отсутствие денежных средств на устранение имеющихся нарушений законодательства о противодействии терроризму не освобождает ответчиков от исполнения соответствующей обязанности.
При установленных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 227, ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом характера дела, действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, а также исходя из принципа разумных пределов исполнения решения, суд приходит к выводу о необходимости установить для административных ответчиков срок исполнения соответствующей обязанности – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, на МУП «Качугское муниципальное хозяйство», администрацию Качугского городского поселения надлежит возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса - газовой котельной «БМК - 2МВт», расположенной по адресу: п.Качуг, ул.Первомайская, д.37, разработать и утвердить паспорт безопасности данного объекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Прокурора Качугского района удовлетворить.
Обязать МУП «Качугское муниципальное хозяйство», администрацию Качугского городского поселения в соответствии с требованиями федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса – газовой котельной «БМК-2МВт», расположенной по адресу: п. Качуг, ул. Первомайская, 37, разработать и утвердить паспорт безопасности данного объекта - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Качугский районный суд.
Судья Подпись Д.С. Черкашина