ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-242/2022 от 27.06.2022 Обливского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-242/2022

УИД 61RS0046-01-2022-000541-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 г. ст. Обливская, Ростовская область

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.Л.,

при секретаре Шевченко Н.В.,

с участием помощника прокурора Обливского района Ростовской области Гунькина Д.А.; представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области Пономарченко В.А.; представителя заинтересованного лица – Администрации Обливского района Антонова А.В.; представителя заинтересованного лица – ООО «ЭкоЦентр» Бибиковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора Обливского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (ИНН 6124005884) о возложении обязанностей, связанных с созданием мест (площадок) накопления ТКО и ведением их реестра,

установил:

31 мая 2022 г. прокурор Обливского района обратился в Обливский районный суд Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (административный ответчик, Администрации Каштановского сельского поселения) с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Обливского района требований федерального законодательства об отходах производства и потребления в части создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и определения схемы размещения указанных мест.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территории Каштановского сельского поселения не созданы места (площадки) накопления ТКО.

По мнению прокурора, урегулирование вопросов в сфере обращения с ТКО, в том числе по созданию мест (площадок) накопления ТКО, определению схемы размещения указанных мест, ведению реестра указанных мест, отнесено к полномочиям административного ответчика, согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Прокурор настаивает, что неисполнение административным ответчиком полномочий по созданию мест (площадок) накопления ТКО и определению схемы размещения указанных мест влечет споры между потребителями и региональным оператором относительно качества оказания услуг по обращению с ТКО, образование свалочных очагов, загрязнение окружающей среды указанными отходами.

С учетом данных обстоятельств, прокурор просит:

- обязать Администрацию Каштановского сельского поселения создать, опубликовать и осуществить ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО Каштановского сельского поселения; создать на территории Каштановского сельского поселения места (площадки) накопления ТКО в соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО Каштановского сельского поселения, правилами благоустройства Каштановского сельского поселения и санитарными нормами и правилами (л.д. 5-8).

В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Гунькин Д.А. поддержал административный иск.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Глава Администрации Каштановского сельского поселения Пономарченко В.А. с требованиями прокурора согласился. Просит не отменять сложившийся на территории поселения бестарный (пакетированный) способ вывоза ТКО. Выразил просьбу о поэтапном исполнении судебного решения, конкретные даты исполнения не указал.

Вместе с тем, до судебного заседания представитель административного ответчика предоставил в суд письменное возражение на административный иск, где указал, требуемые обязанности законодательством возложены на администрацию муниципального района, сослался на положения п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области", пункты 2 и 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район". В возражении административный ответчик указывал, что им предприняты действия, свидетельствующие об участии в организации накопления (в том числе раздельного) и транспортирования ТКО, а именно: определены места накопления ТКО на общественных пространствах поселения (кладбища, сельский дом культуры, сельская администрация); с региональным оператором ООО «ЭкоЦентр» заключены договоры на транспортировку (вывоз) ТКО из указанных мест накопления. Заявка на включение указанных мест накопления в соответствующий реестр должна быть подана администрацией муниципального района. Кроме того, как указывал представитель Администрация Каштановского сельского поселения в письменном возражении, вывоз ТКО с территорий населенных пунктов поселения осуществляется региональным оператором бестарным способом (пакетирование), что не противоречит санитарным требованиям. Правила благоустройства поселения не предусматривают обязанности Администрации Каштановского сельского поселения организовать накопление, сбор, транспортировку, утилизацию ТКО, определить схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр данных мест. Кроме того, как указывал административный ответчик в письменном возражении, ранее действовавшие на территории поселения постановления Администрации Каштановского сельского поселения об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведении реестра данных мест, дважды отменялись постановлениями самого административного ответчика от 1 декабря 2020 г. и от 10 июня 2022 г. (л.д. 88-94).

Дополнительно представитель административного ответчика Пономарченко В.А. в судебном заседании пояснил, что позиция правовая административного ответчика по делу изменилась в связи оценкой действующего законодательства.

Также представитель административного ответчика Пономарченко В.А. в судебном заседании пояснил, что 10 июня 2022 г., по причине подачи прокурором в суд настоящего административного искового заявления, Администрацией Каштановского сельского поселения отменено постановление указанной администрации, возлагавшее на административного ответчика обязанности по обустройству мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра данных мест.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Администрации Обливского района по доверенности Антонов А.В. просит удовлетворить административный иск.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (Общество) – по доверенности Бибикова О.В. просит отказать в удовлетворении административного иска. В представленном в материалы дела письменном отзыве указала, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц отсутствием мест (площадок) накопления ТКО. Указала, что создание мест накопления ТКО не предусмотрено ни градостроительными регламентами, ни бюджетом. В Территориальную схему Ростовской области, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, не внесены сведения о местах накопления ТКО для неопределенного круга лиц в Каштановском сельском поселении. По мнению представителя Общества, муниципальные образования не вправе изменять действующую схему обращения с отходами, в том числе создавать места накопления, которые не предусмотрены Территориальной схемой. Кроме того, как указывает в отзыве представитель Общества, в соответствии с пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках). На территории Каштановского сельского поселения применен указанный способ сбора ТКО. Претензий по периодичности транспортирования ТКО в адрес Общества не поступало (л.д. 35-37).

Заслушав стороны, заинтересованных лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Положениями статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).

Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО (пункт 4).

Реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО; данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО; данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 5).

Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 10 данных Правил, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В силу пункта 13 названных Правил, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

В соответствии с пунктом 13.1 названных Правил, региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Пункт 12 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1039 от 31 августа 2018 г., предусматривает, что реестр мест (площадок) накопления ТКО ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления ТКО. Пунктами 16 и 17 указанных Правил регулируется конкретный порядок ведения названного реестра.

Из смысла приведенных норм закона следует, что обязанность по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет реестра мест (площадок) накопления ТКО, предусмотренного статьями 4, 7, 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 12, 16, 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства N 1039 от 31 августа 2018 г., также возложена на органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Обливского района Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории района, в ходе которой установлено, что на территории Каштановского сельского поселения Обливского района не созданы места (площадки) накопления ТКО.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в Ростовской области функции регионального оператора по обращению с ТКО по состоянию на день разрешения спора исполняет Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр».

Постановлением Правительства Ростовской области от 20 апреля 2017 г. N 295 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области.

Согласно указанным Правилам, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 1.6). Региональный оператор осуществляет следующие функции: заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями в соответствии с формой типового договора, утвержденной Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 3.1.1); обеспечивает сбор ТКО в объеме и в месте, определенными договором на оказание услуг по обращению с ТКО, их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области (п. 3.1.2); ликвидирует места несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 3.1.4); несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (п. 3.1.7). Взаимодействие регионального оператора с потребителями осуществляется на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, являющимися публичными для регионального оператора. Потребители ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4.2).

В Соглашении N 129/18Т от 28 апреля 2018 г., заключенном между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и региональным оператором по обращению с ТКО - Обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр», отсутствует обязанность регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления ТКО, ведению и опубликованию реестра данных площадок (л.д. 56-58).

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по делу, суд исходит из следующего.

Пунктами 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Администрация Каштановского сельского поселения не заключала соглашение с Администрацией Обливского района о передаче каких-либо полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Муниципальная программа на предмет создания мест (площадок) накопления ТКО на территории Обливского района не утверждена.

В период с 1 января 2019 г. по 1 декабря 2020 г. на территории Каштановского сельского поселения действовали Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Каштановского сельского поселения, утвержденные постановлением Главы Администрации Каштановского сельского поселения от 28 декабря 2018 г. № 203. Данным постановлением были также утверждены: форма заявки о согласовании с Администрацией Каштановского сельского поселения создания места (площадки) накопления ТКО, форма заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр на территории Каштановского сельского поселения, форма реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Каштановского сельского поселения (л.д. 123-128). Данные Правила отменены постановлением Главы Администрации Каштановского сельского поселения от 1 декабря 2020 г. № 143 (л.д. 131).

Кроме того, в период с 2 марта 2022 г. на территории Каштановского сельского поселения действовали также Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Каштановского сельского поселения, утвержденные постановлением Главы Администрации Каштановского сельского поселения от 2 марта 2022 г. № 30. Данным постановлением были также утверждены: форма заявки о согласовании с Администрацией Каштановского сельского поселения создания места (площадки) накопления ТКО, форма заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр на территории Каштановского сельского поселения, форма реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Каштановского сельского поселения (л.д. 135-140). Данные Правила отменены постановлением Главы Администрации Каштановского сельского поселения от 10 июня 2022 г. № 95, то есть после подачи прокурором в суд настоящего административного искового заявления (л.д. 141).

В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра на территории Каштановского сельского поселения, утвержденными постановлением Главы Администрации Каштановского сельского поселения от 2 марта 2022 г. № 30, было предусмотрено, что органы местного самоуправления создают указанные места (площадки) путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (п. 3 раздела II). Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО (п. 11 раздела III). Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления ТКО (п. 12 раздела III). В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет», а при его отсутствии – на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению ТКО, в сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства о персональных данных (п. 13 раздела III). В случае, если место (площадка) накопления ТКО создано органом местного самоуправления, сведения о таком месте подлежат включению в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании (п. 20 раздела III) (л.д. 136-137).

В соответствии с приложением № 3 к постановлению Администрации Каштановского сельского поселения от 2 марта 2022 г. № 30, заявка для включения сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр на территории поселения должна была подаваться на имя Главы Администрации Каштановского сельского поселения (л.д. 139).

Приложением № 4 к постановлению Администрации Каштановского сельского поселения от 2 марта 2022 г. № 30 была утверждена Форма соответствующего реестра, без конкретизации органа местного самоуправления, утверждающего реестр (л.д. 140).

Таким образом, в период с 1 января 2019 г. по 1 декабря 2020 г. и с 2 марта 2022 г. по 10 июня 2022 г. обязанности по созданию, опубликованию и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО Каштановского сельского поселения, по созданию на территории Каштановского сельского поселения мест (площадок) накопления ТКО, муниципальным нормативным правовым актом были возложены на административного ответчика, который указанные обязанности не исполнял, и, в целях избежать исполнение указанных обязанностей в будущем, предпринял меры по отмене муниципального нормативного правового акта.

Кроме того, при разрешении настоящего административного дела суд исходит также из положений действующего федерального и регионального законодательства.

Так, согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями может закрепляться вопрос, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14.

Частью 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" предусмотрено, что помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения также относится вопрос, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и областного бюджетов). В случаях и порядке, установленных областными законами, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств областного бюджета (часть 3 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС).

С учетом изложенного, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по принятию мер по созданию, опубликованию и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, созданию мест (площадок) накопления ТКО на территории Каштановского сельского поселения лежит на Администрации Каштановского сельского поселения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.

Кроме того, Уставом муниципального образования «Каштановское сельское поселение» к полномочиям поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию ТКО (л.д. 98 оборот).

Заключение Администрацией Каштановского сельского поселения с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с ТКО (л.д. 110-117), не подтверждает исполнение административным ответчиком обязанностей, на которых настаивает прокурор.

Установленная законодателем возможность сбора ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом, пакетированным способом, не освобождает Администрацию Каштановского сельского поселения от обязанностей создать, опубликовать и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Каштановского сельского поселения, создать места (площадки) накопления ТКО на территории Каштановского сельского поселения.

Факт отсутствия жалоб от населения по поводу сбора ТКО с территории Каштановского сельского поселения бестарным, пакетированным, методом правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.

Отсутствие в Правилах благоустройства территории поселения положений, закрепляющих обязанность Администрации Каштановского сельского поселения создать площадки накопления ТКО и вести реестр данных площадок, с учетом положений федерального и регионального законодательства, Устава поселения, не освобождает административного ответчика от исполнения данных обязанностей.

Бездействие Администрации Каштановского сельского поселения влечет образование свалочных очагов, загрязнение окружающей среды.

Предметом административного иска не является запрет на установившийся на территории поселения бестарный (пакетированный) сбор ТКО.

С учетом изложенного выше, административное исковое заявление прокурора Обливского района подлежит удовлетворению.

Административный ответчик вправе в самостоятельном производстве просить об отсрочке исполнения решения суда, конкретизировав периоды отсрочки.

Руководствуясь статьями 178-180, 227 КАС РФ, Обливский районный суд Ростовской области

решил:

удовлетворить заявление прокурора Обливского района.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Каштановское сельское поселение» Обливского района Ростовской области обязанности:

- создать, опубликовать и осуществить ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Каштановского сельского поселения;

- создать на территории Каштановского сельского поселения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Каштановского сельского поселения, правилами благоустройства Каштановского сельского поселения и санитарными нормами и правилами.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья___________________

Решение суда в окончательной форме изготовлено 1 июля 2022 г.