ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-242/2022 от 31.05.2022 Нагайбакского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-242/2022

УИД 74RS0033-01-2022-000303-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз 31 мая 2022 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С., участием помощника прокурора Могутновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело по административному иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Кассельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, муниципальному унитарному предприятию «Кассельское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействия, об обязательстве устранить нарушения, допущенные пи подготовке к отопительному сезону,

установил:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее по тексту администрация района), администрации муниципального образования «Кассельское сельское поселение» Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее по тексту администрация Кассельского сельского поселения), Муниципальному унитарному предприятию «Кассельское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту МУП «Касселськое ЖКХ») о признании незаконным бездействия администрации района, администрации Кассельского сельского поселения, МУП «Кассельское ЖКХ», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду.

Также прокурор района просил обязать ответчиков устранить нарушения, допущенные при подготовке к отопительному сезону, а именно:

В здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать схему электроснабжения котельной;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения.

В здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-оформить паспорта котлов;

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении, в ходе, которой установлено, что Кассельский сельским поселением, МУП «Кассельское ЖКХ», не осуществлена надлежащая подготовка к отопительному периоду потребителей энергии. Согласно Перечню замечаний к акту выездной проверки Ростехнадзора от 03.02.2022 г. выявлены правонарушения. По результатам проведенной проверки директору МУП «Кассельское ЖКХ», главе Кассельского сельского поселения 23.03.2022 г. внесены представления, но нарушения не устранены.

В ходе рассмотрения дела прокурором района внесены уточнения исковых требований. Иск предъявлен в том числе к Муниципальному образованию Куликовскому сельскому поселению Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее по тексту администрация Куликовского сельского поселения) со следующими требованиями:

Признать незаконным бездействие администрации Кассельского сельского поселения, администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, МУП «Кассельское ЖКХ» выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений при подготовке к отопительному периоду.

Обязать МУП «Кассельское ЖКХ» в срок до начала отопительного периода 2021-2023 годов, то есть до 01 октября 2022 г. устранить нарушения, допущенные при подготовке к отопительному периоду:

В здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать схему электроснабжения котельной;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения.

В здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-оформить паспорта котлов;

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения.

Котельная, <адрес>

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-оформить паспорта котлов;

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

- разработать схему электроснабжения котельной;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения.

В здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения;

-провести техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной;

-провести замеры сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки котельной;

-провести измерение сопротивления заземления котельной для определения технического состояния заземляющего устройства;

-провести измерение токов короткого замыкания электроустановок котельной;

-провести проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами котельной;

-разработать схему присоединений.

Главам администрации Куликовского сельского поселения, Кассельского сельского поселения организовать обеспечение надёжного теплоснабжения потребителей на территории поселений, в том числе принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения МУП «Кассельское ЖКХ», либо отказа от исполнения своих обязательств.

В обоснование требований дополнено, что проведены проверки прокуратурой Нагайбакского муниципального района готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2021 -2022 г. Согласно Перечню замечаний к акту выездной проверки Ростехнадзора от 03.02.2022 г. выявлены правонарушения. По результатам проведенной проверки директору МУП «Кассельское ЖКХ», главе Кассельского сельского поселения, главе Куликовского сельского поселения 23.03.2022 г. внесены представления, но указанные нарушения не устранены.

Между администрацией района и администрациями Кассельского сельского поселения, Куликовского поселения 30.12.2021 г. заключено соглашение о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения об организации в границах поселения тепло, водоснабжения населения, водоотведения.

Помощник прокурора Нагайбакского муниципального района Челябинской области Могутнова Н.А. уточненные требования административного иска по изложенным в нем основаниям полностью поддержала.

Ответчики - представитель администрации Кассельского сельского поселения, глава поселения Артемьев А.К., директор МУП «Кассельское ЖКХ» согласились с изложенным требованиями. Суду пояснил, что в настоящее время поселением осуществляется контроль за деятельностью МУП «Кассельское ЖКХ» по вопросу подготовки к отопительному периоду. Часть работ выполнена, имеется проблема по решению вопроса разработки проектной документации электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения, поскольку отсутствует электрик.

Представитель административного ответчика- администрации Куликовского сельского поселения извещен о времени и месте рассмотрения дела. На судебное заседание не явился. Представлено суду заявление, где просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В суд предъявлено заявление о рассмотрении административного иска в их отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Хасанова О.Г. не согласилась с заявленными требованиями административного иска прокурора. Пояснила, что администрация района не является по делу надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с требованиями закона о теплоснабжении, все нарушения, перечисленные в административном иске являются нарушениями теплоснабжающей организации, то есть МУП «Кассельское ЖКХ». Предусмотренные законом действия по теплоснабжению, администрацией района проведены.

Представитель третьего лица - Уральского управления Ростехнадзора г. Челябинск извещен о времени и месте рассмотрения дела, в деле имеется заявление, представитель просит рассмотреть административный иск в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пришёл к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

Согласно ст. 3, ч. 5 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при проверке готовности к отопительному периоду обязаны: - организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; - обеспечивать качество теплоносителей; - обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; - обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

К вопросам местного значения поселения, согласно п.п 3, 4, 8 ч.1 ст. 14 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п 3, 4, п.1 ст.5 Устава Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения. Исходя из ст. ст. 34, 37 указанного закона, ст. 29 Устава Кассельскогосельского поселения Нагайбакского муниципального района, полномочиями по решению вопросов местного значения согласно уставу муниципального образования, обладает местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, которой руководит глава муниципального образования на принципах единоначалия.

Администрация Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, также администрация Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района, согласно п.п.2,3 ст. 30 Уставов сельских поселений, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организуют в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставами.Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.

На основании пунктов 4 и 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, которые обязаны: организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Из материалов дела следует, что соглашением от 30.12.2021 г. между администрацией Кассельского сельского поселения и администрацией района передано осуществление полномочий по решению вопросов местного значения об организации в границах поселения электро-, тепло, водоснабжения населения, водоотведения. Также передано осуществление полномочий по решению вопросов местного значения об организации в границах поселения электро-, тепло, водоснабжения населения, водоотведения согласно соглашению от 30.12.2021 г. администрации Куликовского сельского поселения администрацией района.

Теплоснабжение на территории Кассельского и Куликовского сельских поселений осуществляет теплоснабжающая организация МУП «Кассельское ЖКХ».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Прокуратурой района проведена проверка подготовки поселений района к отопительному сезону и выявлены нарушения указанные выше в Куликовском и Кассельском поселениях.

Причиной указанных нарушений и отсутствием их устранений длительное время согласно пояснениям участников процесса является финансовые проблемы теплоснабжающей организации.

Вынесено представление прокурором от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений Федерального Закона «О теплоснабжений» в отношении Кассельского сельского поселения, а ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Куликовского сельского поселения. Несомненно, указанные нарушения допущены теплоснабжающей организацией, которая должна предпринять все меры для их устранения.

Однако, по утверждению представителя МУП «Кассельское ЖКХ» предприятие не в состоянии собственными средствами обеспечить указанные нарушения. Администрациям поселений об этом известно. Но до настоящего времени никаких активных действий в этом вопросе администрациями не предпринимается. Предусмотренная законодательством обязанность теплоснабжающей организации осуществить подготовку к отопительному периоду, в том числе незамедлительное устранение выявленных нарушений не освобождает собственников от обязанности содержать объекты муниципальной собственности высокой социальной значимости в работоспособном состоянии. Доводы представителя администрации Кассельского поселения о том, что частично нарушения исправлены и значит, нельзя говорить о бездеятельности администрации, неоснователен. Учитывая, объяснения ответчиков, что МУП «Кассельское ЖКХ» не имеет собственных средств на проведение ремонтных работ, вопрос о направлении субсидий на эти работы администрациями поселений не решен до настоящего времени, реально денежные средства на указанные работы не поступили. Нет четких сведений со стороны поселений и МУП «Кассельское ЖКХ» о требуемых финансовых затратах на указанные мероприятия и о недостаточности выделенных средств для проведения мероприятий, связанных к подготовке к отопительному сезону, в том числе и для устранения, выявленных нарушений. Совершенно очевидно, что своевременная подготовка к отопительному сезону в указанных поселениях находится под угрозой срыва.

Администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района и администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района бездействуют в решении вопросов по организации теплоснабжения на территории своих поселений, а именно при подготовке к отопительному сезону, а следовательно, по предупреждению чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть при отсутствии отопления в предстоящий осенне-зимний период. Как следует из вышеприведенных правовых норм собственники теплосетей – администрации Куликовского и Кассельского сельских поселений обязаны принять меры к подготовке к отопительному периоду, обеспечив тем самым возможность бесперебойной подачи населению п. Кассельского сельского поселения и Куликовского сельского поселения подачи тепла с начала отопительного сезона, как это предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг.

Незаконное бездействие обеих администраций по обеспечению бесперебойной подачи тепла населению, влечет за собой вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку отсутствие тепла в осенне-зимний период вызовет как обостренное социальное недовольство населения, так и разрушение систем отопления и, соответственно, конструкций зданий. В силу указанных обстоятельств, нельзя рассматривать сложившуюся ситуацию, как носящую характер исключительно функций теплоснабжающей организации. Избежать возникновения чрезвычайной ситуации в данном случае можно только путем взаимодействия органа самоуправления сельских поселений и МУП «Кассельское ЖКХ».

Таким образом, прокурор правомерно заявил требование в суд в рамках положений КАС РФ, эти требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Что касается требований прокурора района к администрации района, то в этой части полномочия администрации района переданы администрациям поселений на основании соглашений от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.1 указанного Соглашения администрация района осуществляет контроль за администрацией поселения, а также за целевым использованием финансовых средств, предоставленных на эти цели. В случае выявления нарушений дает обязательные для исполнения администрацией поселения предписания для устранения выявленных нарушений в определенный срок с момента уведомления.

Администрацией района составлен график по устранению нарушений, выявленных при проверке готовности муниципальных образований Нагайбакского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, подписанный главой администрации района.

В пункте 1.3 вышеуказанного Соглашения установлено, что администрацией района выделено в бюджет Кассельского поселения финансовые средства в виде межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по согласованным, осуществленным (планируемым) расходам в размере, не превышающем 2 210 526 рублей 32 копейки в течении финансового года. Но, доказательств о финансовом контроле расходов средств и достаточности указанных средств для подготовки к периоду отопления, в том числе, администрацией района не представлено. Однако требований об осуществлении надлежащего контроля за расходом выделенных финансовых средств, либо об обязательстве в достаточном объеме финансирования переданных полномочий в соответствии с требованиями законодательства административным истцом не заявлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация Нагайбакского муниципального района в данном случае, не является надлежащим административным ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Удовлетворить требования по административному иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Кассельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, муниципальному унитарному предприятию «Кассельское жилищно-коммунальное хозяйство» частично.

Признать незаконным бездействия администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, муниципального унитарного предприятия «Кассельское ЖКХ», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Кассельское ЖКХ» в срок до 01 октября 2022 года, то есть до начала отопительного периода 2022-2023 годов устранить нарушения, допущенные при подготовке к отопительному сезону, а именно:

в здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать схему электроснабжения котельной;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения;

в здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-оформить паспорта котлов;

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения;

в здании котельной по адресу: <адрес>

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-оформить паспорта котлов;

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

- разработать схему электроснабжения котельной;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения;

в здании котельной по адресу: <адрес>

- провести наладку тепловых сетей;

-провести очередные режимно-наладочные испытания котлов, установленных в котельной;

-провести испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя;

-провести контроль за состоянием металла (провести шурфовки тепловых сетей);

-организовать докотловую и внутрикотловую обработку воды;

-разработать проектную документацию электроснабжения котельной с определением категории электроснабжения;

-провести техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной;

-провести замеры сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки котельной;

-провести измерение сопротивления заземления котельной для определения технического состояния заземляющего устройства;

-провести измерение токов короткого замыкания электроустановок котельной;

-провести проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами котельной;

-разработать схему присоединений.

Обязать глав администрации Куликовского сельского поселения, Кассельского сельского поселения организовать обеспечение надёжного теплоснабжения потребителей на территории поселений, в том числе принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения муниципальным унитарным предприятием «Кассельское ЖКХ», либо отказа от исполнения своих обязательств.

В удовлетворений требований к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Председательствующий:

Мотивировочная часть решения изготовлена 07 июня 2022 года.