ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2430/201930ОК от 30.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-2430/2019 30 октября 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иванова в составе

председательствующего судьи Гараниной С.А.

при секретаре Шмелевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова административное исковое заявление Казаченко Наталии Николаевны к Администрации города Иваново о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным

установил:

Казаченко Н.Н. обратилась с вышеуказанным иском в суд, мотивировав его следующим.

Казаченко Н.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Административный истец обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о переводе данного жилого помещения в нежилое. Уведомлением от 28.08.2018г. № 02-25-1737 истцу было отказано в переводе из жилого помещения в нежилое. Уведомление содержит ссылки на п.4 ч.1 ст.24 ЖК РФ в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства РФ. В уведомлении не указано, какие конкретно несоответствия проекта были установлены, какие нормы действующего законодательства не были соблюдены. Из полученной в сентябре 2018г. по запросу истца копии протокола заседания комиссии следует, что в представленном проекте переустройства и перепланировки отсутствуют технико-экономические показатели объекта и земельного участка, а также информация в схеме планировочной организации земельного участка объекта, подтверждающие соответствие объекта требованиям градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж-3. Однако жилой дом построен в 1959г. с учетом существующих в то время правил и норм застройки. Строительство и реконструкцию объекта капитального строительства истец не осуществляет. Оборудование отдельного входа проектом не предусмотрено, поскольку планируется использовать существующий вход присоединяемого нежилого помещения. В нарушение ч.3 ст. 23 ЖК РФ у административного истца истребуются документы, не предусмотренные ч. 2 данной стоит. Перечень оснований для отказа, предусмотренный ст. 24 ЖК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным отказ в переводе жилого помещения (дома) в нежилое помещение ( здание), оформленный уведомлением от 28.08.2018г. № 02-25-1437, выданный Администрацией города Иваново, возложить на Администрацию города Иваново обязанности выдать разрешение на перевод жилого помещения по адресу: <адрес> нежилое.

В судебное заседание административный истец Казаченко Н.Н. не явилась, извещена в установленном порядке, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности Ананичева Н.Н. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Щедрина Н.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, в которых указала, что оспариваемое уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое является обоснованным, принятым в строгом соответствии с действующим законодательством. В представленном проекте переустройства и перепланировки отсутствуют технико-экономические показатели объекта и земельного участка, а также информация в схеме планировочной организации земельного участка объекта, подтверждающие соответствие объекта требованиям градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж-3, следовательно, не представляется возможным сделать вывод о соответствии представленного проекта требованиям, установленным градостроительным регламентом. Представителем Казаченко оспариваемое уведомление было получено 29.08.2019г., в суд с настоящим иском Казаченко обратилась 30.09.2019г., т.е. спустя год. Срок для обжалования в судебном порядке истцом пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.

Представитель заинтересованного лица Управления жилищной политики ипотечного кредитования Администрации г.Иваново Смирнова И.Г. в судебном заседании поддержала доводы административного ответчика.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Казаченко Н.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

17.07.2018г. представитель административного истца Сударева О.В. обратилась в Администрацию г. Иваново с заявлением о переводе данного жилого помещения в нежилое, приложив к нему пакет необходимых документов, включая проект переустройства и перепланировки данной квартиры с присоединением ее к существующему нежилому помещению № 1003 в данном многоквартирном доме.

Уведомлением от 28.08.2018г. № 02-25-1437 истцу было отказано в переводе из жилого помещения в нежилое на основании п.4 ч.1 ст.24 ЖК РФ в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства РФ.

Из протокола заседания жилищной комиссии от 22.08.2018г. № 32, утв. Постановлением Администрации г. Иваново от 28.08.2018г. № 1076, следует, что в представленном проекте переустройства и перепланировки отсутствуют технико-экономические показатели объекта и земельного участка, а также информация в схеме планировочной организации земельного участка объекта, подтверждающие соответствие объекта требованиям градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж-3, а, следовательно, не представляется возможным сделать вывод о соответствии представленного проекта требованиям, установленным градостроительным регламентом для объекта.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что оспариваемое уведомление об отказе было получено представителем Казаченко Н.Н. в Управлении жилищной политики и ипотечного кредитования 29.08.2018г., о чем имеется отметка в журнале, обозренном судом в судебном заседании.

Из пояснений представителя административного истца следует, что поскольку ей были непонятны причины отказа, она обратилась с заявлением о выдаче копии протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Иваново.

Из материалов дела следует, что по заявлению представителя Казаченко Н.Н. от 31.08.2018г. ей была выдана 12.09.2018г. выписка из протокола заседания жилищной комиссии Администрации г. Иваново от 22.08.2018г. № 32.

Административный иск подан в суд 30.09.2019г., т.е. с пропуском установленного ст. 219 КАС РФ срока. Данные обстоятельства административным истцом не оспаривались. Ею заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, которое мотивировано тем, что после получения выписки из протокола заседания жилищной комиссии в целях защиты своего права истец направила жалобу в надзорный орган- прокуратуру Ленинского района г. Иванов, которая сначала не установила нарушений при рассмотрении жалобы и лишь при повторном обращении нашла существо жалобы обоснованным. Прокуратурой внесено представление на административный регламент предоставления муниципальной услуги, отклоненное административным ответчиком. Только по результатам телефонного разговора с помощником прокурора ей стал известен номер дела. При обращении к сайту Ленинского районного суда г. Иваново она узнала, что производство по делу прекращено.

Из материалов дела и обозренного судом надзорного производства № 2076эл-18 по обращению Казаченко Н.Н. в Прокуратуру Ленинского района г. Иваново следует, что она 10.10.2018г. направила жалобу прокурору Ленинского района г. Иваново на несоответствие административного регламента Администрации г. Иваново «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», в котором просила провести проверку и принести протест на данный нормативный акт.

08.11.2018г. и.о. Прокурора Ленинского района г.Иваново М.А. Задумкиным Казаченко направлен ответ, в котором указано, что нарушений требований законодательства при принятии административного регламента не установлено.

Не согласившись с данным ответом, Казаченко 11.12.2018г. Прокурору Ленинского района г. Иваново направила обращение о несогласии с ответом и.о. Прокурора Ленинского района г.Иваново М.А. Задумкина.

По результатам рассмотрения данного обращения 09.01.2019г. Прокурором Ленинского района г. Иваново в адрес Главы г. Иваново вынесено представление, в котором указано на то, что в нарушение п. 1.4. Постановления Администрации г. Иваново от 10.04.20-15г. № 825 «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов горда Иваново и экспертизе нормативным правовых актов города Иваново» не осуществлена оценка регулирующего воздействия проекта постановления постановления Администрации города Иванова от 15.05.2018 № 580 «О внесении изменений в постановление Администрации города Иванова от 28.06.2012 N 1477 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое».

10.01.2019г. Казаченко по электронной почте направлен ответ на ее обращение, в котором указано на вынесение прокуратурой представления, а также сообщено, что указанный в административном регламенте перечень документов соответствует ст. 23 ЖК РФ, нарушений в данной части не выявлено.

11.02.2019г. в Прокуратуру Ленинского района г. Иваново поступило обращении Казаченко об ознакомлении с материалами проверки по ее обращению. 04.03.2019г. Казаченко была ознакомлена с данными материалами.

20.03.2019г. Казаченко вновь обратилась в Прокуратуру Ленинского района г. Иваново, в котором указала дополнения обоснования административного иска о признании недействующим административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое».

11.04.2019г. Прокурором Ленинского района г. Иваново направлен в Ленинский районный суд г. Иваново административный иск в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими постановления Администрации города Иванова от 15.05.2018 № 580 «О внесении изменений в постановление Администрации города Иванова от 28.06.2012 № 1477 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», постановления Администрации г. Иванова от 23.10.2018 N 1334 «О внесении изменений в постановление Администрации города Иванова от 28.06.2012 N 1477 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», постановления Администрации г. Иванова от 28.06.2012 N 1477 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» в части изменений, внесенных указанными выше постановлениями.

Определением Ленинского районного суда от 02.07.2019г. по делу № 2а- 1359/19 принят отказ административного истца Прокурора Ленинского района г. Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Иванова о признании недействующими постановлений Администрации города Иванова. Производство по делу прекращено.

05.07.2019г. в Прокуратуру Ленинского района г. Иваново поступило обращении Казаченко об ознакомлении с материалами проверки по ее обращению. 31.07.2019г. Казаченко была ознакомлена с данными материалами.

02.09.2019г. Казаченко был подан впервые административный иск об оспаривании отказа в переводе из жилого помещения в нежилое, оформленный уведомлением от 28.08.2018г. № 02-25-1737. Определением судьи Ленинского районного суда г. Иваново иск оставлен без движения в связи с неуказанием в иске даты и место рождения административного истца. Определением от 18.09.2019г. административный иск возвращен Казаченко в связи с неустранением ею недостатков поданного заявления. Копия определения получена Казаченко 26.09.2019г., после чего 30.09.2019г. ею подан настоящий административный иск.

Из пояснений представителя административного истца следует, что истец не обратилась в суд с заявлением об оспаривании уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в установленный законом срок, поскольку ею был выбран иной способ защиты прав путем обращения в прокуратуру с жалобой на административный регламент представления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое». При этом объективных причин, препятствующих обжалованию истцом в судебном порядке указанного уведомления об отказе в установленный КАС РФ срок, судом не установлено, доказательств, подтверждающих наличие данных причин, истцом не представлено.

Административным истцом осознанно и добровольно выбран способ защиты своих прав путем обращения в прокуратуру с жалобой на административный регламент представления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» с целью последующего повторного обращения в Администрацию г. Иваново с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое в случае признания недействительными положений данного административного регламента.

Выбор иного способа защиты прав не является основанием для восстановления пропущенного срока для обращения в суд. Подача обращений в прокуратуру, ожидание результатов их рассмотрения не препятствовали Казаченко обратиться в суд с иском об обжаловании уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. К тому же у истца не могли в течение установленного срока для обжалования в судебном порядке возникнуть правомерные ожидания, что ее права будут восстановлены во внесудебном порядке. 08.11.2019г. в удовлетворении жалобы Казаченко прокурором было отказано, на повторную жалобу 10.01.2019г. был дан ответ, что указанный в административном регламенте перечень документов соответствует ст. 23 ЖК РФ, нарушений в данной части не выявлено. Представление прокурора в Администрацию г. Иваново и, в последующем, административный иск подан по другим основаниям, а именно, отсутствие оценки регулирующего воздействия проекта постановления постановления Администрации города Иванова.

Кроме того, для данной категории споров не предусмотрен досудебный порядок, предшествующий обращению в суд. Прокурор не является вышестоящим органом по отношению к административному ответчику. В связи этим в силу ст. 219 КАС РФ обращение к прокурору не приостанавливает течение срока для обжалования в судебном порядке решения органа местного самоуправления и не является основанием для признания уважительными причин его пропуска.

Срок пропущен административным истцом значительно. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока для обращения с административным иском в суд.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд

Р е ш и л ;

В удовлетворении административного иска Казаченко Наталии Николаевны к Администрации города Иваново о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, оформленное уведомлением от 28.08.2018г. № 02-25-1437, возложении обязанности выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Гаранина С.А.

Решение суда в окончательной форме принято 01.11.2019