ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2431/19 от 29.05.2019 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело <№ обезличен>а‑2431/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2019 года <адрес>, Московская область

Химкинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Кобызева В. А.,

при секретаре Фроловой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы <№ обезличен> по Московской области к Хорохориной Г. В. о взыскании недоимки по налогам,

установил:

Административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы <№ обезличен> по Московской области обратился в суд к Хорохориной Г.В. с административными исковыми требованиями и с учетом уменьшения требований в порядке ст. 46 ГПК РФ, просил взыскать недоимку по транспортному налогу в размере 490 (Четыреста девяносто рублей 00 копеек) за 2014 год (объект налогообложения: ТС ВАЗ 21150 г.р.з. К087ЕО90);

по транспортному налогу в размере 706 (Семьсот шесть рублей 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ВАЗ21150 К087ЕО90),

по транспортному налогу в размере 1331 (Одна тысяча триста тридцать один рубль 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);

по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2015 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777);

по транспортному налогу в размере 4031 (Четыре тысячи тридцать один рубль 00 копеек) за 2016 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);

по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2016 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777).

Административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы <№ обезличен> по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

Административный ответчик Хорохорина Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, от имени Хорохориной Г.В. поступили неподписанные объяснения, которые возвращены без рассмотрения.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Пунктом 1 ст. 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления – пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от <дата> «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

В соответствии со вышеуказанными нормами НК РФ ответчику начислен налог в отношении принадлежащего административному ответчику имуществу.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Так, на основании ст. 52 НК РФ административному ответчику направлялось налоговое уведомление <№ обезличен> от <дата> на уплату налога в срок до <дата>.

В установленный в уведомлении срок административный ответчик уплату налогов не произвел.

На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику выставлено требование <№ обезличен> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата>, которое направлено ответчику по почте заказным письмом <дата>, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции.

Административным ответчиком данное требование исполнено не было, в связи, с чем налоговый орган направил в установленном порядке заявление о вынесении судебного приказа.

Поскольку административный ответчик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога в полном объеме не исполнил, то в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки за период нарушения им своей обязанности подлежит начислению пеня по этим налогам.

Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ доказательств оплаты задолженности не представлено, в связи с чем указанная недоимка подлежит взысканию с ответчика.

Из представленных материалов дела следует, что мировым судьей Химкинского судебного района Московской области выносился судебный приказ от <дата> о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени, который отменен по заявлению ответчика <дата>.

Административное исковое заявление в отношении ответчика направлено в Химкинский городской суд Московской области <дата>.

Частью 2 ст. 286 КАС Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения установлены ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ пропущенный срок может быть восстановлен судом на основании заявления налоговой инспекции.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Как уже указывалось выше, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 381‑О-П).

Кроме того, как разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Таким образом, в рассматриваемом деле выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о наличии оснований для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, поскольку материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ответчика неуплаченной суммы налога.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы <№ обезличен> по Московской области к Хорохориной Г. В. о взыскании недоимки по налогам – удовлетворить.

Взыскать с Хорохорину Г. В. (место жительства: 141411, МО, Химки, <адрес>) в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы <№ обезличен> по Московской области недоимку по транспортному налогу в размере 490 (Четыреста девяносто рублей 00 копеек) за 2014 год (объект налогообложения: ТС ВАЗ 21150 г.р.з. К087ЕО90);по транспортному налогу в размере 706 (Семьсот шесть рублей 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ВАЗ21150 К087ЕО90),по транспортному налогу в размере 1331 (Одна тысяча триста тридцать один рубль 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2015 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777);по транспортному налогу в размере 4031 (Четыре тысячи тридцать один рубль 00 копеек) за 2016 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2016 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777).

транспортному налогу в размере 490 (Четыреста девяносто рублей 00 копеек) за 2014 год (объект налогообложения: ТС ВАЗ 21150 г.р.з. К087ЕО90);по транспортному налогу в размере 706 (Семьсот шесть рублей 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ВАЗ21150 К087ЕО90),по транспортному налогу в размере 1331 (Одна тысяча триста тридцать один рубль 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2015 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777);по транспортному налогу в размере 4031 (Четыре тысячи тридцать один рубль 00 копеек) за 2016 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2016 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777).

транспортному налогу в размере 490 (Четыреста девяносто рублей 00 копеек) за 2014 год (объект налогообложения: ТС ВАЗ 21150 г.р.з. К087ЕО90);по транспортному налогу в размере 706 (Семьсот шесть рублей 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ВАЗ21150 К087ЕО90),по транспортному налогу в размере 1331 (Одна тысяча триста тридцать один рубль 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2015 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777);по транспортному налогу в размере 4031 (Четыре тысячи тридцать один рубль 00 копеек) за 2016 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2016 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777).

транспортному налогу в размере 490 (Четыреста девяносто рублей 00 копеек) за 2014 год (объект налогообложения: ТС ВАЗ 21150 г.р.з. К087ЕО90);по транспортному налогу в размере 706 (Семьсот шесть рублей 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ВАЗ21150 К087ЕО90),по транспортному налогу в размере 1331 (Одна тысяча триста тридцать один рубль 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2015 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777);по транспортному налогу в размере 4031 (Четыре тысячи тридцать один рубль 00 копеек) за 2016 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2016 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777).

транспортному налогу в размере 490 (Четыреста девяносто рублей 00 копеек) за 2014 год (объект налогообложения: ТС ВАЗ 21150 г.р.з. К087ЕО90);по транспортному налогу в размере 706 (Семьсот шесть рублей 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ВАЗ21150 К087ЕО90),по транспортному налогу в размере 1331 (Одна тысяча триста тридцать один рубль 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2015 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777);по транспортному налогу в размере 4031 (Четыре тысячи тридцать один рубль 00 копеек) за 2016 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2016 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777).

транспортному налогу в размере 490 (Четыреста девяносто рублей 00 копеек) за 2014 год (объект налогообложения: ТС ВАЗ 21150 г.р.з. К087ЕО90);по транспортному налогу в размере 706 (Семьсот шесть рублей 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ВАЗ21150 К087ЕО90),по транспортному налогу в размере 1331 (Одна тысяча триста тридцать один рубль 00 копеек) за 2015 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2015 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777);по транспортному налогу в размере 4031 (Четыре тысячи тридцать один рубль 00 копеек) за 2016 год (объект налогообложения: ТС Вольво ХС70 Н979РО777);по транспортному налогу в размере 289 (Двести восемьдесят девять рублей 00 копеек) за 2016 года (объект налогообложения: ТС Шкода Октавия М599РС777)., судебные расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой был освобожден истец при подаче административного иска в размере 400 (Четыреста рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято <дата>.

Судья Кобызев В. А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>