ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2432/17 от 17.10.2017 Азовского городского суда (Ростовская область)

№2а-2432/17

Решение

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 года

Азовский городской суд Ростовской области в составе:

председательст­вующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Карпенко Н.А.,

с участием ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в от­крытом судебном заседании административное дело по исковым требованиям Унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения к Собранию депутатов Кулешовского сельского поселения, Администрации Кулешовского сельского поселения, Главе администрации Кулешовского сельского поселения Олейниковой ФИО8, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об оспаривании решений органов местного самоуправления, об отмене государственной регистрации юридического лица, права хозяйственного ведения,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился представитель Унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения с исковыми требованиями к Собранию депутатов Кулешовского сельского поселения, Администрации Кулешовского сельского поселения, Главе администрации Кулешовского сельского поселения ФИО4, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об оспаривании решений органов местного самоуправления, об отмене государственной регистрации юридического лица, права хозяйственного ведения.

В обоснование исковых требований указано, что Унитарное муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по решению Администрации Кулешовского сельского поселения.

Постановлением Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения определено гарантирующей ресурсоснабжающей организацией в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг – услуг по водоснабжению холодной питьевой водой, водоснабжению технической водой, подвозу питьевой воды, отведению сточных вод и поставке тепловой энергии для нужд населения, бюджетных и иных организаций, расположенных на территории Кулешовского сельского поселения, присоединенных к водопроводным, канализационным и тепловым сетям, находящимся на балансе или в эксплуатации УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения.

По договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения приняло в хозяйственное ведение объекты социально-значимого имущества: тепловые сети пос. АКДП протяженностью <данные изъяты>, теплосеть протяженностью <данные изъяты> м, котельную в поселке Тимирязевский и др..

Решением от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального унитарного предприятия» Собрания депутатов Кулешовского сельского поселения и Постановлением главы Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального унитарного предприятия» у административного истца изъято имущество, находящееся в его хозяйственном ведении, чем, по мнению административного истца, нарушены его права, так как имущество из хозяйственного ведения возвращается собственнику только при ликвидации унитарного предприятия, в данном случае в отношении УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения решение о ликвидации собственник не принял.

При указанных обстоятельствах, просил:

признать недействительным решение Собрания депутатов Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального унитарного предприятия»;

признать недействительным Постановление главы Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального унитарного предприятия»;

признать недействительным Постановление главы Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении устава муниципального унитарного предприятия»;

отменить государственную регистрацию унитарного муниципального предприятия «Теплосети» Кулешовского сельского поселения;

отменить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты теплоснабжения за унитарным муниципальным предприятием «Теплосети» Кулешовского сельского поселения.

Представитель административного истца УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения по доверенности ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, сославшись на доводы искового заявления, просил заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель Собрания депутатов Кулешовского сельского поселения, Администрации Кулешовского сельского поселения, ФИО4 по доверенности ФИО2 в суд явилась, исковые требования не признала.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по доверенности ФИО3 в суд явился, исковые требования не признал.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей ФИО1, ФИО2, ФИО3, суд приходит к следующему:

На основании ст.114 ГПК РФ унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно п.2, 3 ст.113 ГПК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории Кулешовского сельского поселения действует УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения, созданное по решению Администрации Кулешовского сельского поселения.

Постановлением Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения было определено гарантирующей ресурсоснабжающей организацией в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг – услуг по водоснабжению холодной питьевой водой, водоснабжению технической водой, подвозу питьевой воды, отведению сточных вод и поставке тепловой энергии для нужд населения, бюджетных и иных организаций, расположенных на территории Кулешовского сельского поселения, присоединенных к водопроводным, канализационным и тепловым сетям, находящимся на балансе или в эксплуатации УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения.

В целях решения уставных видов деятельности и на основании договора о от ДД.ММ.ГГГГ за УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения было зарегистрировано право хозяйственного ведения на объекты: тепловые сети пос. АКДП протяженностью <данные изъяты> м, теплосеть протяженностью <данные изъяты> котельная в поселке Тимирязевский, расположенные на территории Кулешовского сельского поселения.

На территории Ростовской области вопросы местного значения урегулированы Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».

Областным законом в редакции от ДД.ММ.ГГГГ в закон от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, из вопросов местного значения сельских поселений исключены полномочия по организации водоснабжения и водоотведения с ДД.ММ.ГГГГ. Вопросы по поставке тепловой энергии для нужд населения, организаций и предприятий, расположенных на территории сельского поселения, остались в ведении сельских поселений.

Во исполнение закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ принят Областной закон от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения из муниципальной собственности Кулешовского сельского поселения передано в муниципальную собственность Азовского района.

Одновременно с передачей муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения из муниципальной собственности муниципального образования "Кулешовское сельское поселение" в муниципальную собственность муниципального образования "Азовский район" переданы соответствующие объекты движимого имущества – водопроводные, канализационные, ливневые сети, объекты движимого имущества, непосредственно связанные с деятельностью водопроводных и канализационных сетей.

Кроме того, решением Собрания депутатов Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением главы Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное унитарное предприятие «Теплосети» Кулешовского сельского поселения в целях обеспечения теплоснабжением потребителей Кулешовского сельского поселения.

При таких обстоятельствах, образование МУП «Теплосети» Кулешовского сельского поселения в целях реализации вопросов местного значения не является нарушением действующего законодательства. Отсутствие оснований для признания недействительным решение органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия влечет отказ в удовлетворении исковых требований о признании недействительной записи в ЕРГЮЛ о создании МУП «Теплосети» Кулешовского сельского поселения.

Согласно ст. 295 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Согласно ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ одним из оснований прекращения права собственности является отказ собственника от права собственности, данное основание применимо и в отношении права хозяйственного ведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно пункту 1 статьи 131 названного Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ объекты собственности Кулешовского сельского поселения – тепловые сети пос. АКДП протяженностью <данные изъяты>, теплосеть протяженностью <данные изъяты> котельная в поселке Тимирязевский и др. были изъяты из хозяйственного ведения УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения и переданы на баланс МУП «Теплосети» Кулешовского сельского поселения.

По смыслу статей 113, 114, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" за унитарным предприятием одного уровня собственности не может быть закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, относящееся к другому уровню собственности. Пунктом 4 статьи 2 названного Закона установлен запрет на создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Кроме того, из положений ст. 295 ГК РФ следует, что право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Таким образом, действующим гражданским законодательством предусмотрены случаи прекращения права хозяйственного ведения муниципального предприятия на имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения. Из вышеприведенных норм следует, что собственник вправе изъять имущество, переданное на праве хозяйственного ведения другому лицу, в случае, если последнее добровольно отказалось от этого права либо если это прямо предусмотрено законом (использование имущества не по назначению). При этом изъятие имущества из хозяйственного ведения муниципального предприятия не должно приводить к невозможности осуществления деятельности, цели, предмет, виды которой определены уставными документами такого предприятия.

Поскольку в порядке реализации Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в Ростовской области», с учетом изменений в Областном законе в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, спорное имущество в целях решения вопросов местного значения вновь образованного муниципального предприятия подлежало передаче в муниципальную собственность сельского поселения, а муниципальное унитарное предприятие не может быть основано на имуществе, находящемся в собственности различных муниципальных образований, указанное имущество подлежало изъятию из хозяйственного ведения УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения в силу закона.

Довод истца о том, что изъятие спорного имущества из хозяйственного ведения УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения повлекло невозможность предприятием осуществлять уставную деятельность, достаточными доказательствами не подтверждается. Кроме того, спорное имущество, имеющее назначение – поставка тепловой энергии, и не могло оставаться в ведении административного истца, так как теплоснабжение потребителей Кулешовского сельского поселения не является уставным видом деятельности истца.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами истца о том, что изъятие спорного имущества привело к финансовому кризису предприятия.

На основании анализа обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением о создании МУП «Теплосети» Кулешовского сельского поселения и передачей ему в хозяйственное ведение оспариваемого имущества права административного истца нарушены не были. Мотивы, послужившие основанием для его обращения в суд, не связаны с осуществлением его непосредственной деятельности, и не могут повлечь признания недействительным решения о создании МУП «Теплосети» Кулешовского сельского поселения.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что в случае признания оспариваемых действий или решений незаконными, нарушающими права административного истца, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Содержание данных норм права позволяет прийти к выводу о том, что удовлетворение исковых требований административного истца возможно при условии признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) соответствующего государственного органа.

В свою очередь, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Доказательства нарушения регистрирующим органом – Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области каких-либо прав или законных интересов административного истца последним не представлено, что при указанных обстоятельствах свидетельствует об отказе УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения в удовлетворении требований.

Доводы административного истца о том, что регистрирующий орган не провел правовую экспертизу отклоняются, поскольку доказательствами не подтверждаются, и опровергаются фактическими обстоятельствами дела.

В силу с части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьи 256 ГПК РФ (действовавшей до 15 сентября 2015 года), административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В исковом заявлении представитель истца указал, что на официальном сайте Администрации Кулешовского сельского поселения были опубликованы решения с идентичными номерами, но другого содержания. Между тем, ответчиком представлены бесспорные доказательства опубликования оспариваемых решений в периодическом печатном издании «Читай-Теленеделя» в соответствии с п.52 Устава Муниципального образования Кулешовское сельское поселение.

Наряду с этим, из материалов дела следует, что оспариваемые решения стали известны истцу ДД.ММ.ГГГГ, к материалам дела приобщена копия письма Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о вручении оспариваемых решений, что со стороны истца опровергнуто не было. Вместе с тем с настоящим заявлением в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о значительном пропуске установленного законом срока.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы административного искового заявления не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на обоснованность исковых требований, для удовлетворения которых оснований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения к Собранию депутатов Кулешовского сельского поселения, Администрации Кулешовского сельского поселения, Главе администрации Кулешовского сельского поселения Олейниковой ФИО9, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании недействительным решение Собрания депутатов Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального унитарного предприятия», о признании недействительным Постановление главы Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального унитарного предприятия», о признании недействительным Постановление главы Администрации Кулешовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении устава муниципального унитарного предприятия», об отмене государственной регистрации унитарного муниципального предприятия «Теплосети» Кулешовского сельского поселения, государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты теплоснабжения за унитарным муниципальным предприятием «Теплосети» Кулешовского сельского поселения

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2017 года.

Судья