ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2433/2017 от 01.11.2017 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2433/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» ноября 2017 года город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

при секретаре Даниловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мишиной Г.Н. к Администрации города Твери о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л :

Мишина Г.Н. обратилась в суд с требованиями к Администрации города Твери о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери и Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

В обоснование заявленных требований указано, что Мишина Г.Н. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации г. Твери №524 от 08.05.2013 г. многоквартирный жилой дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с названным постановлением Мишиной Г.Н. и другим собственникам помещений вручено требование о сносе дома в срок до 01.12.2013 г.

Поскольку собственниками в указанный срок снос дома осуществлён не был, постановлением администрации г. Твери № 491 от 18.04.2014 года соответствующий земельный участок, на котором находится жилой дом, а также квартира в нём, изъяты для муниципальных нужд. 08 мая 2014 г. в ЕГРП внесены соответствующие записи.

Постановлением № 524 предусматривалось выполнение всех связанных с признанием дома аварийным и подлежащим сносу действий, в т.ч. осуществление изъятия помещений и предоставление отчета о его исполнении до 31.12.2014 г.

Исходя из содержания указанного постановления (в том числе с учетом последовательности изложения действий и указания об исключении дома из реестра муниципальной собственности, что означает предварительное включение дома в такой реестр, что само по себе подразумевает выкуп всех помещений у собственников) названный срок являлся окончательным сроком выполнения процедуры изъятия земельного участка, т.е. в том числе и выкуп помещения у Мишиной Г.Н.

До настоящего времени ответчиком не только не проведены переговоры с истицей относительно условий выкупа, не только не направлен в её адрес проект соглашения о выкупе, как это предусмотрено действующим законодательством, но и не обеспечено выполнение работ по оценке подлежащей изъятию недвижимости. Указанное бездействие нарушает право Мишиной Г.Н. на выкуп принадлежащего ей жилого помещения в аварийном доме и реализацию тем самым предусмотренного Конституцией РФ права на жилище.

В 2016 г. истице ответчиком было сообщено о принятии муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 г.г.» и предполагаемом этой программой расселении дома в 2018 г., а также выкупе её квартиры в рамках реализации названной программы.

Между тем сама по себе программа затрагивает лишь вопросы расселения дома и предоставления иных жилых помещений, но не касается вопросов выкупа помещений собственников, что является основным способом обеспечения прав собственника помещения. Статьей 32 ЖК РФ предоставление собственнику изымаемого помещения иного жилого помещения возможно лишь с согласия собственника и с зачетом предлагаемого помещения в выкупную стоимость. Однако Мишина Г.Н. намерена получить выкупную стоимость и с предоставлением иного помещения не согласна.

В связи с данными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в невыполнении работ по оценке подлежащего изъятию в связи с признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принадлежащего Мишиной Г.Н. жилого помещения по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непроведении переговоров с Мишиной Г.Н. относительно условий изъятия в связи с признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принадлежащего ей жилого помещения по тому же адресу; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении Мишиной Г.Н. проекта соглашения об изъятии принадлежащего ей жилого помещения по тому же адресу; обязать администрацию города Твери устранить вышеуказанные нарушения.

В судебное заседание Мишина Г.Н. не явилась, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Представитель Мишиной Г.Н. по доверенности Секачев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель Администрации г.Твери и Департамента финансов администрации города Твери по доверенности Аваев Д.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.

Представитель Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности Тарасов В.В. и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери по доверенности Цветкова А.А. в судебном заседании также возражали относительно удовлетворения заявленных требований.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Постановлением администрации города Твери от 08.05.2013 года № 524 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Руководствуясь ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, администрация города Твери предъявила к собственникам жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> том числе и к Мишиной Г.Н., как к собственнику квартиры в данном доме, требование о сносе вышеуказанного аварийного дома в срок до 01.12.2013 года. В установленный срок данное требование исполнено не было.

Пунктом 6.1 постановления администрации города Твери от 08.05.2013 года № 524 департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери было поручено организовать процедуру изъятия земельного участка и находящихся в собственности граждан жилых помещений в аварийном доме по указанному адресу.

18.04.2014 года было издано постановление администрации города Твери № 491 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд», в соответствии с которым квартира , расположенная по адресу: <адрес> земельный участок на котором находится жилой дом были изъяты для муниципальных нужд.

08 мая 2014 года Управление Росреестра по Тверской области внесло в ЕГРП записи о государственной регистрации связанных с изъятием для муниципальных нужд ограничений (обременений) прав собственности на жилые помещения в данном доме и земельный участок под ним.

19.06.2014 года Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери направил собственникам жилых помещений в данном доме, в том числе и Мишиной Г.Н., извещения об изъятии имущества для муниципальных нужд.

24.12.2014 года было издано постановление администрации города Твери № 1747 «О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 08.05.2013 года № 524 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».

Указанным постановлением, постановление администрации города Твери от 08.05.2013 года № 524 было дополнено пунктом 4.1 в следующей редакции: «включить мероприятия по реализации прав граждан, предусмотренных ст. 2 ЖК РФ, в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 г.г.»

Также постановлением администрации города Твери от 24.12.2014 года № 1747 был изменен срок представления отчета исполнения настоящего постановления до 31.12.2020 года.

Финансирование мероприятий указанной муниципальной программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Твери на соответствующий финансовый год.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, срок реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Нормы абзаца 1 ч. 2 ст. 179 БК РФ определяют, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, действующее законодательство закрепляет право муниципального образования самостоятельно устанавливать сроки реализации муниципальных программ, а также объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ.

В соответствии с пунктом 1.8 постановления №1747, последний абзац Постановления изложен в следующей редакции: «Отчет об исполнении настоящего постановления представить в срок до 31.12.2020».

В соответствии с пунктом 3.2.3. Подпрограммы 2 «Ликвидация аварийного жилья» Раздела III муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем населения города Твери» на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Твери от 30.10.2014 №1397 (ред. от 28.07.2015) «Объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации подпрограммы», финансирование подпрограммы 2 осуществляется за счет средств бюджета города Твери, средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета Тверской области. Переселение граждан по адресам места жительства из домов, признанных аварийными, по годам реализации 2015 - 2020 годов муниципальной программы: 2018 год - <адрес>.

Впоследствии в программу неоднократно вносились изменения, касающиеся, в том числе, года реализации программы в отношении указанного дома. Так, в действующей редакции программы, он указан – 2019.

Включение многоквартирного дом <адрес> в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение доступным жильем населения города Твери» на 2015 - 2020 годы» не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.

27.03.2015 Мишина Г.Н., не соглашаясь с установленными постановлением администрации города Твери от 24.12.2014 №1747 и муниципальной программой сроками, обратилась в администрацию города Твери с предложением о заключении соглашения по приложенному проекту с указанием выкупной цены в сумме 2065460 рублей на основании статьи 32 ЖК РФ и пункта 1 статьи 445 ГК РФ.

Мишиной Г.Н. администрацией города Твери 22.05.2015 дан ответ, из которого следует, что выкуп принадлежащей заявителю квартиры будет осуществляться в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем населения города Твери» на 2015 - 2020 годы».

Федеральным законом № 499 от 31.12.2014 в статью 32 ЖК РФ, были внесены изменения, вступившие в силу с 01.04.2015 года. В новой редакции ст. 32 ЖК РФ содержится отсылочная норма к нормам Земельного кодекса Российской Федерации в части порядка изъятия жилого помещения и земельного участка, который в свою очередь был дополнен соответствующими положениями.

Правовое регулирование, введенное Федеральным законом №499-ФЗ, подлежит применению с учетом положении статьи 26 названного закона, частью 1 которой установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона №499-ФЗ.

Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть соблюдена в полном объеме.

Порядок подготовки и заключения соглашения об изъятии предусмотрен статьями 56.7-56.10 главы VII.1 ЗК РФ.

В соответствии с положениями статьи 56.7 ЗК РФ результатом действий органа местного самоуправления по подготовке соглашения является направление правообладателю проекта такого соглашения для подписания.

Положениями статьи 56.10 ЗК РФ предусмотрено, что соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и органом местного самоуправления. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. На основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

Срок действия решения об изъятии установлен пунктом 13 статьи 56.6 ЗК РФ в редакции Закона №499-ФЗ и составляет три года со дня его принятия. Правообладателю законом предоставляет срок до 90 дней для подписания соглашения об изымаемом объекте недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ) либо для представления документированных возражений о размере оценки. При этом, конкретные сроки для подготовки органом местного самоуправления и направления правообладателю проекта соглашения об изъятии недвижимости законодателем не определены.

Также действующее законодательство не устанавливает обязанности как правообладателя недвижимости, так и органа местного самоуправления заключить соглашение об изъятии (статья 32 ЖК РФ, статья 56.10 ЗК РФ, статьи 279-282, пункт 1 статьи 421 ГК РФ). Данное соглашение должно быть, по общему правилу, заключено между сторонами добровольно по результатам проводимых между ними переговоров с учетом вносимых предложений по изменению условий договора. Право обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости, правообладателю недвижимости не предоставлено. Таким правом наделен только орган местного самоуправления и только в том случае, если правообладателем изымаемой недвижимости в предусмотренный законом срок не выражено мнение по предложенным условиям соглашения.

Доводы административного истца о том, что до настоящего времени ответчиком не проведены переговоры с истцом относительно условий выкупа, не направлен в её адрес проект соглашения о выкупе и не обеспечено выполнение работ по оценке подлежащей изъятию недвижимости, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Ввиду отсутствия законодательно установленных сроков как составления и направления правообладателю проекта соглашения об изъятии недвижимости, так и возможности понуждения органа местного самоуправления к заключению данного соглашения по требованию правообладателя, включение решением органа местного самоуправления мероприятий по реализации прав граждан, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ, в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» - пункты 1.2, 1.3 постановления администрации города Твери от 24.12.2014 №1747 – не могут рассматриваться как нарушающие права истца.

Более того, участие в муниципальной программе позволяет для более эффективной реализации включенных в нее мероприятий привлечь в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не только средства бюджета города Твери, но и средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и средства областного бюджета Тверской области.

Поскольку финансирование мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета города Твери, сроки реализации муниципальной программы по обеспечению граждан жилыми помещениями определяются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Пунктом 2 статьи 179 БК РФ предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Из положений части 1 указанной статьи БК РФ следует, что сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

В соответствии с пунктом 42 Положения о бюджетном процессе в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 21.06.2011 №179, муниципальные программы утверждаются администрацией города Твери. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ утверждается решением Тверской городской Думы о бюджете города по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с правовым актом администрации города, утвердившим программу. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете города не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Таким образом, финансирование мероприятий вышеуказанной муниципальной программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Твери на соответствующий финансовый год, и именно администрации города Твери предоставлено право самостоятельно устанавливать сроки реализации программы исходя из объема бюджетных средств.

Ссылки истца на нарушение ее прав на жилище объективно ничем не подтверждены. В соответствии с пунктом 2.3 постановления администрации города Твери от 08.05.2013 №524 Мишиной Г.Н. предлагалось жилое помещение из маневренного фонда для временного проживания, от которого она отказалась.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. При этом следует отметить, что действующим законодательством (ст.ст.279-282 ГК РФ, ст.32 ЖК РФ) не установлены сроки заключения соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд.

Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ей порядке (п. 1 ст. 179 БК РФ).

Поскольку при рассмотрении дела судом, бездействие со стороны административного ответчика, выразившееся в невыполнении работ по оценке подлежащего изъятию в связи с признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принадлежащего Мишиной Г.Н. жилого помещения по адресу: г.Тверь пос.Лоцманенко д. 14 кв.6, в непроведении переговоров с Мишиной Г.Н. относительно условий изъятия в связи с признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принадлежащего ей жилого помещения, а также бездействие ответчика выразившееся в ненаправлении Мишиной Г.Н. проекта соглашения об изъятии принадлежащего ей жилого помещения по тому же адресу судом не установлено, следовательно исковые требования Мишиной Г.Н. к Администрации города Твери о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Мишиной Г.Н. к Администрации города Твери о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2017 года.

Председательствующий Н.В.Булыгина