ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2434/2022 от 26.08.2022 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

УИД 22RS0015-01-2022-003361-19

Дело № 2а-2434/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 26.08.2022 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Барышникова Е.Н.,

при секретаре: Кауль Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, главе Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО2 администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным постановления и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с административным иском к администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, администрации Первомайского района Алтайского края, в котором, с учетом уточнения требований в заявлении от ДАТА (л.д. 148), просит признать незаконным и отменить постановление главы Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА «Об отклонении проекта постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по АДРЕС «магазины»» и обязать главу Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края согласовать данный проект постановления. В качестве основания своих требований административный истец отмечает отсутствие в оспариваемом постановлении указания на правовые основания принятого решения, а также законность своего требования об изменении условно разрешенного вида использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с «жилищного строительства» на «магазины» при отсутствии доказательств невозможности изменения разрешенного вида использования.

К участию в административном деле судом привлечены: в качестве административного соответчика – глава Первомайского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО2, в качестве заинтересованных лиц – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ТСН «Новая грань».

В судебном заседании ФИО1, ее представитель ФИО7 на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании глава Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, законный представитель ТСН «Новая грань» ФИО8 просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представители администрации Первомайского района Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.

Суд, с учетом мнения сторон и заинтересованных лиц, полагает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.

Выслушав позиции сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено общее правило применительно к рассмотрению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в соответствии с которым суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оспариваемое постановление принято ДАТА, административный иск подан в суд ДАТА (т.е. в предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок).

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина. Совокупности обозначенных условий и, следовательно, оснований для признания оспариваемого решения незаконным суд не усматривает в силу следующих причин.

Спорное правоотношение относится к сфере общественных отношений, регулирование которых осуществляется законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данное законодательство включает в себя Градостроительный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Помимо этого, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к решению вопросов, связанных с решением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, предусмотрена процедура проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Соответствующие организационно-правовые основы закреплены статьями 5.1, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Законом определен круг участников общественных обсуждений или публичных слушаний, к которым, в частности, отнесены граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлен проект (в рассматриваемом случае - по вопросу согласования вида разрешенного использования), правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлен проект, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства (часть 3 статьи 5.1 градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (часть 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Оповещение о начале публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях

Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (части 6-7 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данное оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации. Помимо этого оно распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, иными способами, обеспечивающими доступ участников публичных слушаний к указанной информации (пункт 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Организатор публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола публичных слушаний;

2) информация об организаторе публичных слушаний;

3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний (часть 18 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании протокола публичных слушаний организатор публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний. В заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:

1) дата оформления заключения о результатах публичных слушаний;

2) наименование проекта, рассмотренного на публичных слушаниях, сведения о количестве участников публичных слушаний, которые приняли участие в публичных слушаниях;

3) реквизиты протокола публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;

4) содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

5) аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (части 21-22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В части 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены вопросы муниципального правотворчества по публичным слушаниям. Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются:

1) порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам;

2) организатор публичных слушаний;

3) срок проведения публичных слушаний;

4) официальный сайт и (или) информационные системы;

5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале публичных слушаний;

6) форма оповещения о начале публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах публичных слушаний;

7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены дополнительные (специальные) требования к проведению публичных слушаний по теме предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (комиссию по подготовке правил землепользования и застройке (часть 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации)) (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Организатор публичных слушаний направляет сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Срок публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (часть 7 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На основании этих рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии пунктом 20 части 1, частью 3 статьи 14, частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между администрацией Первомайского района Алтайского края и администрацией Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края заключено и решением Первомайского районного Собрания депутатов от 31.08.2021 года №72 утверждено Соглашение (л.д. 87-89) о передаче администрацией Первомайского района администрации Санниковского сельсовета части полномочий в области градостроительства (применительно к данному сельскому поселению), в том числе полномочий по проведению публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, принятию решения по итогам данных слушаний (пункт 3.2.5 Соглашения). Срок действия Соглашения – с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года.

Согласно статье 16 Устава муниципального образования Санниковский сельсовет Первомайского района Алтайского края (л.д. 48-64) публичные слушания проводятся по инициативе трех субъектов: населения, Совета депутатов (в обоих случаях слушания назначаются Советом депутатов) или главы сельсовета (слушания назначаются главой).

Постановлением администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА года НОМЕР (в редакции от ДАТА) (л.д. 83-86) создана постоянно действующая комиссия по землепользованию и застройке данного муниципалитета, утвержден ее состав, утверждено Положение о комиссии. Согласно пункту 1.1 Положения Комиссия является постоянно действующим консультативно-координационным органом при администрации Санниковского сельсовета, созданным, в том числе, в целях осуществления мероприятий по организации и проведению публичных слушаний по градостроительным решениям, рассмотрению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности. В ряду прочего Комиссией рассматриваются вопросы предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (подпункт «б» пункта 1.3 Положения).

Постановлением администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТАНОМЕР (в редакции от ДАТАНОМЕР) утвержден административный регламент «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (л.д. 90-103). Предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края (пункт 2.2 административного регламента).

Результатом предоставления муниципальной услуги являются предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Соответствующий срок составляет 60 дней с момента регистрации заявления обратившегося за предоставлением муниципальной услуги лица до момента получения ее результата (пункт 2.5 административного регламента).

Пунктом 2.12 определены основания к отказу в предоставлении муниципальной услуги, среди которых: несоответствие документам территориального планирования и градостроительного зонирования; нарушение прав граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования.

Процесс предоставления муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления; рассмотрение представленных документов, подготовку и направление межведомственных запросов; организацию и проведение публичных слушаний, подготовку протокола и заключения о результатах публичных слушаний, подготовку рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке; принятие главой администрации Санниковского сельсовета администрации Первомайского района Алтайского края решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункт 3.1 административного регламента).

В пункте 3.4 административного регламента продублированы ранее изложенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации в части организации и проведения публичных слушаний. В частности, комиссия по землепользованию и застройке муниципалитета в течение двух дней со дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний осуществляет подготовку рекомендаций по предоставлению муниципальной услуги. После этого в течение двух дней комиссия направляет заявление обратившегося лица, заключение о результатах публичных слушаний и свои рекомендации главе администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения (пункты 3.4.4-3.4.5 административного регламента).

Наконец, глава администрации муниципалитета принимает решение о предоставлении разрешения либо об отказе в нем с указанием причин принятого решения (пункт 3.5 административного регламента).

Решением Совета депутатов Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТАНОМЕР утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Санниковский сельсовет Первомайского района Алтайского края (л.д. 165-172), в силу пункта 5.5 которого по вопросам градостроительной деятельности публичные слушания проводятся в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования Санниковский сельсовет Первомайского района Алтайского края (пункт 5.5 Положения).

Согласно статье 27 Правил землепользования и застройки муниципального образования Санниковский сельсовет Первомайского района Алтайского края, утвержденных решением Санниковского Совета депутатов Первомайского района Алтайского края от ДАТАНОМЕР (муниципальный правовой акт имеется в свободном доступе, размещен на официальном сайте Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данной статье, а также статье 36 Правил по существу продублированы ранее изложенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ДАТА в администрацию Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края поступило заявление ФИО1 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по АДРЕС, - «магазины». Данный земельный участок принадлежит ФИО1 на праве собственности, относится к категории земель «Земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 143-146).

Правообладателями объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком ФИО1, являются: ФИО6 (собственник дома с кадастровым НОМЕР, расположенного по АДРЕС); ФИО4, ФИО5 (собственники дома, с кадастровым НОМЕР, расположенного по АДРЕС) (л.д. 136-142). Во время организации и проведения публичных слушаний по земельному участку ФИО1 собственником дома с кадастровым НОМЕР являлся ФИО3 Дома и соответствующие земельные участки относятся к ТСН «Новая грань» (законный представитель ФИО8 (л.д.131)).

В связи с поступившим заявлением ФИО1 постановлением администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА на ДАТА назначены публичные слушания, признанные впоследствии несостоявшимися по причине отсутствия кворума комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования. Постановлением администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТАНОМЕР назначены новые дата и время проведения публичных слушаний – ДАТА 11 часов 30 минут (л.д. 76,164, 173). Оповещение о проведении слушаний опубликовано ДАТА на сайте муниципального образования и размещено на информационных стендах администрации муниципалитета (л.д. 187, 179-180). Согласно пояснениям администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края дата опубликования информации на официальном сайте сельского поселения выставляется автоматически, оповещение опубликовано ДАТА. Факт опубликования в установленном порядке оповещения, иных документов (материалов), связанных с проведением публичных слушаний, согласно пояснениям административного истца соблюден, административным истцом не оспаривается. Одновременно с ДАТА в разделе «Градостроительная деятельность» официального сайта муниципального образования опубликован проект постановления администрации Санниковского сельсовета Первомайского района о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Факт опубликования на официальном сайте Санниковского сельсовета Первомайского района документов (материалов), связанных с проведением публичных слушаний, помимо прочего подтверждается скриншотом сайта (л.д. 176).

Собственникам смежных земельных участков ФИО3, ФИО4, ФИО5 направлены соответствующие уведомления от ДАТАНОМЕР, от ДАТАНОМЕР (л.д. 72-73).

В публичных слушаниях приняли участие 5 человек, включая ФИО1, ФИО3, ФИО5 (персональные данные отражены в журнале регистрации (л.д. 74). Публичные слушания проведены комиссией по землепользованию и застройке в составе 4 человек (т.е. при наличии кворума).

Как следует из протокола публичных слушаний (л.д. 70), собственники смежных земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства ФИО3, ФИО5 возражали против согласования ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей земельного участка «магазины», мотивируя свою позицию: проектом планировки территории (не предусматривающим размещение магазинов); наличием действующего магазина на территории; покупкой земельных участков и строительством домов с учетом того, что рядом не будет магазинов; фактором шума, грязи, движения машин при строительстве магазина рядом с жилыми домами. Кроме этого, в рамках публичных слушаний ФИО5, возражая по вопросу согласования условно разрешенного вида использования земельного участка ФИО1, представила в обоснование своей позиции письменную информацию по данному вопросу председателя ТСН «Новая грань» ФИО8 Данная информация озвучена в ходе публичных слушаний. Согласно ответу законного представителя ТСН категория земель, отведенных для строительства частных жилых домов, - индивидуальное жилищное строительство. При этом общая инфраструктура поселка сформирована таким образом, что один земельный участок не может эксплуатироваться отдельно от общей инфраструктуры поселка. Как полагает ФИО8, в случае строительства магазина на земельном участке ФИО1 неизбежно будет задействована инфраструктура поселка, что повлечет нанесение урона общему имуществу ТСН «Новая грань». Как следствие, законный представитель товарищества высказался против согласования условно разрешенного вида использования земельного участка ФИО1

По итогам публичных слушаний состоялось голосование участников публичных слушаний и членов комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования. Как следует из итогов голосования (л.д.195), за предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка проголосовали ФИО1, ФИО9, ФИО10 (как выяснилось в судебном заседании, ФИО10 являлась представителем ФИО1). Против предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка проголосовали собственники обоих смежных земельных участков. Таким же образом проголосовали члены комиссии. Непосредственно в протоколе публичных слушаний зафиксировано мнение комиссии рекомендовать отклонить проект постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ФИО1 «магазины», учитывая возражение собственников соседних земельных участков и утвержденный проект планировки территории.

ДАТА по результатам публичных слушаний комиссией по землепользованию и застройке подготовлены соответствующие заключение (размещено на официальном сайте муниципального образования) и рекомендации главе администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края отклонить проект ранее указанного постановления в связи с утвержденными документами территориального планирования и с учетом мнения граждан (возражений собственников соседних земельных участков) (л.д. 174-175).

Постановлением администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТАНОМЕР проект постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по АДРЕС, «магазины», отклонен.

Суд отклоняет позицию представителя административного истца ФИО7 об отсутствии в оспариваемом постановлении правового обоснования принятого решения по следующим причинам.

Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данный принцип включает в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. При этом суд обращает внимание на требование закона о направлении сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком. Такой подход законодателя представляется не случайным, он направлен на создание дополнительных условий выявления в процессе организации п проведения публичных слушаний мнения указанных правообладателей.

В связи с этим мнения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида использования земельного участка.

При принятии оспариваемого постановления глава сельсовета ФИО2 исходила из заключения комиссии по землепользованию и застройке Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, в котором предельно четко в качестве причины необходимости отклонения проекта постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка указаны возражения собственников соседних земельных участков.

Данные возражения, существо этих возражений озвучены в рамках публичных слушаний ДАТА, участником которых являлась и ФИО1 Причины принятого решения предельно ясны и понятны. При принятии решения глава сельского поселения, действительно, не связан итогами публичных слушаний и возражениями правообладателей смежных земельных участков, но обязан учитывать их. Оспариваемое решение не является произвольным, в основе его принятия - возражение и желания правообладателей соседних земельных участков на благоприятные условия проживания в рамках коттеджной застройки (где проектом планировки территории не предусмотрено размещение объекта торговли, на что указывал на публичных слушаниях ФИО3). Данные возражения вновь озвучены правообладателями соседних земельных участков (в том числе новым собственником ФИО6) в судебном заседании при рассмотрении настоящего административного дела.

Публичные слушания проведены, оповещение об их проведении заблаговременно опубликовано. Лица, желающие принять участие в публичных слушаниях, реализовали свое право, высказали свою точку зрения по спорному вопросу. С учетом мнения участников публичных слушаний комиссия по землепользованию и застройке муниципалитета сформировала свою позицию для главы муниципального образования. В целом какие-либо нарушения требований закона, повлекшие нарушение прав административного истца, суд не усматривает. Как следствие, административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 к администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, главе Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО2, администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным и отмене постановления администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТАНОМЕР «Об отклонении проекта постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по АДРЕС «магазины»» и возложении обязанности на главу Санниковского сельсовета Первомайского района ФИО2 обязанности согласовать проект такого постановления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Барышников

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2022 года