ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2438/202022Д от 22.12.2020 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0011-01-2020-002713-64

Дело №2а-2438/2020 22 декабря 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Юхниной К.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арустамян ФИО9 к Главному государственному санитарному врачу по городу Санкт-Петербургу – Руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Башкетовой ФИО10, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене постановления,

у с т а н о в и л:

Арустамян ФИО11 обратилась в суд с административным иском к Главному государственному санитарному врачу по городу Санкт-Петербургу - Руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Башкетовой ФИО12, в котором просила признать незаконным и отменить Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 24.03.2020 года, поскольку оно является незаконным ненормативным правовым актом.

В обоснование исковых требований административный истец указала, что 15 марта 2020 года она вернулась в Санкт-Петербургу из туристической поездки в ......... 24 марта 2020 года Главным государственным санитарным врачом по городу Санкт-Петербургу Башкетовой Н.С. было вынесено Постановление об ее изоляции в обсерватор. Административный истец полагает данное постановление незаконным, т.к. она прибыла из-за рубежа 15.03.2020 года, в то время как Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» еще не было издано. В соответствии с пунктом 6 указанного Постановления следует, что оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования и не имеет обратной силы. В соответствии с пунктом 2.1 данного Постановления обязанность незамедлительно сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию, организованную в субъекте РФ введена с 19.03.2020 года. На момент ее прибытия на территорию Российской Федерации действовало Постановление Правительства от 13.03.2020 года №121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции», которое содержало рекомендательный характер обеспечения гражданами своей изоляции на дому в течение 14 дней со дня возвращения в РФ, осуществлять вызов медицинского работника амбулаторно-поликлинического учреждения по месту жительства для осмотра, прибывшим из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания. При этом, истец возвратилась из страны, которая отсутствовала в указанном перечне.

В отношении нее не принималось Постановления об изоляции, медицинском обследовании и (или) медицинском наблюдении. Таким образом, ею не нарушалось каких-либо требований и обязанностей по самоизоляции. Изоляция в обсерваторе незаконна и нарушает право гражданина на свободу передвижения. 02 апреля 2020 года она была выписана из обсервации ......... в связи с истечением срока обсервации, анализ на COVID-2019 отрицательный.

22 апреля 2020 года следователем Следственного Отдела по Выборгскому району ГСУ СК России по Санкт-Петербургу было вынесено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Арустамян И.Г. в связи с отсутствием в ее деянии состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 237 УК РФ.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (далее – Управление Роспотребнадзора по СПб).

Административный истец в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов представителю Кортунову Р.Н., который в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков по доверенности Ефимчук Л.В. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 этого же кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что 24 марта 2020 года Главным государственным санитарным врачом по городу Санкт-Петербургу Башкетовой ФИО14 было вынесено постановление об изоляции Арустамян ФИО13 в обсерватор в виду нарушения ею условий изоляции, установленных для граждан, прибывших на территорию Санкт-Петербурга из-за рубежа (л.д.45)

В этот же день были вынесены предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей в адрес председателя Комитета по здравоохранению и начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 49-50).

Данное постановление было исполнено, Арустамян И.Г. была помещена в обсерватор ......... откуда была выписана 02.04.2020 года в связи с истечением срока обсервации, при этом анализ на COVID-19 был отрицательный.

Как следует из объяснений административного истца, изложенных в административном исковом заявлении, а также в Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.04.2020 года СО по Выборгскому району ГСУ по Санкт-Петербургу, в период с 04 марта по 15 марта 2020 года она находилась в очередном оплачиваемом отпуске, который проводила в .......... После прибытия 15.03.2020 года в Санкт-Петербург перед выходом на работу она уточнила у работодателя возможность выхода, никаких запретов для выхода на работу работодатель не заявил. Никаких предписаний об изоляции ей не давалось, никаких требований и установленных ограничений, действовавших на момент прибытия из-за рубежа и выхода на работу она не нарушала.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно требований статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, устанавливающей основные понятия, используемые в данном законе, под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу этой же статьи, санитарно-эпидемиологическая обстановка – это состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. Под федеральным государственный санитарно-эпидемиологический надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку; инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Согласно статьи 8 названного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно требований части 1 статьи 2 этого же закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 29 данного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно требований установленных статьями 44, 46, 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Управление по Санкт-Петербургу является территориальным органом данного федерального органа.

Статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определены полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей. В частности, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются следующими полномочиями:

-давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки,

-при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.

Согласно статьи 33 указанного закона, больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Во исполнение выше указанных норм и в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации 18 марта 2020 года Главным государственным санитарным врачом РФ вынесено постановление N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".

Согласно пункта 1.1 данного Постановления предложено обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 указанного Постановления, лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации предписано незамедлительно сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию, организованную в субъекте Российской Федерации, а также выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Анализируя указанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что у Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу имелась компетенция по вынесению оспариваемого постановления от 24 марта 2020 года об изоляции административного истца в обсерватор, поскольку главный санитарный врач субъекта Российской Федерации обладает таким правом.

Однако административными ответчиками не представлено доказательств обоснованности и необходимости вынесения оспариваемого постановления, а именно доказательств нарушения административным истцом установленных условий изоляции для граждан, прибывших из-за рубежа.

Постановление Главного государственного санитарного врача №7 от 18 марта 2020 года вступило в силу 19 марта 2020 года и с этой даты обязательно для исполнения на территории Российской Федерации. При этом административный истец прибыла из-за рубежа до ведения условия об обязательной самоизоляции – 15.03.2020 года. Таким образом, на нее правило об обязательной самоизоляции после прибытия из-за рубежа не распространялось. Никаких предписаний или постановлений об ее изоляции административным ответчиком не выносилось. Следовательно, нарушений режима изоляции со стороны административного истца не имело место, и оснований для помещения ее в обсерватор в виду нарушения режима изоляции у административного ответчика не имелось.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 года №121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции действовавшей на 15.03.2020 года было рекомендовано гражданам, прибывшим из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, обеспечить свою изоляцию на дому на 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию, осуществлять вызов медицинского работника амбулаторно-поликлинического учреждения по месту жительства для осмотра (пункт 4);

гражданам, посещавшим территории за пределами Российской Федерации, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), в соответствии с информацией на сайте Всемирной организации здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.who.int): незамедлительно сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания на территориях, указанных в пункте 5 постановления, контактную информацию по номеру телефона 112, при появлении признаков инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель и др.) незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому с вызовом медицинского работника без посещения медицинских организаций.

Административный истец вернулась из страны не входящей в указанный перечень, признаков инфекционного заболевания у нее не появилось.

Оспариваемое постановление нарушает права административного истца на передвижение, предусмотренные статьями 1, 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В настоящее время административный истец уже не находится в обсерваторе и его права на свободу перемещений, выбор занятий не нарушаются, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое постановление вынесено 24.03.2020 года, в суд с настоящим административным иском Арустамян И.Г. обратилась 25 июня 2020 года в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Башкетовой ФИО15 от 24 марта 2020 гола вынесенное в отношении Арустамян ФИО16.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

.........