Дело № 2а-2439/2017 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тверь 08 ноября 2017 года
Заволжский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Грачевой С.О.,
при секретаре Хайруллиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мкртычана В,Л. признании действий (бездействия)должностных лиц Заволжского РОСП УФССП России по Тверской областинезаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании действий (бездействия) должностных лиц Заволжского РОСП УФССП России по Тверской области незаконными, в котором просит признать бездействия судебного пристава-исполнителя Заволжского РОСП УФССП России по Тверской области ФИО1 по исполнительному производству № 234/17/690036-ИП незаконными.
В обоснование административного искового заявления указано, что12 января 2017 г. представителем истца ФИО2 был предъявлен исполнительный лист серии ФС № 018549783, выданный Заволжским районным судом г. Твери по делу № 2-3930/2016 о взыскании с должника ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу ФИО4 денежных средств в сумме 143 327 (Сто сорок три тысячи триста двадцать семь) рублей.
Дополнительно были сообщены контактные данные должника - телефон № и информация о наличии у должника в собственности 4 (четырех) транспортных средств, в том числе автомобиля «<данные изъяты>» 1999 года выпуска. Определением Заволжского районного суда г. Твери на автомобиль «<данные изъяты> 1999 года выпуска был наложен запрет на регистрационные действия с указанным транспортным средством.
Истец постановление о возбуждении исполнительного производства не получал, о номере исполнительного производства истец узнал на официальном сайте УФССП по Тверской области.
24 января 2017 г. было возбуждено исполнительное производство № 234/17/690036-ИП.
22 февраля 2017 г. в адрес Заволжского районного отдела службы судебных приставов был направлен запрос с просьбой: направить постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3 в адрес взыскателя; проинформировать взыскателя о поступивших от должника денежных средств в счет погашения долга; в случае не поступления денежных средств от должника проинформировать о принятых мерах по установлению имущества должника, в том числе денежных средств.
До настоящего времени ответа на запрос в адрес взыскателя не поступило.
10.04.2017 года представителем истца была направлена жалоба в Заволжский отдел службы судебных приставов и в вышестоящий орган - руководителю УФССП по Тверской области С.
Ответов на жалобы также в адрес истца не поступило.
05.06.2017 года представителем истца через канцелярию ответчика были поданы: запрос на ознакомление с материалами исполнительного производства и требование о принятии мер по взысканию денежных средств с должника.
Ответов на указанные запросы от ответчика не поступило. Также в адрес взыскателя не поступило денежных средств от должника.
Истец полагает, что его права и интересы как взыскателя нарушены бездействиями судебного пристава-исполнителя. Истцом были приняты меры по предоставлению информации о должнике, его имуществе, по инициативе истца были приняты обеспечительные меры.
В свою очередь должностное лицо службы судебных приставов: не направило постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя; не проинформировало взыскателя о ходе и принятых мерах в отношении должника по исполнительному производству; не направило ответ ни на одно обращение взыскателя; не предоставило взыскателю возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства.
В судебное заседание административный истецМкртычан В.Л. и его представительФИО2, уведомленные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, на рассмотрении дела с их участием не настаивали. Представленными суду заявлениями просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Остальные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом явка сторон не признана обязательной.
В связи с указанными обстоятельствами судом определено провести судебное заседание в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, полагает об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Так, согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу требований ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Задачами исполнительного производства, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Положения статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу п. 1 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При этом согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Судом установлено, и подтверждено материалами дела, что в производстве Заволжского районного отдела службы судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области находится исполнительное производство № 234/17/690036-ИП о взыскании задолженности с ФИО3 в пользу взыскателя ФИО4, возбужденное 24 января 2017 года на основании исполнительного листа серии ФС № 018549783, выданного Заволжским районным судом г. Твери по делу № 2-3930/2016.
Из материалов исполнительного производства следует, что исполнительное производство № 234/17/690036-ИПвозбуждено постановлением судебного пристав-исполнителя Заволжского районного отдела службы судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской областиФИО1 от 24.01.2017 года.
Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Вместе с тем, в материалах административного дела, а так же представленного суду исполнительного производства отсутствуют доказательства направления постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя, в связи с чем, требование о признании незаконным бездействия по не направлению в адрес взыскателя копии постановления о возбуждении исполнительного производства обоснованно и подлежит удовлетворению в данной части.
Доказательств направления в адрес взыскателя в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства от 24.01.2017 года, ответчик не представил.
Из материалов дела следует, что 22 февраля 2017 г. в адрес Заволжского районного отдела службы судебных приставов представителем взыскателя ФИО4 направлен запрос о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3 в адрес взыскателя. Так же из запроса следует, что взыскатель просит проинформировать его о поступивших от должника денежных средств в счет погашения долга, а в случае не поступления денежных средств от должника проинформировать о принятых мерах по установлению имущества должника, в том числе денежных средств.
Так же, 10.04.2017 года представителем взыскателяФИО4 была направлена жалоба в адрес Заволжский отдел службы судебных приставов, а так же жалоба в вышестоящий орган - руководителю УФССП по Тверской области С.
Кроме того, 05.06.2017 года представителем взыскателяФИО4 поданы: запрос на ознакомление с материалами исполнительного производства и требование о принятии мер по взысканию денежных средств с должника.
Как следует из материалов иска ответов на указанные обращения истец и его представитель не получали.
На основании с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что постановлением заместителя руководителяУФССП России по Тверской области от 25.04.2017 года жалоба представителя взыскателя ФИО4 от 11.04.2017 года о бездействии должностных лиц Заволжского РОСП УФССП России по Тверской области признана обоснованной, бездействие старшего судебного пристава Заволжского РОСП УФССП России по Тверской области ФИО5 признано неправомерным. Копия указанного постановлениянаправлена в адрес заявителя, что подтверждается представленным в адрес суда реестром внутренних почтовых отправлений.
Кроме того, постановлением начальника Заволжского РОСП УФССП России по Тверской области от 01.06.2017 года жалоба представителя взыскателя о не рассмотрении заявления от 22.02.2017 года о предоставлении информации по исполнительному производству признана обоснованной, судебному приставу исполнителю указано на недопустимость впредь нарушений действующего законодательства. Так же, указанным постановлением судебному приставу-исполнителю указано на рассмотрение в срок до 06.06.2017 года заявления представителя взыскателя от 22.02.2017 года о предоставлении информации по исполнительному производству.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Заволжского РОСП УФССП России по Тверской областиФИО1 от 21.06.2017 года заявление представителя взыскателя ФИО4 о принятии мер по взысканию денежных средств с должника от 05.06.2017 года признано обоснованным и удовлетворено.
Вместе с тем, в материалах дела не имеется и сторонами по делу не представлено сведений о рассмотрении заявления представителя взыскателяФИО4 от22.02.2017 года о предоставлении информации по исполнительному производству и заявления от 05.06.2017 годаоб ознакомлении с материалами исполнительного производства.
В соответствии со ст. 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными указанным выше Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Изложенное, по убеждению суда является прямым нарушением норм Федерального закона«Об исполнительном производстве», обязывающем судебного пристава-исполнителя рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства, и объективно свидетельствует о допущенном в указанной части должностным лицом бездействии, нарушающем права и законных интересы административного истца.
Указанное бездействие не соответствует ст. 64. 1 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В связи с чем, в данной части заявленные требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая доводы административного истца о незаконности бездействия административного ответчика в части не рассмотрения и не уведомления о результатах рассмотрения обращений от 10.04.2017 года (жалоба в Заволжский отдел службы судебных приставов УФССП по Тверской области, жалоба руководителю УФССП России по Тверской области С.) и от 05.06.2017 года о принятии мер по взысканию денежных средств с должника, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части не имеется, поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора представитель административного истца знакомился с материалами дела, содержащими сведения о рассмотрении указанных обращений. Указанноесвидетельствует о прекращении нарушения прав взыскателя в данной части. Кроме того, представленным УФССПРоссии по Тверской области реестром почтовых отправлений, с отметкой почтового отделения о принятии, подтверждаетсянаправление УФССП России по Тверской области ответа в адрес заявителя. В связи с чем, в удовлетворении требований иска в данной части следует отказать.
При решении вопроса о своевременности обращения, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Часть 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180,227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Требования административного искового заявленияФИО4 о признании действий (бездействия) должностных лиц Заволжского РОСП УФССП России по Тверской области незаконными – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристав-исполнителя Заволжского районного отдела службы судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области ФИО1, выразившееся в не направлении в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства № 234/17/690036-ИП, не рассмотрении заявлений представителя взыскателяФИО4 от 22.02.2017 года и 05.06.2017 годао предоставлении информации по исполнительному производству и ознакомлении с материалами исполнительного производства.
Обязать судебного пристава-исполнителя Заволжского районного отдела службы судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов взыскателя ФИО4.
В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО4 о признании действий (бездействия) должностных лиц Заволжского РОСП УФССП России по Тверской области незаконными в остальной части, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы в Заволжский районный суд г. Твери.
Решение изготовлено в окончательной форме 13ноября 2017 года.
Председательствующий подпись С.О. Грачева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Секретарь Е.Е. Хайруллина