Дело № 2а-243/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2017 года г. Заринск
Заринский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Грудинина С.В.,
при секретаре Селивановой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Заринского района Алтайского края о признании незаконным Постановления администрации Заринского района Алтайского края №982 от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с иском о признании незаконным Постановления администрации Заринского района Алтайского края.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что является ветераном Великой отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> в доме своего внука и его семьи. Проживают в данном доме, общей площадью 29,8 кв.м. пять членов семьи.
Ссылаясь на положения закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС, Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС, Указ Президента РФ от 07.05.2008 №714, п.п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ указывает на то, что имеет право на улучшение жилых условий, в связи с чем обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако оспариваемым Постановлением ему отказано в постановке на учет.
В связи с изложенным, просит признать Постановление №982 от ДД.ММ.ГГГГ администрации Заринского района Алтайского края незаконным и обязать ответчика поставить на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущего ветерана Великой Отечественной войны.
В судебном заседании административный истец не участвовал, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель административного истец ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснил, что пакет документов для постановки административного истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий собирал он, в заявлении просили поставить ФИО1 на учет как ветерана ВОВ, поскольку истец проживает в жилом помещении, в котором площадь на каждого члена семьи составляет менее учетной нормы..
Представитель администрации Заринского района Алтайского края ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснил, что ФИО1 в соответствии с представленным удостоверением ветерана ВОВ имеет права, предусмотренные ст.17 Федерального закона «О ветеранах», в том числе право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Поскольку истец не выселялся из служебного жилого помещения, то он не имеет права на обеспечение жилым помещением как ветеран ВОВ. Права, предусмотренные ст.4-15 Федерального закона «О ветеранах» на ФИО1 не распространяются.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в административного истца, распорядившегося своими процессуальными правами по своему усмотрению.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 218 КАС РФ закрепляет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.49 ЖК РФ).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2 ч.2 ст.51 ЖК РФ), которая устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ст.52 ЖК РФ).
Одним из оснований отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ является представление документов, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами то, что ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.17 Федерального закона «О ветеранах».
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в дальнейшем – Законом, Закон) установлены категории граждан, которые относятся к ветеранам Великой Отечественной войны (ст.2 Закона).
Главой II вышеуказанного Закона предусмотрены меры социальной защиты ветеранов, которые различаются в зависимости от основания признания гражданина ветераном Великой Отечественной войны.
Так, ст.17 Закона установлены меры социальной поддержки военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, при этом, в отличие от мер социальной поддержки, установленных в отношении инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст.14,15 Закона), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, производится в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с Законом Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем, в том числе граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ст.2), в том числе наделены полномочиями по ведению учета указанной категории граждан (ст.3).
Постановлением администрации Заринского района Алтайского края от 26.05.2016 №350 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, документов, а также постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях», который определяет сроки, требования, условия предоставления и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по оказанию данной муниципальной услуги.
Постановлением администрации Заринского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №969, с учетом изменений и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Положение о жилищной комиссии Администрации Заринского района и состав жилищной комиссии Администрации Заринского района. При этом, исходя из п.4.5 Положения, решение Комиссии носит рекомендательный характер и реализуется только путем издания соответствующего постановления Администрации района.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, через представителя ФИО5, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности обратился в администрацию Заринского района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник Великой отечественной войны.
Из представленного удостоверения серии ВВ №, выданного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, установлено, что ФИО1 является ветераном Великой отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.17 Федерального закона «О ветеранах».
Протоколом заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение на основании п.2 ст.54 ЖК РФ отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерану Великой Отечественной войны ФИО1
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией Заринского района Алтайского края ФИО1 отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерану Великой Отечественной войны основании п.2 ст.54 ЖК РФ, поскольку представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как отмечалось судом ранее, Федеральный закон «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относит ряд категорий граждан, при этом меры социальной поддержки, установленные, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, разделом II указанного Федерального закона отличаются в зависимости от категории ветерана.
Статья 17 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки для военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, к которым, исходя из удостоверения ветерана Великой Отечественной войны отнесен ФИО1
Однако для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, юридически значимым фактом является выселение из занимаемого ветераном служебного жилого помещения.
Между тем, ни административному ответчику, ни в последующем – суду, не представлены документы, подтверждающие выселение ФИО1 из занимаемого им служебного помещения.
Более того, из представленных административным истцом документов, установлено, что на основании постановления администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П, ФИО1 в целях постановки на учет и предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда был признан малоимущим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности постановления администрации Заринского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Заринского района Алтайского края о признании незаконным Постановления администрации Заринского района Алтайского края №982 от 14.12.2016 года отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Заринский городской суд.
Судья Грудинин С.В.