ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-243/2018 от 13.03.2018 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-243/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Огородникова Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Аношкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Маскаевой Е.Н. к администрации г.Алатырь Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации г.Алатырь Чувашской Республики, обязании выдать сертификат федеральной целевой программы «Жилище»,

при участии административного истца Маскаевой Е.Н.,

представителя административного ответчика Веряскина Е.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Маскаева Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации г.Алатырь Чувашской Республики, обязании выдать сертификат федеральной целевой программы «Жилище» обеспечением жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ утвержденной постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года, мотивируя тем, что её семья признана малоимущей в составе из четырех человек с ДД.ММ.ГГГГ, включена в указанную программу с ДД.ММ.ГГГГ в составе из трех человек.

В судебном заседании административный истец Маскаева Е.Н. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям и просила удовлетворить, пояснив, что просит признать незаконным бездействие административного ответчика на протяжении ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непредоставлении ей сертификата на получение субсидии, так как согласно федеральной целевой программе «Жилище» орган местного самоуправления при условии включения молодой семьи в список участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей на текущий год обязан выдать сертификат на получение субсидии в этом году. Также указывала, что в представленном административным ответчиком списке молодых семей не все члены соответствуют предельному возрасту в 35 лет для участия в ней. На официальном интернет-сайте Минстроя ЧР список молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

Представитель административного ответчика администрации г.Алатыря Чувашской РеспубликиВеряскин Е.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по изложенным в отзыве основаниям, поскольку при рассмотрении вопроса о включении семьи Маскаевой Е.Н. в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» администрация действовала в пределах своих полномочий. Согласно паспорту программы, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ планировалось субсидировать 98,49 тыс. молодых семей, при этом в очереди на получение государственной поддержки находятся 296 тыс. семей, в отношении которых установлены государственные обязательства по обеспечению жильем, и 376 тыс. молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. То есть в программе изначально заложена возможностьеё неполной реализации. С ДД.ММ.ГГГГ действует другая федеральная программа, в которую также включена жилищная поддержка молодых семей, при её реализации используется утвержденный список участников предыдущей подпрограммы без дополнительной перерегистрации.

Заинтересованное лицо Министерствостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики(далее – Минстрой ЧР) явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

В силу ч.2 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище», включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» на ДД.ММ.ГГГГ, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила). Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в подпрограмме является добровольным (п.9 Правил).

Условия и порядок участия молодых семей в полученииуказанных социальных выплат установлены в п.п.24-29 Правил, согласно которым (в редакции на дату обращения Маскаевой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ) орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации доводитпредставленные списки до государственного заказчика подпрограммы и после утверждения Правительством РФ размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, в течение 10 дней доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, и в течение 5 рабочих дней после получения уведомления оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений утвержден Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 года №2.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержден Постановлением Кабинета Министров ЧР от 30.11.2011 года №530 «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 31.01.2018 года №30). Ответственным исполнителем подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» указанной государственной программы ЧР является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР. Согласно п.3.2 порядка формирования молодые семьи включаются в список в порядке очередности, исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в основном мероприятии. В первую очередь в список включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

На основании Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 года №1710 действие федеральной целевой программы «Жилище» досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ с одновременным введением в действие программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», одним из основных мероприятий которой является «Обеспечение жильем молодых семей» сроком действия ДД.ММ.ГГГГ (далее - основное мероприятие). В настоящее время Правила предоставления социальных выплат молодым семьям определены в приложении 1 к основному мероприятию. В рамках реализации основного мероприятия предусмотрено оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы, в частности, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (п.1 приложения 1 к основному мероприятию). Порядок участия органа местного самоуправления при составлении и утверждении списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в целом (кроме срока формирования списка согласно п.24 – установлен до 01 июня текущего года) не изменился.Судом установлено и не оспаривается сторонами, что постановлением и.о. главы администрации г.Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ Маскаева Е.Н. составом семьи из 4 человек была включена в список граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Маскаева Е.Н. обратилась в администрацию г.Алатырь с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище». Постановлением и.о. главы администрации г.Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ Маскаева Е.Н. была включена в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ» семьей из трех человек, проживающих по адресу: <адрес>.

Свидетель ФИО1 – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ Управления градостроительства и городского хозяйства администрации г.Алатырь суду показала, что она занимается приемом, оформлением, составлением списков молодых семей, желающих участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище». Указанные списки составлялись к 01 сентября и направлялись для согласования в Минстрой Чувашской Республики и Минстрой Российской Федерации. Включение в список на ДД.ММ.ГГГГ лиц, которые достигли возраста 36 лет, связано с тем, что им в ДД.ММ.ГГГГ были выданы сертификаты на социальную выплату, срок действия которых составляет 7 месяцев, и к ДД.ММ.ГГГГ семьи могли не успеть ими воспользоваться, и оснований для исключения из списка претендентов у администрации не имелось. Администрация ежемесячно направляет в Минстрой ЧР отчет о ходе реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и после предоставления документов об использовании социальной выплаты эти семьи исключаются из списка. Изменения в очередности списка также возможны в связи с исключением семей по достижению предельного возраста и иным основаниям или получением молодой семьи статуса многодетной. Утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты публикуется на сайте Минстроя ЧР.

Согласно сводному списку молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ по г.Алатырю семья Маскаевой Е.Н. составом семьи из 3 человек занимала .Согласно сводному списку молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ по г.Алатырю семья Маскаевой Е.Н. составом семьи из 3 человек занимала .

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из КонституцииРФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции. Правительство РФ в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем, вправе принимать федеральные целевые программы на конкретные промежутки времени. Принимая на соответствующий период федеральную целевую программу, преследующую схожие цели с ранее закончившей свое действие программой, Правительство Российской Федерации вправе каждый раз определять порядок и условия ее реализации(определения от 27 мая 2010 года №738-О-О, от 19 октября 2010 года №1333-О-О, от 14 июля 2011 года №988-О-О, от 16 июля 2013 года №1195-О, от 29 января 2015 года №122-О, от 28 сентября 2017 года №1972-О).

Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть порядок осуществления указанной социальной выплаты, а также порядок определения ее размера (Определение КС РФ от 28.09.2017 года №1972-О).

То есть само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такая молодая семья обладает субъективным безусловным правом на получение социальной выплаты. Такая возможность ограничена в том числе бюджетными средствами, которые могут быть выделены для реализации такого права.

Таким образом, какого-либо бездействия со стороны административного ответчика, нарушающего право Маскаевой Е.Н. на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище», в которой она участвовалана протяжении ДД.ММ.ГГГГ., и в одноименном основном мероприятиипрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», действующем с ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает.

Маскаевой Е.Н. заявлено о несоблюдении возрастного ценза при утверждениисписка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно абз.2 п.27 Правил в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п.3.5 Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей (утв. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 30.11.2011 года №530) исключение молодой семьи из списка производится на основании решения органа местного самоуправления, которое принимается не позднее 15 рабочих дней после дня, когда органу местного самоуправления стало известно о наличии оснований, указанных в п.3.4 настоящего Порядка, в том числе несоответствия молодой семьи требованиям, указанным в п.6 Правил.

По смыслу указанных норм молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты должны отвечать требованию о наличии возраста каждого супруга, не превышающего 35 лет (не достигшего 36 лет), как на момент признания их участниками подпрограммы, так и на день утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Минстроем Чувашской Республики) списка претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минстроя России от 07.09.2015 года №28617-ВМ/05.

Поскольку предметом рассмотрения настоящего административного иска является необоснованное, по мнению Маскаевой Е.Н., бездействие администрации г.Алатыря по непредоставлению сертификата на получение жилищной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в силу самого факта включения её семьи в список участников подпрограммы, а не бездействие по необоснованномунеисключению из списка молодых семей, чьи участники достигли возраста 35 лет, предполагаемое несоблюдение возрастного ценза при утверждении Минстроем ЧР списка участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ, как и доводы об отсутствии списка участников подпрограммына ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-сайте Минстроя ЧР,для разрешения настоящего административного дела юридического значения не имеет.Более того, указанный список размещен в открытом доступе по электронному адресуhttp://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=2559755&gov_id=21.

Согласно ч.9,11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Представленные административным истцом доказательства предусмотренные п.1 ч.9 ст. 226 КАС РФ обстоятельства не подтверждают. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, судья

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Маскаевой Е.Н. к администрации г.Алатырь Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации <адрес> Чувашской Республики, обязании выдать сертификат федеральной целевой программы «Жилище» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.

Председательствующий: судья Д.Ю. Огородников

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.