ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-243/2018 от 15.03.2018 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-243/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2018 года г.Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Грибановой А.А.,

при секретаре Камалетдиновой А.Г.,

с участием представителя административного истца – Шестакова И.В.,

представителя административного ответчика Думы Чайковского городского поселения Крусановой Г.А.,

представителя заинтересованного лица Щеголева А.В. – Югова Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский административное дело по административному иску Чайковского городского прокурора к Думе Чайковского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с административным иском к Думе Чайковского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований, уточнив их, указывает, что в 2017г. прокуратурой была проведена проверка соблюдения депутатами представительных органов г. Чайковского и Чайковского района обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей. В ходе проверки было установлено, что депутаты Думы Чайковского городского поселения третьего созыва Фоминых А.С., Щеголев А.В. представили справки о доходах за 2016 год, содержащие неполные сведения о доходах и имуществе. Кроме того, Фоминых А.С. необоснованно не представил сведения о доходах своей супруги Фоминых Э.И. в части имущества, находящегося в совместной собственности, информацией о котором он не мог не располагать. Нарушение депутатами обязанности по представлению указанных сведений, в том числе в порядке, сроке и по форме, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий. По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ. заместителем Чайковского городского прокурора в Думу Чайковского городского поселения было внесено представление об устранении нарушений и принятии мер по устранению нарушений о противодействии коррупции, которое до настоящего времени административным ответчиком не рассмотрено. Однако до настоящего времени указанное представление не рассмотрено, решение данного вопроса многократно откладывалось, что свидетельствует о длительном бездействии представительного органа и непринятии мер в отношении депутата, допустившего нарушение антикоррупционного законодательства. Бездействие Думы Чайковского городского поселения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей Чайковского городского поселения, не соблюдении надлежащим образом законодательства Российской Федерации.

Административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившегося в не рассмотрении в установленный месячный срок с момента поступления представления заместителя Чайковского городского прокурора об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. о досрочном прекращении полномочий депутатов третьего созыва Думы Чайковского городского поселения Фоминых Андрея Сергеевича, Щеголева Александра Васильевича, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения закона путем рассмотрения представления Чайковского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. не позднее чем через 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Представитель административного истца Чайковского городского прокурора Шестаков И.В. в судебном заседании настаивал на требованиях, изложенных в уточненном административном иске. В обоснование требований ссылался на изложенные в нем доводы, указав, что несоблюдение депутатами Фоминых А.С., Щёголевым А.В. обязанностей по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции влечет прекращение их полномочий. Закон обязывает представительный орган прекратить полномочия указанных депутатов в связи с выявленными нарушениями, предоставлением неполных сведений о доходах и имуществе за 2016г., а Фоминых А.С. и непредоставление сведений о доходах супруги, что свидетельствует о несоблюдении ими требований закона. Не рассмотрение представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. и непринятие мер в отношении депутатов до настоящего времени нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, указывает на бездействие административного ответчика, как представительного органа, нарушении требований законодательства.

Представитель административного ответчика Думы Чайковского городского поселения Крусанова Г.А. требования административного иска не признала, приводила доводы, изложенные в письменных возражениях. Полагала несостоятельными доводы прокурора о неисполнении депутатами Фоминых А.С., Щеголевым А.В. возложенной на них обязанности, предусмотренной Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. Заявила, что обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период – 2016 год данным депутатами исполнена в установленные законом сроки и порядке. Не предоставление депутатом Фоминых А.С. сведений и доходах супруги, вызвана объективными причинами. Выявленная неполнота сведений, отраженных в первичной справке Щеголева А.В., была восполнена путем представления им ДД.ММ.ГГГГ. уточненной справки. На заседании комиссии по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения, норм законодательства по противодействию коррупции, единогласно вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о принятии уточненных депутатами Фоминых А.С. и Щеголевым А.В. сведений о доходах, расходах и имуществе, причины представления неполных сведений признаны объективными и уважительными. На основании ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г., решение представительного органа о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа, то не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Срок рассмотрения представления не нарушен, т.к. представление поступило в августе, в межсессионный период, рассмотрено на пленарном заседании в ноябре 2017 года. До настоящего времени представление прокурора Думой Чайковского городского поселения рассматривается, т.к. вопрос неоднократно включался в повестку заседаний, снимался в связи с его обжалованием депутатами Щёголевым А.В. и Фоминых А.С. в вышестоящие органы прокуратуры и в суд. Вопрос о рассмотрения представления исключен из повестки Думы ДД.ММ.ГГГГ до поступления вступившего в законную силу решения суда и ответа Генеральной прокуратуры РФ о его обжаловании. Обратила внимание, что в соответствии с решением прокурора о проведении проверки, проверяемым субъектом являлось Земское собрание Чайковского муниципального района, а не Дума Чайковского городского поселения. Указала, что депутат Щеголев А.В. в депутатском корпусе отсутствует. Ссылалась на неверное толкование прокурором положений действующего законодательства, выразившееся в тождественности понятий «непредставление сведений» и «предоставление неполных сведений». В связи с отсутствием оснований для признания незаконным бездействие Думы Чайковского городского поселения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Фоминых А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим.

Заинтересованное лицо Щёголев А.В. не явился, в заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие выразил несогласие с требованиями административного истца.

Представитель заинтересованного лица Щёголева А.В. – Югов Д.С. позицию доверителя поддержал по доводам, изложенным представителем административного ответчика, административный иск прокурора просил отклонить.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее –КАС РФ), задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Предметом прокурорского надзора является, в том числе, исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами (абз. 2 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее – Закон «О прокуратуре РФ»).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 4 ч. 3 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ»).

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 559, утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно которого государственный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным представляет сведения как о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период (с 1 января по 31 декабря), так и сведения в отношении сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.

Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014г. .

Согласно ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 3, п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность, в том числе, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 8. Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, Федеральным законом от 03.11.2015 г. № 303-ФЗ из ч. 4 ст. 12.1 исключены слова «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе».

Аналогичная норма содержится в ст.15 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой муниципальные служащие, замещающие указанные должности, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления таких сведений государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 16, ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, депутат выборного органа местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Федеральным законом от 03.11.2015г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ введена новая редакция части 7.1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно ч.ч. 7.1. и 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, представительному органу местного самоуправления в случае несоблюдения депутатом обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предписано прекратить его полномочия досрочно.

Таким образом, в силу указанных выше норм закона депутаты представительного органа местного самоуправления обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. В том числе, депутаты обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, сроке и по форме, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нарушение депутатами обязанности по представлению указанных сведений, в том числе в порядке, сроке и по форме, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет безусловное прекращение их полномочий, согласно ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм Федерального закона № 131-ФЗ и № 273-ФЗ, федеральный законодатель в качестве безусловных оснований для освобождения от должности в связи с утратой доверия депутата представительного органа местного самоуправления установил следующие:

- непредставление лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Из действующих на территории муниципального образования правовых актов установлено следующее:

Согласно ч. 1 ст. 18 Устава МО «Чайковское городское поселение» в структуру его органов местного самоуправления входит представительный орган – Дума Чайковского городского поселения.

Дума Чайковского городского поселения осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, действующего законодательства РФ и Пермского края, Устава МО «Чайковское городское поселение», Регламента Думы Чайковского городского поселения (т.1 л.д. 167-197,198-221).

Деятельность Думы Чайковского городского поселения строится на основе законности, гласности, коллективного, свободного, делового обсуждения и принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Дума Чайковского городского поселения обладает правами юридического лица, подотчетна и подконтрольна непосредственно населению Чайковского городского поселения, состоит из 20 депутатов, срок полномочий которых составляет 5 лет, начинается со дня их избрания и прекращается со дня начала работы Думы Чайковского городского поселения нового созыва (ч. 4,5 ст. 19, ч. 3,4 ст. 24 Устава).

Согласно ч. 5 ст. 24 Устава МО «Чайковское городское поселение» депутаты должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (ч. 9 ст. 24 Устава).

В соответствии с ч. 10 ст. 24 Устава решение Думы Чайковского городского поселения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Чайковского городского поселения принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Думы Чайковского городского поселения - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В силу ст. 27 Устава, по вопросам, отнесенным к компетенции Думы, принимается решение.

Решением Думы Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. утверждены

- Положение о предоставлении депутатами Думы Чайковского городского поселения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которое предусматривает аналогичный порядок и сроки предоставления депутатами сведений,

- Порядок рассмотрения вопросов, касающийся соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения Пермского края, ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (в ред. решения Думы Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. ).

Правовые акты опубликованы в «Вестнике местного самоуправления», приложении к газете «Огни Камы».

Депутатский состав функционирующей в настоящее время Думы Чайковского городского поселения третьего созыва был определен по результатам выборов, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ.

Фоминых Андрей Сергеевич является действующим депутатом Думы Чайковского городского поселения третьего созыва III созыва по одномандатному избирательном округу .

Щеголев Александр Васильевич является действующим депутатом Думы Чайковского городского поселения третьего созыва III созыва по одномандатному избирательном округу .

Чайковской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения депутатами представительных органов г. Чайковского и Чайковского района обязанностей по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей.

Предметом указанной проверки, стали справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в Думу Чайковского городского поселения депутатами Фоминых А.С., Щеголевым А.В., в части достоверности и полноты представленных сведений за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки установлено, что указанными депутатами Думы Чайковского городского поселения были допущены нарушения при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При изучении справки о доходах за 2016г. (т.1 л.д.28-129), представленной депутатом Фоминых А.С., выявлено, что в ней не указаны сведения о доходах и имуществе, а именно:

- раздел 1 «Сведения о доходах» в п.п. 6 не указан иной доход физического лица, полученный в ООО «Газпром межрегион газ» в сумме 54161,25 руб. за апрель 2016г. Также Фоминых А.С. реализованы объекты недвижимости в г. Чайковский по адресам – <адрес> (площадью 98,7 кв.м. и 113,2 кв.м.), <адрес> (площадью 1073,5 кв.м. и 1.3 кв.м.), <адрес> (площадью 139 кв.м.), в г. Перми по <адрес> (площадью 106,3 кв.м.)4

- раздел 3 «Недвижимое имущество»: не указаны находящиеся в собственности земельный участок (с кадастровым с назначением многоквартирные дома в 5-9 этажей, площадью 4245 кв.м. по <адрес>), земельный участок (с кадастровым с назначением оптовые базы и склады, площадью 474 кв.м. по <адрес>), помещение (с кадастровым , площадью 241 кв.м. по <адрес>);

- раздел 5 «сведения о ценных бумагах»: не указан уставной капитал и доля участия, как учредителя, в коммерческих организациях ООО «Строй-Энтраст», ДК «Рассвет», ООО «Сан», ООО «Ум» и иные;

- раздел 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера»: не указаны сведения о находившихся пользовании здания (кадастровый , площадью 1164,4 кв.м., расположенный по адресу <адрес>) и земельного участка (кадастровый , площадью 22204 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный в пользование на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. , договора о передаче прав и обязанностей арендатора от ДД.ММ.ГГГГ. , дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.).

Кроме того, Фоминых А.С. не представлены сведения о доходах и имущества супруги Фоминых Э.И., в связи с личными неприязненными отношениями и отказом последней от предоставления таких сведений.

Из протокола заседания Комиссии по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения, норм законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что причины непредставления депутатом Фоминых А.С. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги Фоминых Э.И. за 2016г., признаны объективными и уважительными (т.1 л.д.266-271).

В результате проверки достоверности сведений, внесенных депутатом Щеголевым А.В., было выявлено, что им не внесены сведения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. о принадлежавших на праве собственности и находящемся в пользовании объектах недвижимого имущества:

- раздел 3.1 «Недвижимое имущество»: газопровод по <адрес> (кадастровый ); газопровод по <адрес> (кадастровый ); сооружение на перекрестке <адрес>, площадью 14,8 кв.м. (кадастровый );

- раздел 3.2 «Транспортные средства»: транспортные средства – прицеп <данные изъяты>, 2007 г.в., г/н ; прицеп <данные изъяты>, 2009 г.в., г/н ; прицеп <данные изъяты>, 2008 г.в., г/н ;

- раздел 5 «Сведения о ценных бумагах»: наличие актуального статуса участника коммерческих организаций ООО «Уралснабкомплект», ООО «Деловой центр На Луговой» с указанием размеров уставного капитала и долей участия;

- раздел 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера»: земельный участке (кадастровый , площадью 22204 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в пользовании на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. , договора о передаче прав и обязанностей арендатора от ДД.ММ.ГГГГ. , дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.).

В связи с чем прокурор вправе был провести указанную выше проверку, по результатам проведения проверки внести представление.

ДД.ММ.ГГГГ., в связи с выявленными нарушениями, заместителем Чайковского городского прокурора Шестаковым И.В. в адрес Думы Чайковского городского поселения вынесено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» , содержащее указание на неполноту сведений, отраженных в справках за 2016г., представленных депутатами Фоминых А.С., Щёголевым А.В., на факт непредставления Фоминых А.С. сведений о доходах и имуществе супруги Фоминых Э.И.. С учетом п. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», в представлении прокурора изложено требование о рассмотрении представления, рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Чайковского городского поселения третьего созыва Фоминых А.С., Щёголева А.В. в связи с несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, выразившихся в сокрытии сведений о доходах и имущественном положении (т.1 л.д.130-133).

Фактически указанное представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. поступило в Думу Чайковского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ..

ДД.ММ.ГГГГ. состоялось заседание комиссии Думы по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения, норм законодательства по противодействию коррупции. Комиссией по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения, норм законодательства о противодействии коррупции принято решение , согласно которому причины представления не полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Фоминых А.С., Щеголевым А.В. признаны объективными и уважительными; приняты уточненные сведения депутатов Фоминых А.С., Щеголевым А.В. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с дальнейшим размещением их на официальном сайте МО «Чайковское городское поселение». Кроме того, решено внести вопрос о рассмотрении представления прокурора г. Чайковский от ДД.ММ.ГГГГ. в проект повестки дня заседания Думы на ДД.ММ.ГГГГ., рекомендовать Думе Чайковского городского поселения требования указанного представления о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов отклонить (т.1 л.д. 222-226).

Вопрос о рассмотрении представления был включен в повестку дня заседания Думы на ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с поступлением в Думу Чайковского городского информации об обжаловании представления прокуратуры депутатами Фоминых А.С., Щеголевым А.В. в вышестоящие органы, на заседании Совета Думы Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. исключен вопрос из повестки дня заседания Думы ДД.ММ.ГГГГ., перенесён на ноябрь 2017г. (т.1 л.д.229-230).

Рассмотрение Представления включено в проект повестки дня пленарного заседания Думы на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. на заседании комиссии Думы по регламенту и местному самоуправлению рассмотрено представление от ДД.ММ.ГГГГ., вынесено решение о переносе рассмотрения вопроса «О рассмотрении представления заместителя Чайковского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ г. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» на заседании Совета Думы Чайковского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.237-238).

ДД.ММ.ГГГГ. на заседании Совета Думы Чайковского городского поселения вопрос о рассмотрении указанного представления снят с повестки дня заседания Думы по причине представления в копии жалобы в Генеральную прокуратуру РФ депутатами Фоминых А.С., Щеголевым А.В. (т.1 л.д.239-241).

ДД.ММ.ГГГГ. депутатами Думы Чайковского городского поселения на пленарном заседании был рассмотрен вопрос и принято решение, путем голосования, включить в повестку дня внеочередного заседания Думы на ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрение представления от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.247-253).

ДД.ММ.ГГГГ. на заседании комиссии по регламенту и местному самоуправлению Думы Чайковского городского поселения утверждена повестка дня заседания внеочередного заседания Думы, содержащая вопрос о рассмотрении указанного представления (т.1 л.д.254-255).

ДД.ММ.ГГГГ. на внеочередном заседании Думы Чайковского городского поселения депутатами рассмотрено представление и путем голосования принято решение о его рассмотрении после принятия решения по существу жалоб депутатов Фоминых А.С., Щеголева А.В. и вступлению в законную силу решения Чайковского городского суда по административному иску депутата Щеголева А.В. (т.1 л.д. 256-259).

В проект повестки дня заседания комиссии Думы по регламенту и местному самоуправлению на ДД.ММ.ГГГГ. вопрос был включен, принято решение о включении вопроса по рассмотрению представления от ДД.ММ.ГГГГ. в проект повестки дня заседания Думы на ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.260-263).

На момент рассмотрения дела, на ДД.ММ.ГГГГ - последнее заседание Думы Чайковского городского поселения, представление не рассмотрено, решение по нему не принято, ответ прокурору не направлен.

Чайковский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд, уточнив требования, с административным иском к Думе Чайковского городского поселения о признании бездействия незаконным, выразившегося в нерассмотрении в установленный месячный срок с момента поступления представления прокурора об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. о досрочном прекращении полномочий депутатов третьего созыва Думы Чайковского городского поселения Фоминых А.С., Щеголева А.В., возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем рассмотрения вышеуказанного представления не позднее чем через 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу. В обоснование требований указано, что оспариваемое бездействие противоречит закону и нарушает права, свободы и законные интересы граждан как избирателей.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что по существу в установленном порядке представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени не рассмотрено. Вопрос о его рассмотрении неоднократно включался в повестку заседаний Думы, а затем исключался, в связи с направлением депутатами Фоминых А.С., Щеголевым А.В. жалоб на представление в вышестоящие органы прокуратуры, а также в связи с его обжалованием в суд. Решение о применении мер ответственности в отношении указанных депутатов не принято.

Представление прокурора не отменено, не признанно незаконным. Сведений о том, что административный иск Фоминых А.С. об обжаловании представления принят к производству, не представлено.

Представление от ДД.ММ.ГГГГ. внесено в Думу Чайковского городского поселения должностным лицом органа прокуратуры, наделенным соответствующими полномочиями. Факт неполноты информации, включенной депутатами Фоминых А.С., Щеголевым А.В. в справки о доходах…. за 2016г. не оспаривается сторонами, подтверждается письменными доказательствами в материалах дела. Прокурор правомерно указал на нарушения указанными депутатами требований законодательства о противодействии коррупции и, имея к тому достаточные основания, принял соответствующие меры прокурорского реагирования. Представление прокурора внесено в орган местного самоуправления – Думу Чайковского городского поселения, обладающей исключительной компетенцией в вопросе принятия мер ответственности к входящим в ее состав депутатам, со стороны которых были допущены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

Представление прокурора содержит требование рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Чайковского городского поселения третьего созыва Фоминых А.С., Щеголева А.В., в связи с несоблюдением последними запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, выразившихся в сокрытии сведений о доходах и имущественном положении. При этом безусловного требования принять такое решение акт прокурорского реагирования не содержит.

По существу Дума уклонятся от решения вопроса, находящегося в её компетенции и подлежащего обязательному рассмотрению в установленный законом срок, представление прокурора не рассмотрено.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Только своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных депутатами доходах и приобретенном ими имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества. Установление таких обязанностей и ответственности в полной мере соответствует принципам государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Учитывая, что деятельность депутатов носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства следует рассматривать как основание для невозможности дальнейшего исполнения полномочий.

Несмотря на это, Дума, вышеприведенные требования закона фактически игнорирует. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на нее обязанностей, отложение рассмотрения представления прокурора по формальным основаниям свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Учитывая исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования по прекращению полномочий депутатов, а также то обстоятельство, что Дума не только не лишена возможности, но и обязана принять решение по представлению прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

В то же время, следует принять во внимание представление депутатами Думы Чайковского городского поселения Фоминых А.С., Щеголевым А.В. объяснений о причинах допущенных нарушений, подачи уточняющих сведений, впоследствии принятых и учтенных Комиссией по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения, норм законодательства о противодействии коррупции, которая признала причины первичного предоставления неполных данных объективными и уважительными. Данные вопросы не могут быть предметом судебной оценки, исходя из заявленных требований.

Сведений о том, что административным ответчиком представление прокурора рассмотрено, суду не представлено.

Решение вопроса о прекращении полномочий депутатов, находится в компетенции Думы и должен быть осуществлен с учетом указанных выше правовых норм, в том числе и о наличии объективной возможности исполнить такую обязанность у депутатов и анализа обстоятельств, повлекших ее неисполнение, суд полагает необходимым возложить обязанность на Думу рассмотреть представление прокурора по поставленным вопросам.

Вопреки доводам административного ответчика, решение прокурора о проведении проверки о соблюдении депутатами Думы Чайковского городского поселения соблюдение депутатами законодательства о предоставлении сведений, имеется.

Оценивая доводы административного ответчика о неверном указании фамилии Щеголев А.В. вместо Щёголев А.В., суд исходит из следующего:

Согласно параграфу 10 Правил русской орфографии и пунктуации (утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, официально действуют в настоящее время), буква "ё" пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, когда надо указать произношение малоизвестного слова, в специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т.п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.

Более подробную регламентацию дает новая редакция этих правил (опубликована в 2006 году, одобрена Орфографической комиссией Российской академии наук), а именно: употребление буквы "е" может быть последовательным и выборочным. Последовательное употребление буквы "е" обязательно в следующих разновидностях печатных текстов: в текстах с последовательно поставленными знаками ударения; в книгах, адресованных детям младшего возраста; в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

В обычных печатных текстах буква "ё" употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях: для предупреждения неправильного опознания слова, в том числе для указания на место ударения в слове; для указания правильного произношения слова либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, в том числе для указания правильного ударения; в собственных именах - фамилиях, географических названиях.

На практике написание букв "е" и "ё" приравнивается. Написание в документах буквы "е" вместо "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии что данные на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах соответствуют. Буква "ё" не является смыслообразующей или смыслоразделительной, а потому написание вместо нее буквы "е" не искажает данных владельца.

Письмо Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ является рекомендательным. Таким образом, указание буквы "ё" в фамилии не обязательно. Административным ответчиком не представлено сведений о наличии другого депутата с такой же фамилией, соответственно не привело к неверному прочтению и пониманию.

При таких данных указание в представлении прокурора, административном исковом заявлении в фамилии депутата Щеголева А.В. буквы "е" вместо "ё" не искажает его данных, представляет собой варианты одного и того же имени собственного, а потому не может считаться основанием для отказа в иске.

Согласно ч. 8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Суд при проверке законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, в том числе, установленные п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, о соответствии содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В данном случае, с учетом требований ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ представительный орган должен был рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов в связи с появлением оснований в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания, соответственно по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в установленный срок представление прокурора не рассмотрено, ответ по нему не направлен, административный иск подлежит удовлетворению с возложением на административного ответчика соответствующей обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Думы Чайковского городского поселения Пермского края, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок представления заместителя Чайковского городского прокурора об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. о досрочном прекращении полномочий депутатов третьего созыва Думы Чайковского городского поселения Фоминых Андрея Сергеевича, Щеголева Александра Васильевича.

Возложить на Думу Чайковского городского поселения Пермского края обязанность устранить допущенное нарушение закона путем рассмотрения представления заместителя Чайковского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ не позднее чем через 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: А.А.Грибанова