УИД 86RS0001-01-2020-001948-70
Дело № 2а-243/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а – 243/2021 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, БУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», ФИО2 о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, о признании незаконным решения от 14.02.2020 года в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, возложении обязанности принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодежное общественное объединение «Уроки финансовой грамотности» (далее по тексту – истец) обратилось в Ханты-Мансийский районный суд с требованиями к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, БУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», ФИО2 о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, о признании незаконным решения от 14.02.2020 года в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, возложении обязанности принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности.
В обоснование заявленных требований указывает, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций истец, утвержденных Перечнем поручений Президента РФ истец направил в адрес административного ответчика обращение в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий отмеченных в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 года. Пункт 25 предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета и утверждены Президентом РФ. С учетом измененных исковых требований просит суд признать незаконными бездействия органа исполнительной власти в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, признать незаконным решение от 14.02.2020 года в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и возложить обязанность принять решение в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности.
Представитель административного истца, административные ответчики, надлежаще извещенные о дате и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили. От представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, административного ответчика ФИО2, представителя БУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с указанным суд определил административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, БУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», ФИО2 о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, о признании незаконным решения от 14.02.2020 года в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, возложении обязанности принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
До начала судебного заседания от представителя административного истца поступило ходатайство об истребовании у административного ответчика утвержденного в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 Порядка в целях взаимодействия с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией.
Суд отказывает в удовлетворении данного ходатайства, так как истцом не представлены доказательства принятия и утверждения органами власти субъекта Российской Федерации указанного Порядка, а также не представлены доказательства невозможности получения данных документов самим административным истцом в досудебном порядке. Кроме того, принятые органами власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нормативные акты публикуются на официальном сайте органов власти субъекта Российской Федерации.
От представителя административного ответчика Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры ФИО4 поступили в письменном возражении, в которых она просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в виду следующего.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 18.01.2020 года истец обратился в Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры с заявлением об оказании помощи в организации мероприятий по финансовой грамотности на цифровой платформе истца в целях повышения финансовой грамотности в рамках подготовки к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, с максимальным количеством участников 100 человек и минимальным количеством учреждений 10, и просил определить дату и время, ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие.
В ответ на данное обращение истцу от 14.02.2020 года Департаментом образования и молодежной политики был дан ответ о заинтересованности последнего в проведении открытых, безвозмездных мероприятий по финансовой грамотности, с предложением проведения мероприятий 17.05.2020г. и 24.05.2020г. и просьбой предоставить инструкцию для подключения и регистрации участников на платформе УРФИНГРАМ.
Истец 10.03.2020 года вновь обратился Департамент образования с заявлением об обеспечении не менее 100 участников в интерактивном мероприятии «военный заем 1942-1945 года».
Аналогичное обращение направлено в адрес административного ответчика ФИО2 14.03.2020 года.
В рамках поступившего обращения Департаментом образования и молодежной политики в адрес руководителей муниципальных органов направлено письмо № 10-Исх-4323 от 29.04.2020 года о проведении мероприятий на платформе УРФИНГРАМ с инструкцией для участников, а также просьбой оказать содействие в доведении указанной информации до образовательных организацией ХМАО-Югры.
30.04.2020 года № 10-Исх-4370 в адрес истца Департаментом образования и молодежной политики направлено письмо о предоставлении дополнительной информации о добровольческой организации, для осуществления дальнейшего взаимодействия по развитию финансовой грамотности в ХМАО-Югре.
Таким образом обращения истца в адрес ответчиков рассмотрены, по ним даны ответы, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии бездействия ответчика при рассмотрении заявлений административного истца.
Требования истца о признании незаконными бездействия органа исполнительной власти в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации, в том числе юридическими лицами, конституционного права на обращение в органы государственной власти, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
В рамках Федерального закона № 59-ФЗ, в целях реализации прав граждан, в том числе юридических лиц, на обращения в органы государственной власти автономного округа принят Закон автономного округа от 18 апреля 2007 года № 36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - Закон № 36-оз).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 36-оз органы государственной власти автономного округа разрабатывают и принимают правовые акты, определяющие процедуру рассмотрения письменных и устных обращений граждан, поступающих в данные органы и их должностным лицам.
На основании указанной нормы Губернатором автономного округа постановлением от 24 августа 2012 года № 130 утвержден Порядок рассмотрения обращений, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих Губернатору автономного округа, первым заместителям Губернатора автономного округа, заместителям Губернатора автономного округа, в Правительство автономного округа (далее - Порядок рассмотрения обращений, Постановление № 130), определяющий процедуру работы по централизованному учету, организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан, поступающих Губернатору автономного округа, первым заместителям Губернатора автономного округа, заместителям Губернатора автономного округа, в Правительство автономного округа.
Пунктом 2.1 Порядка рассмотрения обращений установлено, что письменное обращение в адрес указанных выше должностных лиц может быть доставлено лично, через представителей, почтовым отправлением, факсимильной связью, в форме электронного документа через единый официальный сайт государственных органов автономного округа, публичный информационный уровень государственной информационной системы «Территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ТИС Югры)».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425 утверждены Общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Согласно п.2 Общих требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Общих требований орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений:
о принятии предложения;
об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.
Как было указано выше, истец 18.01.2020 направил обращение в Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры по электронной почте с заявлением об оказании помощи в организации мероприятий по финансовой грамотности на цифровой платформе истца в целях повышения финансовой грамотности в рамках подготовки к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Указанное обращение не отвечало требованиям, предъявляемым к обращениям, установленным ст.4 Федерального закона №59-ФЗ, было зарегистрировано как обычная корреспонденция, в связи с чем ответ на данное обращение был дан 14.02.2020г.
Требования о признании незаконным решения от 14.02.2020 года в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности также не подлежат удовлетворению в виду следующего.
Как было указано выше, в ответ на обращение от 18.01.2020г. истцу был дан ответ от 14.02.2020 года о заинтересованности Департамента образования и молодежной политики в проведении открытых, безвозмездных мероприятий по финансовой грамотности, с предложением проведения мероприятий 17.05.2020г. 24.05.2020г. и просьбой предоставить инструкцию для подключения и регистрации участников на платформе УРФИНГРАМ. Также было сообщено о контактном лице истца с указанием номера телефона и адресе электронной почты.
Истец 10.03.2020 года вновь обратился Департамент образования с заявлением об обеспечении не менее 100 участников в интерактивном мероприятии «военный заем 1942-1945 года».
30.04.2020 года № 10-Исх-4370 в адрес истца Департаментом образования и молодежной политики направлено письмо о предоставлении дополнительной информации о добровольческой организации, для осуществления дальнейшего взаимодействия по развитию финансовой грамотности в ХМАО-Югре.
Согласно данному ответу истцу сообщено, что в соответствии с пунктом 2 Общих требований для дальнейшего взаимодействия организатору молодежного общественного движения необходимо предоставить следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);
д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Общих требований, срок рассмотрения обращения продлен в связи с необходимостью предоставления вышеперечисленных документов.
Таким образом административный ответчик не отказывался от предложения административного истца и представил необходимую контактную информацию.
Кроме того, в соответствии с пп «к» п.1 Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета", утвержденного Президентом РФ 16.01.2019 N Пр-38ГС (Далее - Перечень) Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть предложения добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в г. Москве 3 - 5 декабря 2018 г. (приложение).
Согласно п. 25 приложения к Перечню, одним из предложений добровольческих (волонтерских) организаций, является организация с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р, утверждена Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (Далее – Стратегия).
При этом, как следует из Стратегии в рамках взаимодействия на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для эффективной реализации настоящей Стратегии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется принять к сведению основные положения настоящей Стратегии и использовать их в стратегическом планировании, подготовив стратегические планы деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в этой социально-экономической сфере. Для улучшения взаимодействия на региональном уровне планируется составить региональные программы повышения уровня финансовой грамотности населения (или региональные программы с иным наименованием, направленные на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг).
Исходя из анализа вышеуказанных актов, следует, что предложение организация с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, указанное в Перечне (п.25), обязателен для рассмотрения Правительством РФ, и носит рекомендательный характер при осуществлении своей деятельности исполнительными органами субъектов РФ.
Кроме этого, согласно текста обращений направленных в адрес административного ответчика, установлено, что истцом заявлено требование о возложении на государственный орган по обязательному обеспечению участников в программах УРФИНГРАМ.
Вместе с тем, в силу ч.7 ст. 18 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
Таким образом действующее законодательство не предусматривает обязательное участие выгодополучателей в программах благотворительной деятельности.
В связи с чем суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствует право по возложению на граждан обязанности по обязательному участию в программах УРФИНГРАМ.
Таким образом оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным ответа от 14.02.2020г. и возложения на ответчика обязанности принять решение в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, суд не усматривает.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца и бездействия государственного органа исполнительной власти, а следовательно находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, БУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», ФИО2 о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, о признании незаконным решения от 14.02.2020 года в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, возложении обязанности принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин