К делу №2а-2442/17г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2017 года Геленджикский городской
суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Петровой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Адаевой Н.А. к Отделу МВД России по городу Геленджику о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Адаева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по городу Геленджику о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома по адресу: г.Геленджик, п.Светлый, пер.<адрес>. Совместно с супругом А. 11 июля 2017г. обратилась в отдел по вопросам миграции ОМВД России по городу Геленджику с заявлением о регистрации по месту жительства в вышеуказанном жилом доме, предоставив следующие документы: выписку из ЕГРН о праве собственности на жилой дом от 26.06.2017г, заявление о регистрации по месту жительства от Адаевой Н.А. и А., адресный листок прибытия - 2 шт, листок статистического учета прибытия, а также дополнительные документы: справку ООО «Региональное бюро кадастровых инженеров» от 10.07.2017г. № 204, кадастровый паспорт и технический план здания с заключением кадастрового инженера от 18.10.2016г. о признании помещений жилыми помещениями.
Однако, письмом руководителя отдела по вопросам миграции от 13.07.2017г. №55/55-А-29 ей было отказано и разъяснено, что регистрация по месту жительства в указанном объекте недвижимости будет возможна после предъявления справки филиала ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - краевое БТИ», свидетельствующей о признании объекта недвижимости пригодным для постоянного проживания.
В результате, она была вынуждена обратиться в филиал ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - краевое БТИ» по городу Геленджику, для оформления требуемой справки. Данная справка БТИ предоставляется только после проведения работ по инвентаризации объекта недвижимости, весь комплекс работ по получению требуемой справки составил 5 802 рубля 67 копеек.
В дальнейшем, при повторном обращении к административному ответчику и предоставлении требуемой справки БТИ, регистрация по месту жительства была осуществлена.
Считает неправомерным отказ в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, так как ею был представлен весь необходимый комплект документов, установленный п.16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, в том числе выписка из ЕГРН от 26.06.2017г, в которой в графе «Назначение» и «Наименование» указано - жилой дом, а также были представлены технический план здания и справка ООО «Региональное бюро кадастровых инженеров», осуществлявшего работы по постановке жилого дома на кадастровый учет, из которых следует, что жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства.
В связи с указанным, просит суд признать незаконным отказ отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Геленджику от 13.07.2017г. № 55/55-А-29.
В судебном заседании Адаева Н.А. подержала требования административного иска по указанным основаниям.
Представитель ОМВД России по городу Геленджику просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве от 03.10.2017г, согласно которому Адаевой Н.И. было отказано в регистрации по месту жительства по адресу: г.Геленджик, п.Светлый, пер.<адрес> в связи отсутствием документа, свидетельствующего о признании помещения жилым. Адаева Н.А. 04.08.2017г. повторно обратилась с заявлением о регистрации по указанному месту жительства А., представив необходимую справку БТИ, и государственная услуга была оказана.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.6 Закона N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, а также приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ).
Аналогичные требования содержатся в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713.
По смыслу указанных законоположений, регистрация по месту жительства является следствием не только выбора гражданином места жительства, но и наличия у гражданина права пользования жилым помещением, в котором он намерен проживать.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Адаева Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Геленджик, ул.Сурикова, дом 56. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.06.2017г, Адаева Н.А. является собственником 3-этажного жилого дома общей площадью 261,8 кв.м. по адресу: г.Геленджик, пос.Светлый, пер.<адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.01.2014г. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 14.12.2016г.
Как следует из письма начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Геленджику от 13.07.2017г. №55/55-А-29, Адаевой Н.А. было разъяснено, что регистрация по месту жительства в вышеуказанном указанном объекте недвижимости будет возможна после предъявления документа, свидетельствующего о признании помещения жилым (справка БТИ или иные документы, свидетельствующие о признании объекта недвижимости пригодным для постоянного проживания).
Суд полагает, что оспариваемое решение органа регистрационного учета является правомерным, исходя из следующего.
Согласно ст.ст.15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Вместе с тем в отношении жилищного фонда, к которому относятся все жилые помещения, находящиеся на территории Российской Федерации, в силу части 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется государственный учет в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.
Частью 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Минстрой России (пункт 5.2.47 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013г. N 1038).
Минстроем России порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1997г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Постановление N 1301), согласно которому государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Постановлением N 1301 установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, об уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
При этом пунктом 3 Постановления N 1301 установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).
В силу пункта 7 Постановления N 1301 в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют, в том числе техническую инвентаризацию жилищного фонда.
Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8 Постановление N 1301).
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998г. N 37 (далее - Инструкция N 37).
Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд (пункт 1.3 Инструкции N 37).
Технический учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, плановую техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда обязаны осуществлять специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации за счет средств их собственников по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо Минфина России от 24.05.2007г. N 06-05-03/2-27).
Таким образом, помимо государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, осуществляемого в рамках Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государство в лице уполномоченных органов ведет государственный учет жилищного фонда в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с указанным, суд находит несостоятельными доводы административного истца на достаточность, в данном случае представления в орган регистрационного учета кадастрового паспорта и технического плана, подготовленных кадастровым инженером, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу ч.11, п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно материалов дела, на основании заявлений Адаевой Н.А. и А. от 04.08.2017г. и представленных документов, в том числе справки Филиала ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - краевое БТИ» по городу Геленджику от 01.08.2017г, А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.Геленджик, пос.Светлый, пер.<адрес>.
Суд считает, что административным истцом не доказано нарушение своих прав, свобод и законных интересов письмом начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Геленджику от 13.07.2017г. № 55/55-А-29, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения административного иска
Руководствуясь ст.ст.175-180 и ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Адаевой Н.А,, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья