ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2442/2022 от 02.06.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при помощнике судьи Ларионовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2442/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании действий незаконными, возложении обязанности рассмотреть жалобу по существу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, в котором просит обязать административного ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области рассмотреть жалобу от ДД.ММ.ГГГГ и направить ответ заказным письмом по существу поставленных вопросов: по факту нарушения статьи 29.1 закона № 173-ФЗ при назначении административному истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ при исчислении РПК, включения в расчет пенсии страховых взносов не в полном объеме; указать какими правовыми нормами при расчете страховой пенсии допускается снижение показателей, имеющихся в ИЛС: общего трудового стажа до 2002 года до 10 лет 6 месяцев 5 дней и страховых взносов последовательно: с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с августа 2021 года до рублей; сообщить административному истцу, какие документы были предоставлены в ПФР для регистрации в системе ПФР её детей, имелись ли в территориальном органе ПФР (г. Усть-Кут) все необходимые сведения о троих её детях, об уплаченных и начисленных страховых взносах и об имеющемся статусе «ребенок-инвалид» у дочери с 2006 года по февраль 2015 года, о стаже до 2002 года – 12 лет 4 месяца 22 дня; признать незаконными действия административного ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области по направлению письма от ДД.ММ.ГГГГ. Восстановить срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ через клиентскую службу Отделения Пенсионного фонда РФ Иркутской области истец обратилась к управляющему Государственного учреждения - Отделения ПФР по Иркутской области с письменной жалобой от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения статьи 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в расчете пенсии и расчетного пенсионного капитала, а также включения не в полном объеме страховых взносов при назначении ей страховой пенсии. Кроме того, истец просила сообщить, в полном ли размере уплачивались страховые взносы теми работодателями, которые осуществляли начисление ей страховых взносов, и какой правовой нормой допускается снижение показателей, имеющихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, а именно: общего трудового стажа до 2002 года до 10 лет 6 месяцев 5 дней и страховых взносов последовательно: с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с августа 2021 года до рублей. Также истец просила сообщить, какие документы были предоставлены ею для регистрации в ПФР её троих детей, имелись ли в территориальном органе ПФР (г. Усть-Кут) все необходимые сведения о троих детях, об уплаченных и начисленных её страховых взносах и об имеющемся статусе «ребенок-инвалид» у дочери с 2006 года по февраль 2015 года, о стаже до 2002 года – 12 лет 4 месяца 22 дня. В жалобе от ДД.ММ.ГГГГ истец просила осуществить восстановление её пенсионных прав, ответ на поставленные вопросы просила направить по почте заказным письмом. ДД.ММ.ГГГГ простым письмом по почте в её адрес поступил письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный управляющим Государственного учреждения – Отделение ПФР по Иркутской области, в котором отсутствует ответ по существу поставленных в обращении вопросов: отсутствует факт проверки её РПК на соответствие статье 29.1 закона № 173-ФЗ, отсутствует правовое обоснование снижения стажа до 2002 года, отсутствует правовое обоснование снижения страховых взносов, отсутствует информация о том, какие документы были предоставлены ею для регистрации в ПФР её троих детей, отсутствует информация о том, имелись ли в территориальном органе ПФР (г. Усть-Кут) все необходимые сведения о троих детях, об уплаченных и начисленных её страховых взносах и об имеющемся статусе «ребенок-инвалид» у дочери с 2006 года по февраль 2015 года, о стаже до 2002 года – 12 лет 4 месяца 22 дня. В нарушение статьи 14, статьи 6 закона № 27-ФЗ, статьи 7 Закона № 152-ФЗ административный ответчик направил в её адрес простым письмом конфиденциальные сведения о суммах страховых взносов, отраженных в её ИЛС, размере её пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, хотя размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ она не запрашивала. Кроме того, указанным ответом на неё возложены дополнительные обязанности: за необходимой информацией ей предложено обратиться в любую клиентскую службу ПФР либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» и не принято мер, направленных на восстановление и защиту её прав, свобод и законных интересов. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик указал, как он определяет порядок исчисления размера страховой пенсии, а статью 29.1 закона № 173-ФЗ при определении размера пенсии административный ответчик игнорирует полностью, также как и статью 15 «Размеры страховых пенсий» Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В ответе от ДД.ММ.ГГГГ имеется информация о том, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за все периоды начислено страховых взносов на страховую часть в сумме рубля и уплачено в сумме рублей, следовательно, работодателями не уплачено на страховую часть страховой пенсии 0,06 рубля (6 копеек). Административный ответчик констатирует факт снижения страховых взносов до рублей, но игнорирует факт снижения страховых взносов до рублей с ДД.ММ.ГГГГ. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка на статью 6 пункт 2 подпункт 13 закона № 27-ФЗ, при этом указанная ссылка приведена не в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 6 закона № 27-ФЗ. Учитывая, что каких-либо санкций (наказаний) административный ответчик к её работодателям не применял, полагает, что административный ответчик не обнаружил нарушений при исчислении её работодателями (страхователями) её страховых взносов, в том числе по установленным законом процентам, в соответствии с которыми и заполнена графа её ИЛС о начисленных страховых взносах на страховую пенсию – рубля. В нарушение подпункта 14 пункта 2 статьи 6 закона № 27-ФЗ административный ответчик, несмотря на то, что её работодателями, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, уплачено на страховую часть страховой пенсии рублей, указывает в графе «Уплачено страховых взносов на страховую пенсию рублей». Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что подпункт 14 пункта 2 статьи 6 закона № 27-ФЗ, статью 29.1 закона № 173-ФЗ, статью 15 закона № 400-ФЗ административный ответчик игнорирует, при этом сделал вывод «По результатам проверки исчисления размера Вашей пенсии по имеющимся документам в пенсионном деле нарушений не установлено». Административный ответчик направил в её адрес заказное письмо от ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что она не является получателем социальной пенсии, на неё возложены дополнительные обязанности по обращению в клиентскую службу. Кроме того, административный ответчик не сообщил, по какой причине и по чьей вине допущены ошибки в выплате пенсии.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в административном исковом заявлении изложено ходатайство о рассмотрении административного дела в её отсутствие.

Представитель административного ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания административный ответчик извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований по административному исковому заявлению ФИО2 в полном объеме, рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46); суды реализуют функцию осуществления правосудия на основе принципов независимости и подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (часть 1 статьи 118, часть 1 статьи 120).

Как следует из положений статьи 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес управляющего Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области поступила жалоба ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которая в установленном законом порядке была зарегистрирована учреждением ДД.ММ.ГГГГ и подлежала рассмотрению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В указанной жалобе ФИО2 просила сообщить: в полном ли размере уплачивались страховые взносы теми работодателями, которые осуществляли начисление ей страховых взносов; какой правовой нормой допускается снижение показателей, имеющихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, а именно: общего трудового стажа и страховых взносов; какие документы были предоставлены ею для регистрации в ПФР её троих детей, имелись ли в территориальном органе ПФР (г. Усть-Кут) все необходимые сведения о троих детях, об уплаченных и начисленных страховых взносах и об имеющемся статусе «ребенок-инвалид» у дочери с 2006 года по февраль 2015 года, о стаже до 2002 года – 12 лет 4 месяца 22 дня. Дополнительно сообщила, что в настоящее время последовательно сотрудники, находящиеся в подчинении, продолжают снижать её стаж до 2002 года и размер страховых взносов. Просила осуществить восстановление её пенсионных прав. Ответ на поставленные вопросы просила направить по почте заказным письмом.

ДД.ММ.ГГГГ (исх. № ) Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в адрес ФИО2 на вышеуказанную жалобу по средством почтовой связи простым письмом направлен ответ, в котором сообщено, что по Вашему обращению о правильности расчета размера досрочной страховой пенсии по старости проверены материалы Вашего пенсионного дела. По результатам проверки, сообщаем следующее. С ДД.ММ.ГГГГ Вам досрочно установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ). До этой даты Вам была назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ по предложению органов службы занятости по пункту 2 статьи 32 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ исчисление размера страховых пенсий регулируется нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ) в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ. В соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ размер страховой пенсии зависит от продолжительности трудового стажа и величины заработка за период до ДД.ММ.ГГГГ. После этой даты от суммы страховых взносов, начисленных на заработную плату своих работников работодателем до даты назначения пенсии. Согласно документам выплатного (пенсионного) дела Ваш страховой стаж до ДД.ММ.ГГГГ, принимаемый для определения расчётного пенсионного капитала (далее РПК), из которого впоследствии исчисляется размер пенсии, составляет 10 лет 6 месяцев 5 дней, при этом 1 год 6 месяцев 1 день приходится на период до ДД.ММ.ГГГГ. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала (далее - РПК) за каждый (полный) год общего трудового стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ. Стаж, учтенный при валоризации до ДД.ММ.ГГГГ - 1 год. Процент валоризации - 11 % (1 % + 10 %). При расчете пенсии применен стажевый коэффициент в размере 0,55. С учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Ваш стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 24 года 2 месяца 29 дней. Сведения о данном периоде работы отражены в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и учтены при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ. Отношение Вашего среднемесячного заработка за 2000-2001 годы к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период - 3,08 (при максимально учитываемом отношении заработков, в соответствии с нормами закона для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 1,4). Также при назначении пенсии учтены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные Вашими работодателями за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме руб. На Вашем лицевом счете отражены и учтены страховые взносы в полном объеме. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ за все периоды работы работодателями начислено страховых взносов на страховую часть в сумме руб. и уплачено в сумме руб. В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ) страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учитывались на лицевом счете в полном объеме в сумме руб. За периоды с ДД.ММ.ГГГГ согласно ст. 6 п. 2 пп. 13 Закона № 27-ФЗ на лицевом счете застрахованного лица учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо в следующих размерах: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- начисленные - 14%, учтенные - 10%; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начисленные - 20%, учтенные - 10%; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- начисленные - 16%, учтенные - 10%; за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - начисленные - 22%, учтенные - 16%. Сумма руб., указанная в п. 2.5. выписки «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» - это расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов, которые учтены на лицевом счете за периоды с 2002 по 2014 годы с учетом индексации расчетного пенсионного капитала (сумма страховых взносов без учета индексации составляет руб.). При учете периодов по уходу за детьми до исполнения ими возраста полутора лет в виде индивидуального пенсионного коэффициента после ДД.ММ.ГГГГ стаж за указанные периоды включаться в страховой стаж не будет. Следовательно, суммы страховых взносов, перечисленные за эти периоды работы, также исключаются из общей суммы страховых взносов. Поскольку периоды ухода за Алексеем и Татьяной совпадают с периодами трудовой деятельности (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) сумма ИПК до ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается из суммы страховых взносов в размере руб. 01 коп., а не руб. 13 коп. Не учитываются суммы начисленных страховых взносов за указанные выше периоды (). Ваш индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) на дату назначения пенсии составил 94,27. Размер Вашей страховой пенсии на дату назначения (ДД.ММ.ГГГГ) составил руб. (94,27 х 81,49). С учетом повышенной фиксированной выплаты ( руб.) общая сумма пенсии - руб. Размер Вашей пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил руб., в том числе руб. - страховая пенсия, руб. - повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии, как лицу, имеющему стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера на менее 20 лет и двух нетрудоспособных членов семьи (ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Все используемые при расчете размера пенсии формулы приведены в Федеральном законе «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Федеральном законе № 173-ФЗ. По результатам проверки исчисления размера Вашей пенсии по имеющимся документам в пенсионном деле нарушений не установлено. По вопросу о направлении Вам выписки из лицевого счета застрахованного лица сообщаем следующее. В соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21 мая 2020 года № 292п, для предоставления государственной услуги застрахованное лицо обращается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. За необходимой информацией Вы можете обратиться в любую клиентскую службу Пенсионного фонда РФ либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы». Получить информацию в электронном виде можно через «Личный кабинет гражданина» на Едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

Выражая несогласие с содержанием письма Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 обратилась в суд.

Согласно частям 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Как предусматривают часть 1 статьи 2, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам; гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Исходя из смысла приведенных норм в их взаимосвязи, обращение гражданина, поданное в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, во всяком случае, должно быть рассмотрено и на него должен быть дан мотивированный ответ.

Положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ распространяются на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1 названного закона).

Буквальное толкование содержания письма Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что учреждением порядок рассмотрения жалобы ФИО2, предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, соблюден, в установленный законом срок дан мотивированный ответ по существу её жалобы.

Как разъяснено в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Ответ Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен в пределах компетенции учреждения, при наличии на то оснований, изложенные в нем выводы соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, права ФИО2 не нарушает, поскольку жалоба ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена учреждением в установленном законом порядке, на данную жалобу в установленный законом срок уполномоченным должностным лицом заявителю дан мотивированный ответ по всем доводам обращения.

Нарушений положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении жалобы ФИО2 Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области не допущено.

Несогласие ФИО2 с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности доводов Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Иные доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, не принимаются судом во внимание, поскольку основаны на неверном, субъективном толковании положений норм материального права.

Фактов нарушения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при направлении учреждением в адрес ФИО2 ответа на её жалобу от ДД.ММ.ГГГГ судом в ходе разбирательства по делу не установлено, доказательств, подтверждающих обратное, административным истцом в материалы административного дела не представлено.

Так, в части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В статье 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) «О почтовой связи» закреплено, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Должностные и иные лица, работники организаций почтовой связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопреки доводам административного истца направление Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ответа, содержащего персональные данные, на жалобу ФИО2 в её адрес простой почтовой корреспонденцией требованиям действующего в Российской Федерации законодательства не противоречит.

В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Нарушений прав и законных интересов административного истца, а также препятствий к их осуществлению судом не установлено. Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области вопреки доводам административного истца не допущено нарушений прав ФИО2

Поскольку нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении жалобы ФИО2 от 10.01.2022 не допущено, не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленного административного искового требования ФИО2 об обязании административного ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области рассмотреть жалобу от ДД.ММ.ГГГГ и направить ответ заказным письмом по существу поставленных вопросов: по факту нарушения статьи 29.1 закона № 173-ФЗ при назначении административному истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ при исчислении РПК, включения в расчет пенсии страховых взносов не в полном объеме; указать какими правовыми нормами при расчете страховой пенсии допускается снижение показателей, имеющихся в ИЛС: общего трудового стажа до 2002 года до 10 лет 6 месяцев 5 дней и страховых взносов последовательно: с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с августа 2021 года до рублей; сообщить административному истцу, какие документы были предоставлены в ПФР для регистрации в системе ПФР её детей, имелись ли в территориальном органе ПФР (г. Усть-Кут) все необходимые сведения о троих её детях, об уплаченных и начисленных страховых взносах и об имеющемся статусе «ребенок-инвалид» у дочери с 2006 года по февраль 2015 года, о стаже до 2002 года – 12 лет 4 месяца 22 дня.

Кроме того, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих исполнительных органов государственной власти и должностных лиц. В этой связи суд не уполномочен возлагать на государственное учреждение обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного учреждения.

Разрешая административное исковое требование ФИО2 о признании незаконными действий административного ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области по направлению письма от ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает, что при проведении контрольных мероприятий Государственным учреждением - Отделением ПФ РФ по Иркутской области установлен факт излишне выплаченной страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей, о чем вышеуказанным письмом до сведения ФИО2 была доведена информация о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии.

Данное письмо носит информативный характер, его направление обусловлено фактом проведения контрольных мероприятий государственным учреждением в пределах его компетенции.

Доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика по направлению данного письма в адрес ФИО2 суду не представлено.

При таких обстоятельствах заявленное ФИО2 административное исковое требование о признании незаконными действий административного ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области по направлению письма от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что ФИО2 выражает несогласие с ответом на её жалобу, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в суд с настоящим административным исковым заявлением истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ посредством его направления в электронном виде, что подтверждается квитанцией об отправке, срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, с учетом получения оспариваемого ответа ДД.ММ.ГГГГ посредством почтового отправления, о чем свидетельствует представленная в материалы административного дела копия конверта, ФИО2 не пропущен, в связи с чем, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области об обязании административного ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области рассмотреть жалобу от ДД.ММ.ГГГГ и направить ответ заказным письмом по существу поставленных вопросов: по факту нарушения статьи 29.1 закона № 173-ФЗ при назначении административному истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ при исчислении РПК, включения в расчет пенсии страховых взносов не в полном объеме; указать какими правовыми нормами при расчете страховой пенсии допускается снижение показателей, имеющихся в ИЛС: общего трудового стажа до 2002 года до 10 лет 6 месяцев 5 дней и страховых взносов последовательно: с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с ДД.ММ.ГГГГ до рублей, с августа 2021 года до рублей; сообщить административному истцу, какие документы были предоставлены в ПФР для регистрации в системе ПФР её детей, имелись ли в территориальном органе ПФР (г. Усть-Кут) все необходимые сведения о троих её детях, об уплаченных и начисленных страховых взносах и об имеющемся статусе «ребенок-инвалид» у дочери с 2006 года по февраль 2015 года, о стаже до 2002 года – 12 лет 4 месяца 22 дня; о признании незаконными действий административного ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области по направлению письма от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 16.06.2022.