УИД 04RS0021-01-2021-005130-66
Мотивированное решение составлено 01.10.2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Марковой Ю.В., с участием прокурора Цыбиковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2443/2021 по административному иску Акционерного общества «Новости» к Администрации г.Улан-Удэ об оспаривании постановления,
У С Т А Н О В И Л:
В суд поступило вышеназванное административное исковое заявление, в котором административный истец просит признать не соответствующим закону и недействующим п.3.5 Приложения ... к Постановлению Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена» в части «Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом», со дня вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с Администрации ... в пользу АО «Новости» расходы по оплате госпошлины в размере 4500 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ... издано Постановление ... «О внесении изменений в нормативные акты Администрации ...», которым внесены изменения в Постановление Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена». Пункт 1.2.5 Постановления ... дополнил п.3.5 Приложения ... к Постановлению ... в части: «Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом». Данные дополнения по утверждению заявителя нарушают права АО «Новости», поскольку существенно ухудшают экономическое состояние АО «Новости». Так, ранее между АО «Новости» и Администрацией ... были заключены договоры аренды земельных участков, согласно которым арендная плата должна вноситься ежемесячно. Однако, в связи с изменением п.3.5 Приложения ... к Постановлению ... АО «Новости» обязано перезаключить договоры и внести плату за весь срок действия договоров в размере 2479680 руб. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... утверждены основные принципы определения платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, одним из которых является недопущение ухудшения экономического состояния землепользователя при переоформлении прав на земельные участки. Между тем, плата по договорам за размещение нестационарных торговых объектов на территории ... регулируется теми же правовыми нормами, что и плата по договорам аренды земельных участков и должна вноситься ежемесячно (Постановление Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методики расчета арендной платы за имущество, находящееся в собственности муниципального образования городского округа «...»). Методическими рекомендациями Минпромторга РФ (утв. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ЕВ-5999/08), разработанными в целях устранения пробелов в федеральном регулировании, плата за размещение нестационарных торговых объектов для постоянной деятельности должна устанавливаться в виде ежемесячных или ежеквартальных платежей. Установление платы за размещение НТО в виде разового платежа допустимо только для торговли на разовых торговых мероприятиях – уличных гуляниях, праздниках, фестивалях и пр. (п.8 Методических рекомендаций).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Герцев Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, не оспаривая проведение процедуры принятия оспариваемого акта, полагал, что в связи с изменением п.3.5 Приложения ... к Постановлению ... финансовое положение АО «Новости» ухудшается.
В судебном заседании представитель Администрации ... Донаканян И.Г., действующая на основании доверенности, просила об отказе истцу в иске, представила письменные возражения на иск.
Выслушав участников процесса, специалиста, заключение прокурора Цыбиковой Е.Н., полагавшей, что поданное заявление подлежит удовлетворению, принятым постановлением нарушаются законные интересы и права истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), и данными решениями, действиями (бездействиями) были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Из дела следует, что Администрацией ...ДД.ММ.ГГГГ было утверждено «Положение о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена» (вместе с «Положением о порядке проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях, государственная собственность на которые не разграничена», «Положением об определении начальной (минимальной) цены на право размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и землях, государственная собственность на которые не разграничена», «Положением о размещении сезонных кафе, расположенных при стационарных предприятиях общественного питания на территории ...», «Положением о порядке проведения конкурса на право размещения нестационарного торгового объекта на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях, государственная собственность на которые не разграничена»).
В соответствии с п.3.5 Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, приложение ..., в редакции, действующей на ДД.ММ.ГГГГ, по результатам аукциона Комитет заключает договор по истечении 10 календарных дней, но не позднее 20 календарных дней после проведения аукциона. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта заключается сроком на 7 лет, договор на право размещения сезонного нестационарного торгового объекта заключается сроком до 3 лет.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ... Администрации ... «О внесении изменений в нормативные акты Администрации ...» п.3.5 Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, приложения ..., изложен в новой редакции:
- По результатам аукциона (конкурса) Комитет заключает договор по истечении 10 календарных дней, но не позднее 20 календарных дней после проведения аукциона (конкурса). Договор на право размещения нестационарного торгового объекта заключается сроком на 7 лет, договор на право размещения сезонного нестационарного торгового объекта заключается сроком до 3 лет. Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом.
Постановление ... от ДД.ММ.ГГГГ подписано и.о. мэра ...Г., опубликовано в «Муниципальный вестник ...» ...ДД.ММ.ГГГГ и вступило в силу в соответствии с п.3 данного постановления ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В силу п.п.3 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствии с п.1 ст.23 Устава городского округа «...» мэр города является высшим должностным лицом города, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом.
Согласно п.5 ст.23 Устава городского округа «...» мэр города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Бурятия, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Бурятия, а также распоряжения Администрации города по вопросам организации работы Администрации города. Мэр города издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.
На основании п.5 ст.43 Устава городского округа «...» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом, решениями городского Совета или самим муниципальным правовым актом.
В соответствии с п.6 ст.43 Устава городского округа «...» официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании «Муниципальный вестник ...».
Таким образом, Постановление ... от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным на то органом, каким в силу ст. 24 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ... «О принятии Устава городского округа «...», ч.6 ст. 13 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-IV «О регулировании торговой деятельности в ...», является мэр ..., в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры принятия и вступления в силу данного нормативного правового акта и постановление в этой части не обжалуется.
Между тем, п.3.5, изложенный в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, по утверждению заявителя, нарушает права АО «Новости», поскольку существенно ухудшает экономическое состояние АО «Новости».
Так, согласно исковому заявлению ранее между АО «Новости» и Администрацией ... были заключены договоры аренды земельных участков, согласно которым арендная плата должна вноситься ежемесячно. В связи с изменением п.3.5 Приложения ... к Постановлению ... АО «Новости» обязано перезаключить договоры и внести плату за весь срок действия договоров в размере 2479680 руб. Данная сумма для истца является значительной, поскольку ежемесячный платеж составляет 29762 руб.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Закона об организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», регламентирующим отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 10).
Нестационарный торговый объект определен Законом о торговой деятельности как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2).
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Согласно ст.3 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации ..., утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ..., Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выступает стороной по договорам купли-продажи, аренды, мены, безвозмездного пользования, ответственного хранения, доверительного управления, комплексного освоения территории, в том числе в целях индивидуального жилищного строительства, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, а также земельных участков. Осуществляет контроль за исполнением условий данных договоров.
На основании пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Статьями 421, 431 Гражданского кодекса установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Вместе с тем, оспариваемые административным истцом положения пункта п.3.5. Приложения 1 к Постановлению Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена» в части «Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом», противоречит принципу свободы договора и равенства участников гражданских отношений, нарушает интересы предпринимателей, заключающих договоры на право размещения нестационарного торгового объекта, поскольку лишает альтернативы действий для них в части установления порядка и условий оплаты.
Кроме того, оспариваемым положением не учитывается имущественное положение субъектов экономической деятельности и их возможность внести один платеж за длительный период (7 лет), что препятствует доступу на товарный рынок лиц с низким уровнем доходности.
Таким образом, оспариваемое положение п.3.5 Приложения ... к Постановлению ..., предусматривающее механизм порядка оплаты арендной платы за размещение нестационарных торговых объектов для постоянной деятельности одноразовым платежом, создает дискриминационные условия и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, так как ухудшает условия доступа на товарный рынок для владельцев нестационарных торговых объектов для постоянной деятельности, ставит их в неравное положение, поэтому не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оспариваемое положение не соответствует и основным принципам, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Вопросы определения размера платы и порядка ее оплаты по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулированы, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении порядка и размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения и порядка платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ... «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление ...), которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер и порядок ее оплаты подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы и порядок ее оплаты определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ...-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Следовательно, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При этом пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», также предусматривается изменение арендной платы на уровень инфляции.
Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы, порядка ее расчета, способа оплаты одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении в данном случае порядка внесения платы за земельные участки, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов.
Как следует из представленных ответчиком материалов, при разработке обжалуемого положения п.3.5 Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, приложение ..., было получено заключение Комитета экономического развития и туризма Администрации ... об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Администрации ... «О внесении изменений в нормативные акты Администрации ...», согласно которому в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.
Так, требование о внесении платы в бюджет городского округа «...» за весь срок действия договора одноразовым платежом было обусловлено преимуществом разового платежа за весь срок действия договора в отсутствии ежегодной индексации, а также практикой иных муниципальных образований (в ... оплата производится по желанию заключающего договор субъекта торговли помесячно или разовым платежом за весь период размещения нестационарного торгового объекта, в ... – в случае размещения НТО до 1 года вносится разовым платежом, более года – ежемесячно, в ... плата устанавливается в виде ежеквартальных платежей).
При этом разработчиком проекта акта были направлены уведомления и опросный лист 8 заинтересованным лицам: Торгово-промышленной палате Республики Бурятия, Союзу промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в ..., , », Ш.В. По итогам публичных консультаций концепции предлагаемого правового регулирования, проекта акта и сводного отчета предложений и замечаний не поступало.
Также проект постановления Администрации г.Улан-Удэ «О внесении изменений в нормативные акты Администрации г.Улан-Удэ» был изучен прокуратурой республики. По результатам изучения проекта замечаний не поступило.
Вместе с тем, в данном случае обоснование принятия п.3.5 Приложения 1, представленное Комитетом экономического развития и туризма Администрации ..., является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, основанным на практике других регионов, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседании специалист Комитета экономического развития и туризма Администрации ... об оценке регулирующего воздействия Ж., подготовившая заключение, суду пояснила, что расчеты работниками Комитета производились, но не были включены в заключение. Однако, пояснения обоснованности выводов Комитета об отсутствии избыточных обязанностей, ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности не дала, пояснив, что представление расчетов входит в компетенцию разработчика проекта.
Необходимо также учитывать, что согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.
Пунктом 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).
С целью внесения прозрачности и единообразия в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ЕВ-5999/08).
Согласно п. 8 названных Методических рекомендаций плата за размещение (эксплуатацию) НТО устанавливается в виде ежемесячных или ежеквартальных платежей (для постоянной деятельности) либо в виде разового платежа (для торговли на разовых торговых мероприятиях - уличных гуляньях, праздниках, фестивалях и пр.).
Вместе с тем, принятием оспариваемого положения п.3.5 Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, приложение ..., административный ответчик необоснованно осуществил применение исключений из общих правил, не предусмотрев плату за размещение (эксплуатацию) НТО в виде ежемесячных или ежеквартальных платежей (для постоянной деятельности), на что указано в Методических рекомендациях, чем применил необоснованно широкие пределы усмотрения.
При таких обстоятельствах, оспариваемое положение п.3.5 Приложения ... к Постановлению ..., нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, являющегося субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, что является основанием для признания недействующим п.3.5. Приложения 1 к Постановлению Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена» в части «Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом».
Согласно п.1 ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части «Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом» до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права иных юридических лиц и предпринимателей, то п.3.5. Приложения 1 к Постановлению Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена» в части «Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом» подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления АО «Новости» уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление АО «Новости» удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 3.5 Приложения 1 к Постановлению Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Положения о предоставлении мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена» в части «Плата за весь срок действия договора вносится в бюджет городского округа «...» одноразовым платежом».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Администрации ... в пользу АО «Новости» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца в Советский районный суд ....
Судья Е.А. Богомазова