ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2445/18 от 03.10.2018 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-2445/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2018 года г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре Цукановой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решений государственного органа незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным действия административного ответчика по изданию распоряжения о проведении плановой выездной проверки физического лица от 30.03.2018 года проведения проверки и составления акта плановой выездной проверки от 25.05.2018 года , вынесении предписания об устранении земельного правонарушения от 08.06.2018 года ; признать незаконными и отменить распоряжение о проведении плановой выездной проверки физического лица от 30.03.2018 года , акт плановой выездной проверки от 25.05.2018 года предписание об устранении земельного правонарушения от 08.06.2018 года .

Заявление мотивировано тем, что плановые проверки в отношении физического лица не могут быть проведены более одного раза в год, тогда как проверка в отношении ФИО1 проводилась ранее по распоряжению Департамента от 16.01.2018 года ; по результатам проверки составлен акт планового (рейдового) осмотра от 22.01.2018 года, выявлены наличие признаков административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ, материалы проверки направлены в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя для составления протокола об административном правонарушении. Постановление административного органа от 26.04.2018 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа. Решением Ленинского районного суда г. Севастополя указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, в связи с истечением сроков давности.

Полагает, что путем проведения двух плановых проверок в течение года должностные лица злоупотребили своим правом, а оспариваемые ненормативные акты в виде распоряжения, акта, предписания, являются незаконными.

Административный истец ФИО1 и ее представители в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно представили письменные пояснения.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, сославшись на доводы, изложенные письменных возражениях, указав, что плановая проверка проводилась в отношении ФИО1 единожды на основании утвержденного плана, в то время как в январе был проведен рейдовый осмотр, время которого также утверждено планом.

Представитель заинтересованного лица Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, полагает, административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, полномочия по осуществлению земельного контроля на территории города Севастополя, а также полномочия по осуществлению от имени города Севастополя управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, закреплены за Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).

28.12.2016 года постановлением Правительства Севастополя №1292-ПП утвержден Административный регламент по исполнению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, определяющий порядок осуществления земельного контроля, проведения проверок использования земель, сроки и последовательность действий должностных лиц Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при осуществлении земельного контроля и порядок осуществления деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя.

В соответствии с п. 1.4.3. земельный контроль осуществляется посредством проведения мероприятий по контролю за соблюдением требований земельного законодательства государственными органами, органами местного самоуправления, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю (в форме собственности, аренды, владения, пользования) в формах и порядке, определенных статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом города Севастополя от 25.02.2015 N 119-ЗС "О земельном контроле города Севастополя" и настоящим Регламентом.

Пунктом 1.4.3.2 Регламента установлены формы мероприятий по контролю, в том числе:

1) организация и проведение плановых и внеплановых проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан;

2) организация и проведение мероприятий по контролю за использованием земельных участков без взаимодействия с правообладателями таких земельных участков, в том числе плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков.

В силу пункта 1.5.2. должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление функции земельного контроля, контроля за использованием собственности города, являются, в том числе руководитель Департамента.

Руководитель Департамента имеет право определять должностных лиц, уполномоченных на осуществление функции земельного контроля, контроля за использованием собственности города на территории города Севастополя, посредством издания соответствующего приказа Департамента; принимать решения об организации осуществления земельного контроля, контроля за использованием собственности города на территории города Севастополя; подписывать распоряжения о проведении проверок в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Севастополя, настоящим Регламентом; утверждать план проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований объектов земельных отношений; утверждать планы проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (п. 1.5.4. Регламента).

В соответствии с п. 3.2.5. основанием для проведения мероприятия является распоряжение руководителя Департамента, которое по первому требованию пользователя объекта земельных отношений предъявляется уполномоченным на проведение мероприятия лицом.

Основаниями для подготовки распоряжения являются план рейдовых осмотров, поручение руководителя Департамента, оформленное в письменной форме, или иные основания, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством города Севастополя, при которых у уполномоченного органа возникает обязанность проведения мероприятия в отношении объекта земельных отношений.

Результаты мероприятий по контролю за использованием объектов земельных отношений оформляются актом обследования объекта земельных отношений. Акт подписывается лицом, непосредственно проводившим мероприятие, единолично (п. 3.2.8.).

В силу п.3.3.4. плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом, подготовленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Департаментом разрабатываются и утверждаются в установленном порядке, в том числе план проведения плановых проверок граждан (ежеквартально).

Основанием для включения физического лица, являющегося правообладателем земельного участка, в ежегодный план проведения плановых проверок граждан является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. В план проведения плановых проверок граждан включаются физические лица, являющиеся правообладателями, пользователями земельных участков (п. 3.3.7.).

По результатам проверки, в том числе физического лица, должностными лицами, уполномоченными на осуществление земельного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки физического лица по форме, определенной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в двух экземплярах (п. 3.6.3.).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, их уполномоченным представителям под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (п.3.6.6.).

В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностное лицо, проводившее проверку, выдает проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства города Севастополя по форме, определенной приложением N 2 к настоящему Регламенту (п.3.6.11.).

Судом установлено, что приказом директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.12.2017 года , в рамках предоставленных полномочий, утверждены план проведения плановых (рейдовых) осмотров, а также план плановых проверок физических лиц.

В соответствии с утвержденным планом плановых проверок ФИО1 включена в плановую проверку на февраль 2018 года (тип проверки – выездная).

Учитывая положения административного регламента, на основании утвержденного плана, Департаментом было издано распоряжение о проведении плановой выездной проверки физического лица ФИО1 В данном распоряжении указаны основания, срок, цель и предмет проведения проверки.

22.05.2018 года Департаментом была проведена плановая выездная проверка в отношении административного истца, по результатам которой составлен акт проверки от 25.05.2018 года, с которым был ознакомлен представитель административного истца 13.06.2018 года.

В ходе проведения проверки были выявлены факты, свидетельствующие о нарушении ФИО1 земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя и не переданного в пользование (собственность).

Руководствуясь п.п. 3.6.11 Регламента Департаментом по результатам контрольных мероприятий было выдано предписание об устранении земельного правонарушения, которым предписывалось освободить самовольно занятый земельный участок.

Таким образом, проводя контрольные мероприятия в виде проведения плановой проверки, Департамент действовал в соответствии с положениями Административного регламента и нормами действующего законодательства.

Вопреки доводам административного истца предписание принято в соответствии с требованиями правовых актов, уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, с указанием регламентирующих данные правоотношения нормативных правовых актов, выявленных нарушений и сроков их исполнения.

Наличие указанных в предписании нарушений стороной административного истца не отрицается, предписание соответствует предъявляемым к нему требованиям, содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить ФИО1 в установленные предписанием сроки.

Распоряжение о проведении проверки вынесено уполномоченным должностным лицом, содержит все необходимые сведения.

С учетом изложенного, судом достоверно установлено, что в отношении ФИО1 проводилась одна плановая проверка, а оснований для признания данной проверки повторной, на что ссылается административный истец, не имеется, поскольку ранее в отношении ФИО1 проводился рейдовый осмотр, план проведения которых был утвержден директором Департамента.

Кроме того, правомерность проведения рейдового осмотра и результаты такого осмотра предметом заявленных исковых требований не является.

Требования ФИО1 об отмене акта проверки органом государственного надзора, соблюдения требований земельного законодательства физическим лицом от 25.05.2018 года удовлетворению не подлежат, поскольку данный документ не является ненормативным правовым актом и не несет никаких правовых последствий для административного истца.

Кроме того, суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика об истечении срока для обжалования распоряжения о проведении плановой проверки.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, распоряжение о проведении плановой проверки от 30.03.2018года было получено представителем ФИО1 – ФИО2 14.05.2018 года.

Факт получения указанного распоряжения представителем зафиксирован в акте плановой выездной проверки физического лица от 30.03.2018года При подписании данного акта каких-либо замечаний к акту проверки ФИО2 не представлено.

В суд с административным иском ФИО1 обратилась 04.09.2018 года, т.е. по истечении трех месяцев со дня получения оспариваемого распоряжения.

Следовательно, срок обжалования распоряжения Департамента пропущен, что в силу п. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 175-189, 219 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 05.10.2018 года.

Судья Ю.С. Степанова