ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2445/18 от 21.12.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-2445/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,

при секретаре – Майоровой Е.В.,

с участием представителя административного истца – ФИО1,

административного ответчика – ФИО2, действующей в своих интересах, а также по доверенности в интересах административных ответчиков ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым,

заинтересованного лица – ФИО3,

представителя заинтересованного лица ФИО4, адвоката – Пасиченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Феодосии административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Феодосии Республики Крым к судебному приставу – исполнителю ОСП по г. Феодосии Республики Крым ФИО2, отделу судебных–приставов по г. Феодосии УФССП России по Республики Крым, УФССП России по Республике Крым, заинтересованные лица ФИО5, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава– исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, -

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Феодосии Республики Крым в лице представителя, действующего на основании доверенности ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу – исполнителю Отдела судебных приставов по г. Феодосии Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО2, Отделу судебных приставов по г. Феодосии УФССП России по Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В обоснование заявленных требований указано, что 23.10.2018 Феодосийским городским судом Республики Крым был выдан исполнительный лист по исполнению решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 29.05.2018 по делу №2-742/2018 о понуждении ФИО5 снести самовольно возведенные на земельном участке площадью <размер> кв.м навес площадью <размер> кв.м и трехэтажный объект капитального строительства площадью <размер> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

25 октября 2018 года исполнительный лист был предъявлен взыскателем - администрацией г. Феодосии Республики Крым к принудительному исполнению в Отдел судебных приставов по г. Феодосии УФССП России по Республики Крым.

06 ноября 2018 судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2, рассмотрев поступивший на исполнение исполнительный документ, исполнительный лист серии ФС №014962840 от 23.10.2018, выданный Феодосийским городским судом Республики Крым по делу №2-742/2018, вступивший в законную силу 25.09.2018, предмет исполнения – обязать ФИО5 снести самовольно возведенные на земельном участке площадью <размер> кв.м навес площадью <размер> кв.м и трехэтажный объект капитального строительства площадью <размер> кв.м, расположенные по адресу: <адрес> постановил: отказать в возбуждении исполнительного производства, ссылаясь на положения п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - в связи с тем, что исполнительный лист не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, в связи с принятием ФЗ №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», на основании ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 06.11.2018 получена административным истцом 20.11.2018, о чем свидетельствует штамп с входящим номером 2-40/23861 от 20.11.2018.

Администрация г. Феодосии Республики Крым считает постановление судебного пристава – исполнителя от 06.11.2018 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании поступившего исполнительного документа исполнительного листа серии ФС №014962840 от 23.10.2018 незаконным, поскольку у судебного пристава – исполнителя не имелось оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, по основаниям, предусмотренным в ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства №82023/18/85643 от 06.11.2018.

Определением суда от 12.12.2018 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: должник по исполнительному производству - ФИО5, а также сособственники домовладения, расположенного по адресу: <адрес> – ФИО3 и ФИО4

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности, ФИО1 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2, действующая в своих интересах, а также по доверенности в интересах ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, который приобщен к материалам дела, учитывая, что в связи со вступлением в силу Федерального закона № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исполнение решения суда о сносе самовольной постройки, по которым взыскателями являются органы местного самоуправления, должно осуществляться указанными органами, тем самым исключено принудительное исполнение решения суда силами ФССП России.

Заинтересованное лицо ФИО3 просила удовлетворить административное исковое заявление и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, в адрес суда направила представителя. Представитель заинтересованного лица, адвокат Пасиченко В.А., действующий на основании ордера, оставил вопрос относительно требований административного истца на усмотрение суда и просил вынести законное и обоснованное решение.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в адрес суда направил представителя, действующего на основании нотариально – удостоверенной доверенности – ФИО7, который не был допущен судом в качестве представителя, в связи с отсутствием у указанного лица высшего юридического образования.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, материалы исполнительного производства -ИП, а также материалы гражданского дела 2-742/2018, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. К исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

Приведенные выше правовые нормы регулируют правоотношения, возникающие в процессе исполнительного производства и устанавливают обязанности пристава-исполнителя совершать действия по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Основной задачей таких действий является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частей 1, 5 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Статьей 31 указанного Федерального закона предусмотрены основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Так, в силу п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Пунктом 5 этой же статьи Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Частью 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", ст. 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлена обязательность исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как было установлено в судебном заседании, 23.10.2018 Феодосийским городским судом Республики Крым был выдан исполнительный лист по исполнению решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 29.05.2018 по делу №2-742/2018 о понуждении ФИО5 снести самовольно возведенные на земельном участке площадью <размер> кв.м навес площадью <размер> кв.м и трехэтажный объект капитального строительства площадью <размер> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

25 октября 2018 года исполнительный лист был предъявлен взыскателем - администрацией г. Феодосии Республики Крым к принудительному исполнению в Отдел судебных приставов по г. Феодосии УФССП России по Республики Крым.

06 ноября 2018 судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2, рассмотрев поступивший на исполнение исполнительный документ, исполнительный лист серии ФС №014962840 от 23.10.2018, выданный Феодосийским городским судом Республики Крым по делу №2-742/2018, вступивший в законную силу 25.09.2018, предмет исполнения – обязать ФИО5 снести самовольно возведенные на земельном участке площадью <размер> кв.м навес площадью <размер> кв.м и трехэтажный объект капитального строительства площадью <размер> кв.м, расположенные по адресу: <адрес> постановил отказать в возбуждении исполнительного производства, ссылаясь на положения п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - в связи с тем, что исполнительный лист не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, в связи с принятием ФЗ №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», на основании ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 12 ФЗ N 118-ФЗ от 21.07.1997 г. "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки, а также несет иные, предусмотренные законом обязанности и права, в случая, предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве".

Отказывая в возбуждении исполнительного производства, в оспариваемом постановлении, судебный пристав-исполнитель ссылается на норму, предусмотренную ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве", а также ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ") внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ).

Указанный федеральный закон вступил в силу с даты официального опубликования, а именно с 04.08.2018. К предмету саморегулирования в строительстве с 04.08.2018 относится, в том числе, снос объектов капитального строительства.

Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями предусмотрены ст. 55.32 ГрК РФ, которая действует с 04.08.2018 (Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ). Снос самовольной постройки осуществляется в соответствии со ст. ст. 55.30 и 55.31 ГрК РФ, а ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, установленном гл. 6 ГрК РФ (ч. 10 ст. 55.32 ГрК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 55.32 ГрК РФ).

Снос самовольной постройки осуществляется в соответствии со статьями 55.30 и 55.31 ГрК РФ. Приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ.

Согласно ч.1 ст. 55.32 ГрК РФ, снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:

1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Как было установлено судом, решение суда о сносе самовольной постройки было вынесено 29.05.2018 и вступило в законную силу 25.09.2018. Таким образом, оснований к совершению действий, предусмотренных п.п. 1-3 ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ у органа местного самоуправления не имелось.

Из ч. 6 ст. 55.32 ГрК РФ усматривается, что снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 29.05.2018, вступившим в законную силу, указанное лицо было установлено, данным лицом является ФИО5 Решением суда на ФИО5 возложена обязанность по сносу самовольно возведенных объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В статье 12 Федерального закона РФ N 118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ч. 3 ст. 107 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.

Положения ч.ч. 12, 13 ст. 55.32 ГрК РФ, на которые ссылается судебный пристав-исполнитель в письменных возражениях, не указывают на утрату возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия и не являются основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Поскольку судебным актом, вступившим в законную силу было обязано ФИО5 снести самовольно возведенные на земельном участке площадью <размер> кв.м навес площадью <размер> кв.м и трехэтажный объект капитального строительства площадью <размер> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, вынесенное постановление является незаконным, поскольку повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца на получение своевременного исполнения требований исполнительного документа, в связи с отказом в возбуждении исполнительного производства.

В связи с чем, требования администрации г. Феодосии Республики Крым подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление администрации г. Феодосии Республики Крым к судебному приставу – исполнителю ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2, отделу судебных приставов по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым, заинтересованные лица ФИО5, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства – удовлетворить.

Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2 от 06.11.2018 об отказе взыскателю администрации г. Феодосии Республики Крым в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС №014962840 от 23.10.2018, выданного Феодосийским городским судом Республики Крым по делу №2-742/2018 признать незаконным и отменить.

Обязать отдел судебных приставов по г. Феодосии УФССП России по Республики Крым повторно рассмотреть вопрос о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС № 014962840 от 23.10.2018, выданного Феодосийским городским судом Республики Крым по делу №2-742/2018.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Стародуб П.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2018 года.

Председательствующий: Стародуб П.И.