Административное дело № 2а-2447/2021
УИД: 47RS0005-01-2021-002204-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2021 года город Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.
при секретаре Зенкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрация муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании бездействие администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области при реализации полномочий по созданию на территории муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгский района Ленинградской области маневренного жилищного фонда незаконным, об обязании администрации муниципального образования администрация муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в срок до 31.12.2022 создать на территории муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области маневренный жилищный фонд,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным иском к администрация муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании бездействие администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области при реализации полномочий по созданию на территории муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгский района Ленинградской области маневренного жилищного фонда незаконным, об обязании администрации муниципального образования администрация муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в срок до 31.12.2022 создать на территории муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области маневренный жилищный фонд.
В обоснование заявленных требований истец указал, что во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области, Выборгской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области требований жилищного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения действующего жилищного законодательства, а именно на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области маневренный фонд не создан, что влечет нарушение жилищных прав граждан, в том числе и несовершеннолетних детей.
На основании изложенного выше административный истец просит признать бездействие администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области при реализации полномочий по созданию на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области маневренного жилищного фонда незаконным, обязать администрацию МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в срок до 31.12.2022 создать на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области маневренный жилищный фонд.
Административный истец в лице помощника Выборгского городского прокурора Ленинградской области Кутейникова О.А. административный иск поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в нем.
Административный ответчик в лице представителя по доверенности Малащенко Е.О. возражала против удовлетворения требований административного иска, пояснив, что ранее комиссия не создавалась, так как свободные жилые помещения на территории муниципального образования отсутствуют.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.
Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области, Выборгской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области требований жилищного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения действующего жилищного законодательства, а именно на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области маневренный фонд не создан, что влечет нарушение жилищных прав граждан, в том числе и несовершеннолетних детей.
В силу п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статьей 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является, в том числе осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
На основании ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договором социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Однако, согласно ответу администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 24.11.2020 № 1184 на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области маневренный фонд не создан, что влечет нарушение жилищных прав граждан, в том числе и несовершеннолетних детей.
При этом, административным ответчиком в материалы дела представлено распоряжение № 16-р от 13.05.2021 администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгский район Ленинградской области «О создании инвентаризационной комиссии по выявлению свободных жилых помещений пригодных для включения их в маневренный жилой фонд МО «Красносельское сельское поселение».
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании бездействие администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области при реализации полномочий по созданию на территории муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгский района Ленинградской области маневренного жилищного фонда незаконным подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности и законности предъявленных исковых требований.
Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Административный истец просит суд установить срок исполнения решения суда до 31.12.2022. С учетом характера требуемых действий ответчика суд полагает обоснованным указанное требование.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании бездействия администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в реализации полномочий по созданию маневренного жилищного фонда незаконным, об обязании создать маневренный жилищный фонд удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области при реализации полномочий по созданию на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области маневренного жилищного фонда до мая 2021 года незаконным.
Обязать администрацию МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в срок до 31.12.2022 создать на территории МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области маневренный жилищный фонд.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья Д.Ю. Гришин
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2021 г.