В окончательной форме решение суда принято 01 октября 2018 года
Дело № 2а-2448/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 26 сентября 2018 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Зайцевой М.О., с участием истицы – ФИО1, представителя истицы – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованных лиц – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным постановления, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, уточнив требования которого просит признать незаконным и отменить постановление администрации города Ялты Республики Крым № 806-п от 04 мая 2018 года «О рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 61 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав» и обязать устранить нарушения ее прав и законных интересов.
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 61 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав со ссылкой на ст. 39.16 п. 21 Земельного Кодекса РФ. Считает данное постановление незаконным, поскольку земельный участок был в установленном порядке отнесен к категории земель «земли общественной и жилой застройки», а соответственно относится к землям населенных пунктов. Считает, что спорное постановление нарушает требования Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК, и порядка, установленного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года №313».
Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым также в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ранее представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении иска. По существу возражений на иск указал, что во исполнение решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.12.2016 года Департаментом было рассмотрено заявление ФИО1 о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 61 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав и по результатам его рассмотрения оспариваемым постановлением ей было отказано в предоставлении такового, в связи с не отнесением его к определенной категории земель. Считает, что при вынесении оспариваемого постановления администрация города Ялты Республики Крым основывалась на нормах действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав истца и его представителя, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что решением 50-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового Совета от 08 октября 2010 года № 22 ФИО1 (добрачная фамилия - ФИО3) Л.Ф. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0070 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>.
В пункте 2 решения указано, что земельный участок подлежит отнесению к категории земель «земли жилой и общественной застройки» после разработки и согласования генерального плана застройки земельного участка.
Решением 13-й сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового Совета № 31 от 21 октября 2011 года ФИО-1 был утвержден генеральный план застройки на земельном участке площадью 0,0061 га, расположенном по адресу: <адрес>. Земельный участок отнесен к категории земель «земли жилой и общественной застройки».
На момент принятия решения о предоставлении ФИО1 разрешения на составление проекта отвода земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Так, пунктом «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов было отнесено передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Таким образом, судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок был в установленном порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе частью 1 ст. 12.1 № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Судом установлено, что 04 апреля 2016 года сведения о земельном участке площадью 61+/-3 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>, были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера <данные изъяты>.
28 апреля 2016 года ФИО1 обратилась к Начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: объекты гаражного назначения, которое не было рассмотрено в установленные сроки.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года был удовлетворен иск ФИО1, признано незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по нерассмотрению ее заявления от 28 апреля 2016 года и возложены обязанности в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть данное заявление и принять по нему решение в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК и в порядке, установленном Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года № 313.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 04 мая 2018 года № 806-п было отказано ФИО1 в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 61 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «Объекты гаражного назначения - (код 2.7.1)», в границах, указанных в кадастровом паспорте, по основаниям, предусмотренным п. 21 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК (в редакции на день вынесения постановления) основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
В силу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель (пункт 21).
Согласно ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Согласно ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ в случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.
Как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 10 сентября 2018 года категория земель в отношении спорного земельного участка – не установлена.
В тоже время, как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, решением 13-й сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового Совета № 31 от 21 октября 2011 года спорный земельный участок был отнесен по основному целевому использованию к категории земель – «земли жилой и общественной застройки».
В силу ст. 5 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: земли жилой и общественной застройки – землями населенных пунктов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в отношении спорного земельного участка уже была установлена категория – земли населенных пунктов.
Отсутствие указания на категорию земель в кадастровом паспорте, при указанных выше обстоятельствах, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 по основаниям, предусмотренным п. 21 ст. 39.16 ЗК РФ.
Более того, в силу ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
На момент подачи заявления ФИО1 и окончания срока, в который оно подлежало рассмотрению органом местного самоуправления (60 дней с момента поступления) в соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являлось:
• предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
• несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Таким образом, на момент обращения ФИО1 в администрацию города Ялты Республики Крым основания, указанные в оспариваемом в настоящем случае постановлении, как основания для отказа в удовлетворении заявления, не существовали, законом не были предусмотрены.
Непринятие в установленные сроки органом местного самоуправления законного и обоснованного постановления по результатам рассмотрения заявления ФИО1, что было установлено вступившим в законную силу решением суда, привело к затягиванию рассмотрения заявления истца, расширению перечня оснований для отказа в предоставлении земельного участка, что не может приводить к необоснованному умалению права истца, в связи с чем её исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 806-п от 04.05.2018 года «Об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 61 кв. метров по адресу: <адрес>, к.н. №<номер>».
Обязать Администрацию города Ялта повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 61 кв. метров по адресу: <адрес>, к.н. №<номер>, в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова