ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2449/18 от 06.09.2018 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-2449/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 сентября 2018 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,

при секретаре Назаровой К.Г.,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административных ответчиков по доверенностям ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и ФИО4 о признании незаконным распоряжения от <дата> в части отказа во включении в реестр пострадавших граждан и возложении обязанности по включению в реестр пострадавших граждан,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения от <дата> в части отказа во включении в реестр пострадавших граждан и возложении обязанности по включению в реестр пострадавших граждан.

Определением суда от <дата> административное дело было прекращено в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины в связи с отказом ФИО2 от административного иска в этой части.

Требования административного истца мотивированы тем, что она является участником строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. <дата> она обратилась с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении ее в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. К заявлению были приложены документы: копия паспорта, договор участия в долевом строительстве от <дата>, копии квитанций к приходным кассовым ордерам от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, дополнительное соглашение от <дата>. Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области -р от <дата> ей отказано во включении в реестр пострадавших граждан в соответствии с пп. 1 п. 10 Приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Она считает вышеуказанное распоряжение незаконным. <дата> между нею и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор долевого участия в строительств жилого дома, в соответствии с которым она (ранее - ФИО1) обязуется передать ООО «<данные изъяты>» (Фонд) денежные средства в размере 736 976 рублей для оплаты объекта долевого строительства, а Фонд после введения дома в эксплуатацию обязуется передать Дольщику права на объект долевого строительства строящемся жилом доме с выделом объекта долевого строительства в натуре - <адрес>. <дата> вышеуказанный договор зарегистрирован <данные изъяты>. В соответствии с п. 1.3. договора срок ввода объекта в эксплуатацию жилого дома квартал 2010 года. Дополнительным соглашением от <дата>, срок ввода объекта в эксплуатацию был изменен на 4 квартал 2011 года. Обязательства по передаче денежных средств Фонду были исполнены дольщик полном объеме, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам. Однако Фонд своих обязательств перед нею и иными дольщиками исполнил, объект не достроен и не введен в эксплуатацию. Определением Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено производство по делу о банкротстве должника. Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата>. по делу признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ее требования о передаче жилого помещения - <адрес>. Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> производство по делу о (несостоятельности) банкротстве ООО «<данные изъяты>» прекращено, в связи с утверждением мирового соглашения. Однако, ООО «Фонд Жилищного Строительства» не исполнил условия мирового соглашения, жилой дом. <адрес>, не достроен, является объектом незавершенного строительства. <дата> в отношении сотрудников ООО «<данные изъяты>» (является заказчиком и исполнителем работ по строительству многоквартирного дома <адрес>) возбуждено уголовное дело . Постановлением он <дата> она была признана потерпевшей. Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> по делу в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> ООО «<данные изъяты>» признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника-застройщика открыто конкурсное производство. Она полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку ООО «<данные изъяты>», привлекший денежные средства административного истца для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев просрочил свои обязательства, жилой дом в установленный договором срок и до настоящего времени не построен, квартира в собственность административному истцу не передана, в то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору она исполнила в полном объеме. На основании изложенного просит признать незаконным распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> в части отказа ей во включении в реестр пострадавших граждан. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить ее в реестр пострадавших граждан и взыскать в ее пользу государственную пошлину.

В судебное заседание административный ответчик ФИО4 не явился, извещен надлежащим образом о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

Административный истец ФИО2, в судебном заседании административный иск подержала и просила его удовлетворить.

Представитель административных ответчиков по доверенностям ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, так как строительство осуществляется при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок и у застройщика отсутствует зарегистрированное право на часть земельного участка (п.п. «б» и «в» п. 1 Перечня критериев).

Суд с учетом мнения участников процесса и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившегося административного ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П, одной из основных функций Министерства является признание в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение реестра таких граждан (п. 10).

Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 1 февраля 2018 года № 17 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по признанию в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан.

В соответствии с административным регламентом

Письменное обращение заинтересованного лица, в том числе в форме электронного документа, рассматривается и направляется письменный ответ в течение 30 календарных дней с момента регистрации обращения.

Ответ на обращение дается в простой, четкой и понятной форме и содержит: ответы на поставленные вопросы; должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего ответ; фамилию и инициалы исполнителя; номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем Министерства или иным уполномоченным на это лицом (п. 10).

Принятие решения о включении заявителя в реестр или об отказе во включении в реестр осуществляется в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня подачи в министерство заявления и необходимых документов. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в адрес заявителя направляется уведомление о принятом решении (п. 20).

Для принятия решения о признании гражданина, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшим и о включении в реестр заявитель представляет следующие документы: заявление о включении в реестр пострадавших граждан (по рекомендуемой форме согласно приложению № 1 к настоящему административному регламенту); копию документа, удостоверяющего личность; копию договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копию договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копию вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (п. 22).

В пункте 27 Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что <дата> между ФИО5 и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор долевого участия в строительств жилого дома, в соответствии с которым ООО «<данные изъяты>» обязался передать дольщику права на объект долевого строительства строящемся жилом доме с выделом объекта долевого строительства в натуре - <адрес>. В соответствии с п. 1.3. договора срок ввода объекта в эксплуатацию жилого дома квартал 2010 года.

<дата> вышеуказанный договор зарегистрирован <данные изъяты> (л.д. 11-13).

Дополнительным соглашением от <дата>, срок ввода объекта в эксплуатацию был изменен на 4 квартал 2011 года (л.д. 15).

Обязательства по передаче денежных средств застройщику со стороны ФИО2 были исполнены (л.д. 17, 19).

Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> по делу признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов требования ФИО2 о передаче жилого помещения - <адрес> (л.д. 23-25).

Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> производство по делу о (несостоятельности) банкротстве ООО «<данные изъяты>» прекращено, в связи с утверждением мирового соглашения.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> по делу в отношении ООО «<данные изъяты>» вновь возбуждено производство по делу о банкротстве должника.

Постановлением он <дата> ФИО2 признана потерпевшей по уголовному делу по факту мошеннических действий со стороны неустановленных сотрудников ООО «<данные изъяты>» (л.д. 27).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> ООО «<данные изъяты>» признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника-застройщика открыто конкурсное производство(л.д. 29-35).

<дата> ФИО2 обратилась с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении ее в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д. 56-57).

К заявлению были приложены документы: копия паспорта, договор участия в долевом строительстве от <дата>, копии квитанций к приходным кассовым ордерам от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, дополнительное соглашение от <дата> (л.д. 76-77).

Пунктом 2 распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> ФИО2 отказано во включении в реестр пострадавших граждан в соответствии с пп. 1 п. 10 Приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (л.д. 78).

<дата> ФИО2 направлено уведомление о ее не соответствии одному из критериев, установленных п. 2 приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр (л.д. 79).

Согласно п. 2 приложения № 1 к приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регламентированы нормами Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.

Таким образом, сообщение или решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Однако, как усматривается из Распоряжения от <дата>, оснований для отказа во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, предусмотренных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 № 560/пр не приведено, то есть отказ является немотивированным.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что заявитель фактически не соответствует п.п. «б» и «в» п. 1 приложения к приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр судом во внимание не принимаются так как эти нормы и такие основания в оспариваемом распоряжении отсутствуют.

Административным ответчиком доказательств законности оспариваемого отказа не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности пункта 2 распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> в части отказа во включении в реестр пострадавших граждан ФИО2

Разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав, суд не предрешая существа решения, которое должно быть принято, в соответствии с положениями ст. 277 КАС РФ, считает необходимым обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в течение 14 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 и в течение одного месяца, сообщить в суд и заявителю, об исполнении решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ФИО4 о признании незаконным распоряжения от <дата> в части отказа во включении в реестр пострадавших граждан и возложении обязанности по включению в реестр пострадавших граждан, удовлетворить.

Признать незаконным пункт 2 распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> в части отказа во включении в реестр пострадавших граждан ФИО2.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в течение 14 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 и в течение одного месяца сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья (подпись) Р.В. Рыбаков

В окончательной форме решение изготовлено 7 сентября 2018 года.