ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2449/20 от 29.06.2020 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-2449/2020

25RS0029-01-2020-003813-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уссурийск 29 июня 2020 г.

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, при секретаре Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке XXXX от ДД.ММ.ГГ незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованием о признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке XXXX от ДД.ММ.ГГ незаконным, указав на то, что он обратился в Управление градостроительства администрации УГО с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. На что получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГ Считаю данное уведомление незаконным и необоснованным, поскольку он приобрел земельный участок ДД.ММ.ГГ по договору купли-продажи. Из истории данного земельного участка знает, что ранее он входил в состав садового товарищества «Отечество», бригада XXXX, участок XXXX. Приказом Управления градостроительства Администрации УГО XXXX от ДД.ММ.ГГ данному участку был присвоен адрес - Российская Федерация. XXXX, земельный участок XXXX. Судя по межевому плану границы земельного участка были уточнены в государственном кадастре недвижимости после ДД.ММ.ГГ Но участок значится ранее учтенным с ДД.ММ.ГГ В ЕГРН есть дата присвоения кадастрового номера земельного участка. Согласно градостроительного плана земельного участка земельный участок истца расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). В поданном истцом уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС все необходимые сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС, в целях строительства, в том числе об отступах от границ земельного участка были казаны, был представлен необходимый пакет документов. Проект планировки от 27 января 2017 г. № 210 «Об утверждении документации до планировке (проект планировки и просил межевания) территории в г. Уссурийске в районе XXXX». Таким образом проект планировки утвержден без учета имеющихся сведений о землях, находящихся в пользовании членов сдт «Отечество». Градостроительный план был истцом получен ДД.ММ.ГГ Из него он узнал, что на приобретенном им земельном участке вышеуказанным проектом межевания запланирована проезжая часть (дорога) и границы частей участка, в пределах которых разрешается строительство жилого дома минимальны, крайне неудобны. Проектом межевания территории были нарушены права предыдущего землепользователя, а затем истца, как следующего собственника. Считает, что при подготовке проекта межевания и планировки территории должны были учитываться и устанавливаться существующие границы земельных участков, которые имелись на местности в виде ограждений и межей. Вследствие того, что администрацией УТО не были установлены границы ранее учтенного участка XXXX, расположенного в садовом товариществе «Отечество», бригада XXXX, стало возможным допустить грубую ошибку в проекте планировки, фактически признав этот участок, находящийся в собственности у граждан с ДД.ММ.ГГ, территорией общего пользования. Администрация УГО судя по градостроительному плану, запланировала в этом месте проложение дороги, которая проходит почти по всему моему участку. Данным проектом планировки и проектом межевания территории нарушены права истца и законные интересы. Вследствие ошибки администрации он не может начать строительство жилого дома.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала, что ДД.ММ.ГГ истцом был приобретен в собственность по договору купли-продажи, заключенного между истцом и третьим лицом земельный участок с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м, расположенном по адресу: XXXX, земельный участок XXXX. (согласно выписке из ЕГРН дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГ, участок ранее учтенный, без определения границ. Согласно межевого плана, границы данного земельного участка уточнены ДД.ММ.ГГ и после этого данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с определением границ). ДД.ММ.ГГ истец направил уведомление о планируемых строительстве или реконструкции ИЖС или садового дома. ДД.ММ.ГГФИО1 было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении планируемых строительстве или реконструкции ИСЖ установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, так как испрашиваемый земельный участок входит в границы красных линий, установленных Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 27.01.2017 г №210 «Об утверждении документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории в г. Уссурийске по XXXX». Согласно Градостроительного кодекса утвержденный проект планировки - это нормативно-правовой акт местного значения, соответственно он приобретает статус закона для этой территории. Процедура по проведению публичных слушаний и принятия постановления об утверждении проекта планировки, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 5 статьи 46) была соблюдена. Согласно Градостроительного кодекса в составе проектов планировки территории разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются красные линии. Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований. В соответствии с вышесказанным отказ администрации Уссурийского городского округа является законным и обоснованным. Просит суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ является собственником земельного участка площадью XXXX кв.м. с кадастровым номером XXXX, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: XXXX, земельный участок XXXX, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, части жилых домов. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

ДД.ММ.ГГ г. ФИО1 направил в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,

ДД.ММ.ГГг. ФИО1 получил уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, так как испрашиваемый земельный участок входит в границы красных линий, установленных Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 27 января 2017г. №210 «Об утверждении документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории в г. Уссурийске по XXXX».

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Документом градостроительного зонирования в городе Уссурийске являются Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утвержденные решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года №104.

Так правилами землепользования и застройки жилой зоны Ж 1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) определены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 3 м.

Решение Думы Уссурийского городского округа от 25 декабря 2018 г. № 934-НПА «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования на территории Уссурийского городского округа», установлено, что жилые дома на территории индивидуальной и блокированной застройки городских и сельских населенных пунктов рекомендуется размещать с отступом: от красной линии улиц - не менее чем на 5 м.

Как следует из представленного административным истцом уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, минимальные отступы от границ земельного участка составляют 6 м, 5,03 м., 57,55 м., 16,57 м., что соответствует пределам места допустимого размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Постановлением главы Уссурийского городского округа от 27 января 2017 г. №210 утвержден проект планировки «Об утверждении документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории в г. Уссурийске по XXXX».

Как следует из проекта планировки, по земельному участку, принадлежащему административному истцу, проходят красные линии, в связи с планированием создать дороги общего пользования.

Как предусмотрено частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Пунктом 3 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Между тем, административным ответчиком при утверждении проекта планировки «Об утверждении документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории в г. Уссурийске по XXXX» не учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.

Как следует из кадастрового паспорта, земельный участок с кадастровым номером XXXX, собственником которого является ФИО1, относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: индивидуальные жилые дома, части жилых домов. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

При этом, исходя из содержания кадастрового паспорта земельного участка, в нем отсутствуют какие-либо сведения о наличии в границах земельного участка красных линий, определяющих границы территорий общего пользования.

Доводы органа местного самоуправления о несоответствии построенного на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи тем, что в соответствии с Постановлением главы Уссурийского городского округа от 27 января 2017 г. №210 утвержден проект планировки «Об утверждении документации по планировке (проект планировки и проект межевания) территории в г. Уссурийске по XXXX», что по земельному участку административного истца проходят красные линии, в связи с планированием создать дороги общего пользования, не могут быть приняты во внимание, учитывая, что при утверждении проекта межевания не был учтен существующий порядок землепользования, в результате чего часть земельного участка, находящегося в собственности административного истца, оказалась включенной в территорию общего пользования.

Относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на территории красных линий, суд исходит из того, что согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного Кодекса Российской Федерации красные линии включаются в состав проекта планировки территории ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Однако в рассматриваемом случае установлено и не оспаривается, что спорный земельный участок либо его часть не является территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, каких либо объектов общего пользования на нем не имеется. Спорный земельный участок находится исключительно в пользовании и в собственности административного истца.

При возникновении необходимости в использовании земельного участка для общественных нужд уполномоченными органами может быть принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером XXXX ограничения (обременения) отсутствуют, решения о резервировании под муниципальные и государственные нужды, развитии застроенных территорий не принимались.

Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, не допускающих размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, собственником которого является административный истец, в связи с чем у административного ответчика не имелось оснований для направления оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство, учитывая, что это нарушает права административного истца, связанные с использованием земельного участка по назначению, в том числе с соблюдением разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке XXXX от ДД.ММ.ГГ

Возложить на Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа повторно рассмотреть заявление ФИО1 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 г.

Судья Н.В. Онищук