ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-244/2016 от 16.03.2016 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-244/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улеты 16 марта 2016 года

Улетовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Моисеевой В.Э.,

с участием представителя административного истца на основании доверенности ФИО4,

при секретаре Павловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФГКУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» МО РФ об оспаривании представления и.о. начальника ОМВД России по ЗАТО п. Горный от 25. 01. 2016г. о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ обратилось в суд с указанными требованиями, ссылаясь на следующее: ДД.ММ.ГГГГг. в адрес ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России поступило представление и.о. начальника ОМВД России по ЗАТО п. Горный подполковника полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. Данным представлением на административного истца возложена обязанность - в связи с образованием в зимний период ледового покрытия на дорогах и тротуарах в п. Горный, предпринять все необходимые меры к устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах. Считает, что указанная обязанность на административного истца возложена незаконно. Просит признать незаконным и отменить представление и.о. начальника ОМВД России по ЗАТ оп. Горный № 357 от 25. 01. 2016г. о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах.

В судебном заседании представитель административного истца ФГКУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» МО РФ на основании доверенности ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ ведет учет имущества. Принадлежащего Министерству обороны РФ, а проведение уборки дорог относится к компетенции органов местного самоуправления. В представлении о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или других нарушений закона, а равно об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должны быть указаны причины совершения правонарушений и условия, способствовавшие их совершению, обоснованные выводы по способам устранения выявленных нарушений, а также мотивированное указание на лиц, по вине которых стало возможным совершение преступления, или других нарушений закона. В обжалуемом представлении не указано, в рамках какого уголовного дела либо рассматриваемого дела об административном правонарушении внесено представление. Не мотивировано на каком основании, в соответствии с какой правовой нормой, данное представление внесено в адрес начальника ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Просит признать незаконным и отменить представление и.о. начальника ОМВД России по ЗАТ оп. Горный № 357 от 25. 01. 2016г. о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах.

Представитель административного ответчика ОМВД России по ЗАТО п. Горный, извещенный надлежащим образом о дне слушания дела в судебное заседание не прибыл, причину неявки суду не сообщил.

В силу ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Суд, изучив представленные доказательства, оценивая их в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, считает, что административные исковые требования заявлены обосновано, на законных требованиях, доказаны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Приходя к подобному выводу, суд исходит из следующего:

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.

В силу ст. 158 УПК РФ установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Согласно ст. 29. 3 КоАП РФ должностное лицо полиции, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение все также одного месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 9 ст. 6, ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу п. п. 3.6.1, 3.6.6, 3.6.8 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (утв. Постановлением Госстроя России 27.09.2003 № 170) -уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда, тротуары должны убирать специализированными службами. Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам. Уборка придомовых территорий должна проводится в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем придомовые территории.

Судом установлено, что Представлением и.о. начальника ОМВД России по ЗАТО п. Горный от 25. 01. 2016г. предложено предпринять все необходимые меры к устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах. В случае невыполнения требований, с соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ Сибирское ТУИО МО РФ будет привлечено к административной ответственности. (л.д. 7).

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального управления по Читинской области № 1407 от 18. 12. 2006г., было прекращено право оперативного управления 36 Квартирно-эксплуатационной части на относящееся к федеральной собственности имущество и передано в муниципальную собственность Городского округа ЗАТО п. Горный.

Согласно акта приема-передачи имущества от 16 января 2007г., Городской округ ЗАТО п. Горный принял в свою собственность 49 домов, 3 детских сада 2 склада, инженерные сети газопровода. (л.д. 22-23).

Из п. 19 устава ФГКУ «Сибирского Территориального управления имущественных отношений» МО РФ, утвержденного Министром обороны 25. 05. 2012г. следует, что основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом вооруженных сил по решениям (зданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.

Для достижения целей, указанных в пункте 19 настоящего Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

проводит инвентаризацию имущества Вооруженных Сил;

формирует предложения по использованию имущества Вооруженных Сил;

ведет учет имущества Вооруженных Сил;

осуществляет в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за Учреждением, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом;

осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов и иных документов;

осуществляет действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества закреплённого собственником за Учреждением;

формирует документы для принятия Министром обороны Российской Федерации и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил;

проводит по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны и (или) руководителя Учреждения в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил;

составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, а также представляет их в Департамент имущественных отношений Министерства обороны;

осуществляет контроль за сроками устранения выявленных в ходе проверок нарушений;

содействует в проведении оценки имущества Вооруженных Сил;

выступает по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны организатором
конкурсов и аукционов;

разрабатывает и утверждает документацию о проведении конкурсов и аукционов по согласованию с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны и иными заинтересованными органами военного управления;

осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам;

проводит мероприятия по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Учреждения;

осуществляет в установленном порядке расквартирование войск (сил) и организацию учета казарменно-жилищного фонда;

организует использование, распределение и учет объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. (л.д. 12-20).

Таким образом, исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказана обязанность ответчика по принятию мер по устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах, кроме ТОО, административный истец не представил суду доказательства своих полномочий по вынесению вышеназванного представления.

Поскольку из смысла ст. 13 Федерального закона «О полиции» следует, что основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, могут служить установленные по делу (материалу) факты нарушения закона, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений, неправильное поведение отдельных граждан на производстве, в быту или нарушение ими общественного долга.

Соответствующее регулирование содержится в процессуальных нормах. Как предусмотрено в ч. 2 ст. 158 УПК РФ установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Вынося оспариваемое представление, и.о. начальника ОМВД России по ЗАТО п. Горный в нарушение указанных норм Закона на указал, основания для внесения представления, а также не указаны причины совершения правонарушений и условия, способствовавшие их совершению, обоснованные выводы по способам устранения выявленных нарушений, а также мотивированное указание на лиц, по вине которых стало возможным совершение преступления, или других нарушений закона.

Учитывая изложенное, заявленные требования о признании незаконным представления и.о. начальника ОМВД России по ЗАТО п. Горный о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175- 180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФГКУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» МО РФ об оспаривании представления и.о. начальника ОМВД России по ЗАТО п. Горный № 357 от 25. 01. 2016г. о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих происшествию полученных травм гражданами при падении на скользких дорогах и тротуарах удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление и.о. начальника ОМВД России по ЗАТО п. Горный № 357 от 25 января 2016г..

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд.

Судья В.Э. Моисеева

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2016г.

судья В.Э. Моисеева