ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-244/2021 от 05.07.2021 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-244/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2021 года Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего судьи Арзумановой И.С.

при секретаре Кварацхелия Т.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Белоусова А. С. к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными действий (бездействий) органа местного самоуправления,

установил:

Белоусов А.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, в котором с учетом уточненных исковых требований просил признать действия (бездействие) администрации муниципального образования город Краснодар, в лице департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, по ущемлению прав, как собственника земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая территориальная зона, находящийся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г Краснодар, <адрес>,незаконными; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение путем принятия соответствующего решения и совершения необходимых юридически значимых действий по предоставлению взамен земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая территориальная зона, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г Краснодар, <адрес>, в собственность равноценного земельного участка в границах муниципального образования город Краснодар с кадастровым номером , земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Знаменский/пос. Зеленопольский, площадью 48,2411 Га, в границах координат.

Требования мотивированы тем, что Белоусов А.С. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая территориальная зона, находящийся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г Краснодар, <адрес>, что подтверждается записью в ЕГРН за от 12.05.2020. На земельном участке с кадастровым номером планируется размещение социальных объектов (школа, детский сад), освоение земельного участка с учетом его разрешенного использования не представляется возможным. В связи с изложенным 13.03.2020 (вх. № 2364 от 13.03.2020) истец обратился в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о мене земельного участка с кадастровым номером на иной земельный участок. Указанное обращение департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар оставлено без удовлетворения (письмо от 18.03.2020 № 5418/26), что явилось поводом для обращения в суд с административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца Галустян Л.О., действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые заявление поддержала, просила суд удовлетворить иск.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар, по доверенности, Богданцов Б.В., представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Казанцева Ю.Ю., административные исковые требований не признали, просили в иске отказать. Богданцов Б.В. пояснил, что равнозначность земельного участка не доказана, обращение в администрацию МО г. Краснодар являлось преждевременным.

Специалист отдела территориального планирования департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар по доверенности Куракеев В.С. в судебном заседании пояснил, что на земельном участке с кадастровым номером планируется размещение социальных объектов (школа, детский сад).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Белоусов А.С. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая территориальная зона, находящийся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, что подтверждается записью в ЕГРН за №-23/001/2020-9 от 12.05.2020.

В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне – зона застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей.

Согласно выкопировке из генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне – зона специализированной общественной застройки с размещением общеобразовательной организации и организации дополнительного образования.

В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне – Ж.2 – зона застройки многоэтажными жилыми домами.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.11.2012 N 10486 «Об утверждении проекта планировки территории в границах земельных участков, расположенных между улицами Ростовское Шоссе, Российской в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара», постановление администрации МО город Краснодар от 29.07.2014 N 5179 "Об утверждении корректировки проекта планировки территории в границах земельных участков, расположенных между улицами Ростовское Шоссе, Российской в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара", постановлением администрации МО город Краснодар от 30.12.2015 N 8941 «Об утверждении корректировки проекта планировки территории в границах земельных участков, расположенных между улицами Ростовское Шоссе, Российской в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара», утвержден проект планировки территории и в дальнейшем корректировка проекта планировки территории в границах земельных участков, расположенных между улицами Ростовское Шоссе, Российской в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.

В соответствии с указанным проектом планировки территории, территория земельного участка с кадастровым номером предназначена под зону застройки детского дошкольного учреждения и зону застройки школ.

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии) (статья 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером планируется размещение социальных объектов (школа, детский сад), освоение земельного участка с учетом его разрешенного использования не представляется возможным.

В связи с изложенным 13.03.2020 (вх. № 2364 от 13.03.2020) Белоусов А.С. обратился в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о мене земельного участка с кадастровым номером на иной земельный участок.

Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2020 № 5418/26 указанное обращение оставлено без удовлетворения.

Административный истец считает, что отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является незаконными, необоснованными и лишает его права на владение и пользование принадлежащим ему земельным участком, чем существенно нарушает права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования: о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий; об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

Суд приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, как собственника земельного участка, возможно путем предоставления административному истцу земельного участка взамен земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая территориальная зона, находящийся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>

В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город в соответствии с положением о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 № 4 п.19, является специальным функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар по распоряжению земельными участками.

В соответствии с заключением эксперта НЧЭУ «Межрегиональный Центр Независимой Экспертизы» №012 от 16.06.2021 рыночная стоимость обмениваемого земельного участка с кадастровым номером на дату проведения судебной экспертизы округленно оставляет 274 247 000 рублей;

Рыночная стоимость обмениваемого земельного участка с кадастровым номером на дату проведения судебной экспертизы округленно составляет 624 410 000 рублей;

Рыночная стоимость обмениваемого земельного участка с кадастровым номером , с учетом изменения их функциональной зоны согласно сведений генерального плана муниципального образования г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 №100 п.1, а также с учетом ограничений и обременений на момент проведения экспертизы округленно составляет 1 942 165 000 рублей;

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, <адрес>, площадью 48, 2411 Га, в границах представленных координат на момент проведения экспертизы округленно составляет 273 441 000 рублей.

На основании изложенного, а также учитывая то, что стоимость земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая территориальная зона, находящийся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г Краснодар, <адрес>, не менее стоимости земельного участка с кадастровым номером , земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, <адрес>, мена земельных участков не затронет права и законные интересы муниципального образования город Краснодар.

Согласно п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 9 указанной статьи установлено, что если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Белоусова А. С. к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворить.

Признать действия (бездействие) администрации муниципального образования город Краснодар, в лице департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, по ущемлению прав, как собственника земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая территориальная зона, находящийся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г Краснодар<адрес>, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предоставить Белоусову А. С. взамен земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> в собственность равноценный и/или равнозначный земельный участок площадью 482411 кв.м, сформированный из земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 176 656 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Карасунский округ р-н, г. Краснодар, в границах следующих точек координат:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Формирование земельного участка возложить на Белоусова А. С..

Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), в границах следующих точек координат:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением в измененных границах, на основании изготовленного Белоусовым А. С. межевого плана, без истребования дополнительных документов, для регистрации права собственности Белоусова А. С. на вновь образованный земельный участок в границах следующих координат:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

а также для прекращения права собственности Белоусова А. С. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Краснодар, ул<адрес>, и регистрации на него права муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течении одного месяца с даты его принятия судом в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено: 07.07.2021.

Судья: