РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2018 г. г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-2450/2018 по административному исковому заявлению ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по Республике Бурятия» к МТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия о признании отказа от принятия выморочного имущества в виде ценных вещей незаконным, обязании обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде ценных вещей,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по республике Бурятия» обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к МТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия, в котором просит признать отказ МГУ Росимущества в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия от принятия выморочного имущества в виде ценных вещей незаконным, обязать МТУ Росимущества в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде ценных вещей, а именно: кольцо ж/мет. - 1 шт., сережка ж/мет. - 1 шт., часы наручные б/браслета - 1 шт., часы наручные командирские с браслетом из ж/мет. - 1 шт., находящихся на балансе учреждения.
В обоснование административного искового заявления административным истцом указано, что обвиняемая Д.Е.ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также обвиняемый К.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р. содержавшиеся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия были освобождены из зала судебного заседания. На балансе учреждения осталось имущество указанных граждан в виде ценных вещей: Кольцо ж/мет. — 1 шт., сережка ж/мет. - 1 шт., принадлежащие Д.Е.ДД.ММ.ГГГГ г.р., - умерла а/з 1255 от 03.04.2012г.; часы наручные б/браслета - 1 шт., часы наручные командирские с браслетом из ж/мет. - 1 шт., принадлежащие К.В. 20.07,1970 г.р. - умер а/з 4680 от 22.12.2010г. Учреждением были направлены запросы ДД.ММ.ГГГГ за исх.: 4/68/17-85 и 4/68/13-84 в Отдел адресно-справочной службы УФМС России по <адрес> о месте нахождения гр. Д.Е.ДД.ММ.ГГГГ г.р., и гр. К.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно поступившему ответу Д.Е., а также К.В. сняты с регистрации по месту жительства в связи со смертью. Согласно ответа Нотариальной палаты Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№ сведений о наследственных делах к имуществу гр. К.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р. и гр. Д.Е.ДД.ММ.ГГГГ г.р. в Единой информационной системе не зарегистрированы. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несмотря на то, что в настоящее время такой закон на территории Российской Федерации не принят, тем не менее, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен. В настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Однако в своем ответе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области. Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - МТУ Росимущества в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия) от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщает, что материалы по вопросу принятия выморочного имущества в виде ценных вещей Д.Е. и К.В. были перенаправлены в МРИ ФНС № 2 по Республике Бурятия, ссылаясь на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, и Инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». МРИ ФНС № по Республике Бурятия в свою очередь письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщает, что действия по принятию выморочного имущества должно осуществлять МТУ Росимущество в Иркутской области, Забайкальком крае и Республике Бурятия. Согласно п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, тогда как действующее Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, не наделяет налоговые органы правами или обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество. Кроме того, из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом. Поскольку до настоящего времени предусмотренный п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации закон не принят, вопросы, указанные в этом пункте, регулируются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683. и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». С учетом изложенного, принятие в установленном порядке выморочного имущества возложено именно на Росимущество в лице его территориальных органов, в связи чем, отказ от МТУ Росимущества в Иркутской области. Забайкальском крае и Республике Бурятия считают незаконным. Данные действия (бездействия) ответчика создают препятствие в передаче ценных вещей в собственность Российской Федерации, и влечет незаконное возложение обязанности по хранению данных вещей, которые должны быть переданы в собственность Российской Федерации на учреждение.
Явившаяся в судебное заседание представитель административного истца ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по республике Бурятия» Игнатьева Е.В. не была допущена к участию в судебном заседании, поскольку не представила суду документ (подлинник либо надлежащим образом заверенную копию), подтверждающий наличие высшего юридического образования.
Административный ответчик МТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Явка сторон в судебное заседание не является обязательной.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, том числе полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из доводов административного иска следует, что обвиняемая Д.Е.ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также обвиняемый К.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р. содержавшиеся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия (далее - учреждение) были освобождены из зала судебного заседания.
На балансе учреждения осталось имущество указанных граждан в виде ценных вещей: кольцо ж/мет. — 1 шт., сережка ж/мет. - 1 шт., принадлежащие Д.Е.ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая, согласно сведениям адресно-справочной работы УФМС России по Республике Бурятия от 11.01.2016г., умерла актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.; часы наручные б/браслета - 1 шт., часы наручные командирские с браслетом из ж/мет. - 1 шт., принадлежащие К.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р., который, согласно сведениям адресно-справочной работы УФМС России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ., умер актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям Нотариальной палаты Республики Бурятия от 24.04.2018г. в Единой информационной системе нотариата Российской Федерации сведений о наследственных делах к имуществу гр. Д.Е., гр. К.В. не зарегистрированы.
ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по республике Бурятия» обращалось в МТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия с заявлением о необходимости принятия имущества умерших гр. Д.Е., гр. К.В.
Согласно ответу МТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия от 29.01.2018г. №, полномочия по принятию выморочного имущества осуществляет налоговый орган, в связи с чем, обращение административного истца было перенаправлено в Межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Бурятия для проведения мероприятий по принятию выморочного имущества в виде ценных вещей умерших гр. Д.Е., гр. К.В.
Из ответа Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Бурятия от 19.04.2017г. следует, что Федеральной налоговой службой по данному вопросу даны разъяснения, согласно которым на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Аналогичная позиция изложена в пунктах 5 и 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». В соответствии с пунктом 23 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты протоколом от 27- 28.02.2007 № 02/07, свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается только представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования. Выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций уполномочено принимать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Учитывая изложенное, у налоговых органов отсутствуют полномочия по обращению за получением свидетельства о праве на наследство, в порядке установленном ГК РФ. На основании изложенного с учетом письменных разъяснений Федеральной налоговой службы, все документы, касающиеся выморочного имущества умерших граждан - К.В., Д.Е., направлены в Росимущество Республики Бурятия для дальнейшего осуществления мер по принятию выморочного имущества в виде ценных вещей в собственность государства.
Согласно п.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилого помещения, земельного участка, а также расположенных на нем зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п.2 ст.1151 ГК РФ).
Исходя из положений п.1 ст.1162 ГК РФ выдача Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику, то есть по заявлению наследника.
Согласно п.71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 5.35 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
При этом, действующее в настоящее время Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, не наделяет налоговые органы правами или обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
В п.п. 5, 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432).
Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством именно Росимущество в лице территориальных органов принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговые органы в соответствии с нормами действующего законодательства не наделены полномочиями по принятию и управлению выморочным имуществом, а полномочиями собственника в отношении такого имущества, являющегося федеральным имуществом в силу прямого указания закона, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), в связи с чем, не совершение ответчиком действий по принятию выморочного имущества нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации, а также затрагивает права и законные интересы административного истца на балансе которого в течение длительного времени находятся ценные вещи умерших Д.Е., К.В., подлежащие передаче в собственность Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ не основан на нормах права, и нарушает права административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по хранению выморочного имущества.
Поскольку судом установлена незаконность принятого отказа, с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в целях устранения нарушения прав, свобод и законным интересов административного истца, на административного ответчика МТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по Республике Бурятия» обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде ценных вещей, а именно: кольцо ж/мет. - 1 шт., сережка ж/мет. - 1 шт., часы наручные б/браслета - 1 шт., часы наручные командирские с браслетом из ж/мет. - 1 шт., находящихся на балансе учреждения.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С учетом того, что обжалуемый отказ от 29.01.2018г. № 09-38/1710 получен административным истцом 28.02.2018г., о чем свидетельствует штамп ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по Республике Бурятия» за вх. № 396, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 28.05.2018г. посредством почты, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по Республике Бурятия» к МТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия удовлетворить.
Признать отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от принятия выморочного имущества в виде ценных вещей незаконным.
Обязать Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде ценных вещей, а именно: кольцо ж/мет. - 1 шт., сережка ж/мет. - 1 шт., часы наручные б/браслета - 1 шт., часы наручные командирские с браслетом из ж/мет. - 1 шт., находящихся на балансе ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по Республике Бурятия».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 28.06.2018г. Н.Н. Исакова