ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2452/2017 от 03.04.2017 Красногорского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кавериной О.В.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решения ФИО10

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 С.В.. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ФИО11. В обоснование заявленных требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО7ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 Марии ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 Натальи ДД.ММ.ГГГГ года рождения и совершеннолетнего ФИО12ДД.ММ.ГГГГ года рождения, учащегося на очной форме обучения. Все дети проживают с истицей по адресу: <адрес>.

Согласно п.4. ст.21 Закона МО «О мерах социальной поддержки семьи и детей в МО» меры социальной поддержки многодетным семьям, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливаеися Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016г. , ДД.ММ.ГГГГФИО2 С.В. обратилась с заявлением о выдаче удостоверения «многодетной матери» с приложением всех необходимых документов.

В квартире с истицей по адресу: <адрес> зарегистрированы ее дочери ФИО13ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также учащийся на очной форме обучения сын ФИО15ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО2 2004 г.р. зарегистрирована по адресу регистрации отца: <адрес>.

ФИО7ФИО3 и Мария обучаются в МБОУ Лицей , по адресу: <адрес>. ФИО16 обучается в Красногорском филиале «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» по адресу: <адрес>. Все дети получают медицинскую помощь в Красногорской городской больнице .

Однако ФИО17 было отказано в выдаче удостоверения, так как муж истице и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства в Москве.

Просит признать решение Красногорского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе ФИО1 в выдаче удостоверения «Многодетной семьи» незаконным. Обязать ответчика выдать соответствующее удостоверение.

Представитель административного истца в судебном заседании требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате слушания дела надлежащим образом извещен.

Выслушав представителя истца,

Согласно ст.ст. 254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (ч.3 ст.62 КАС РФ).

В силу ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 21 Закона МО «О мерах социальной поддержки семьи детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной матери (отца), порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области.

В силу ст.2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей. К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных учреждениях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Согласно п.4. ст.21 Закона МО «О мерах социальной поддержки семьи и детей в МО» меры социальной поддержки многодетным семьям, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливаеися Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. « об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца» удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

Из материалов дела следует, что в квартире по адресу: <адрес> зарегистрирована ФИО18, ее ФИО2ФИО19ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО20ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын ФИО21ДД.ММ.ГГГГ г.р., о чем свидетельствует выписка из домовой книги ООО «ФИО22». Муж истицы ФИО5 и их дочь ФИО23 были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, по адресу регистрации мужа истца по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7ФИО3 и ФИО24 обучаются в МБОЮ Лицей №4 по адресу: <адрес>. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО25 обучается в Красногорском филиале «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» по адресу: <адрес>.

Согласно медицинским амбулаторным картам ФИО7ФИО3, ФИО26 и ФИО27 получают медицинскую помощь в Красногорской городской больнице .
В соответствии с ст.3 указанного ФЗ Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренныхКонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что несовершеннолетние дети ФИО7ФИО3, ФИО28 и ФИО29, а также ФИО30 проживают с матерью в городе Красногорске.

На основании п<данные изъяты> Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. удостоверение не выдается в случае: предоставления не всех необходимых документов, отсутствия у семьи статуса многодетной.

Однако на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче удостоверения «многодетной матери», Министерством социального развития <адрес> было отказано в выдаче удостоверения, так как муж истице и ФИО2 зарегистрированы в Москве (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, что истцом все необходимые документы, в соответствии с п.3 порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца были представлены в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения. Кроме того, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. п.<данные изъяты> меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленнымКонституциейРоссийской Федерации, указанные впункте 2настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан …имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей)…

Закон Московской области №1/2006-ОЗ “О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций фактически был принят в целях реализации Указа Президента РФ №431 от 05.05.1992г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Таким образом, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации Указа Президента РФ №431 от 05.05.1992г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Согласно ст. 20 ГК РФ Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В силу ст. 2 ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения», место жительствапризнается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Суд приходит к выводу, что Красногорским управлением социальной защиты населения не принято во внимание, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления места жительства на основе других доказательств. Таким образом, требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования- удовлетворить.

Признать незаконным решение Красногорского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе ФИО1 в выдаче «Удостоверения многодетной семьи».

Обязать Красногорского управления социальной защиты населения выдать ФИО1 «Удостоверение многодетной семьи».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Каверина О.В.