ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2454 от 27.08.2020 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

производство №2а-2454 / 2020

УИД 67RS0003-01-2020-003717-79

Решение

по административному делу

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,

при секретаре Хлудневе П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фатина Василия Дмитриевича к администрации г. Смоленска об оспаривании предписания об устранении нарушения земельного законодательства,

установил:

Фатин В.Д. обратился в суд с административным иском к администрации г. Смоленска об оспаривании предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 17.06.2020 № 73, ссылаясь на то, что указанным предписанием на истца возложена обязанность устранить нарушение земельного законодательства в срок до 22.10.2020. При этом, в ходе проведенной в отношении истца проверки было установлено, что истцом используется принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031329:28, площадью 1142 кв.м, расположенный по адресу: г. Смоленск, СТ «Тихвинка» не в соответствии с видом его разрешенного использования – «под хозяйственной площадкой», поскольку на части данного земельного участка площадью 123,82 кв.м истцом размещены торговые объекты, разрешение на реконструкцию (строительство) которых истцу не выдавалось, так же, как и разрешение на использование земельного участка под торговую деятельность. С выданным предписанием истец не согласен. Действующим законодательством не предусмотрена регламентация использования земельного участка с видом разрешенного использования под «хозяйственной постройкой», поэтому отсутствует прямой запрет на размещение на нем того или иного движимого имущества. Обращает внимание суда, что все объекты, относительно которых муниципальный орган указывает объектами недвижимости, таковыми не являются, поскольку не имеют конструктивной связи с землей, по сути, представляют собой временные постройки. Кроме того, не все из перечисленных в акте проверки объектов, расположены в границах земельного участка, принадлежащего истцу – площадка, выполненная из дерева, на корой размещена реклама продукции, которую можно купить в расположенных на участке объектах торговли, площадью 8,3 кв.м, поименованная в пункте 6 акта проверки, в границах участка истца не находится. В ходе проверки ответчиком использовался светодальномер Disto classiс, который является лазерной рулеткой, используемой для измерения расстояний, а не для определения геодезических координат.

На основании изложенного просит признать незаконным и отменить предписание Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Смоленска об устранении нарушений земельного законодательства от 17.06.2020 № 73.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении доводам. Дополнительно указав, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку на основании данного предписания в настоящее время решается вопрос о привлечении истца к административной ответственности органом государственного земельного контроля.

Административный ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, правовой позиции по иску не представил, в связи с чем, на основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (пункт 11 статьи 226 КАС РФ).

Таким образом, исходя из положений ст.ст. 226, 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, является несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя, в числе которых создание препятствий к осуществлению им его прав и свобод или незаконное возложение на него какой-либо обязанности.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В судебном заседании установлено, что муниципальными органами земельного контроля проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка площадью 1142 кв.м, с кадастровым номером 67:27:0031329:28, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования – под хозяйственной площадкой, принадлежащего на праве собственности Фатину В.Д.

В ходе проверки было установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031329:28 расположено 6 строений, в которых размерены объекты торговли, занимающие часть земельного участка общей площадью 123,82 кв.м, что свидетельствует об использовании Фатиным В.Д. части принадлежащего ему земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и нарушения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем составлен акт проверки использования земель гражданами от 17.06.2020 (л.д.8-9), а также выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 17.06.2020 , в срок до 22.10.2020.

Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Оценивая доводы административного иска, суд исходит из следующего.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).

Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).

Так, в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 4 Закона Смоленской области от 08.07.2015 N 102-з (ред. от 28.10.2016) "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Смоленской области" (принят Смоленской областной Думой 08.07.2015), муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, областного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, областным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность (далее - проверки).

Проверки в отношении граждан осуществляются в виде внеплановых документарных или выездных проверок. Порядок проведения проверки устанавливается муниципальным правовым актом.

Постановлением Администрации города Смоленска от 15.08.2016 N 1967-адм (ред. от 19.03.2019) «Об утверждении Административного регламента Администрации города Смоленска осуществления муниципального земельного контроля на территории города Смоленска».

Согласно п. 1.1 указанного Административного регламента от 15.08.2016 N 1967-адм, муниципальный земельный контроль на территории города Смоленска осуществляется в форме проверок, предметом которых является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Смоленской области в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Смоленской области предусмотрена административная и иная ответственность.

Органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории города Смоленска, является Администрация города Смоленска. Обеспечение функции Администрации города Смоленска по осуществлению муниципального земельного контроля на территории города Смоленска осуществляется управлением имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации города Смоленска (далее - Управление) (пункт 1.2.1 Административного регламента от 15.08.2016 N 1967-адм).

При этом, в соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Положения об управлении имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации города Смоленска, утв. Распоряжением Главы города Смоленска от 04.04.2017 N 79-р, управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации города Смоленска (далее - Управление) является структурным подразделением Администрации города Смоленска. Управление не является юридическим лицом.

Проведение проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города Смоленска осуществляется должностными лицами Управления, уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля, - муниципальными земельными инспекторами. Заместитель начальника Управления - начальник отдела земельных отношений Управления является главным муниципальным земельным инспектором города Смоленска (далее - главный муниципальный земельный инспектор) (пункт 1.4.1 Административного регламента от 15.08.2016 N 1967-адм).

В силу пункта 1.4.3 Административного регламента, муниципальные земельные инспекторы при организации и осуществлении муниципального земельного контроля вправе: осуществлять обследования земельных участков на территории города Смоленска на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения земельного законодательства; составлять по результатам проверок акты проверки установленной формы, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Согласно п. 1.6 Административного регламента, при наличии нарушения земельного законодательства выдается предписание об устранении нарушения земельного законодательства и контролируется его исполнение, материалы проверки направляются в территориальный орган государственного земельного надзора для принятия решения о привлечении нарушителя к административной ответственности.

В соответствии с п. 3.6.1 Административного регламента, результаты внеплановых проверок в отношении физических лиц оформляются актом проверки использования земель, форма которого утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 29.07.2016 N 1773-адм "Об утверждении формы приказа о проведении проверки использования земель гражданами и формы акта проверки использования земель гражданами".

В случае обнаружения при проведении проверки достаточных данных, указывающих на наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Смоленской области, за которые законодательством Российской Федерации, законодательством Смоленской области предусмотрена административная и иная ответственность, копия акта проверки и полученные в ходе проверки материалы с приложением документов, подтверждающих права на земельные участки (при их наличии), с сопроводительной запиской и иными документами, подтверждающими наличие нарушений, в течение 3 рабочих дней после проведения проверки направляются Управлением в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора для рассмотрения и принятия решения о привлечении проверяемого лица к административной ответственности (пункт 3.6.3).

Результатом исполнения административной процедуры являются оформление акта проверки и в случае выявления нарушения земельного законодательства вынесение предписания об устранении нарушения земельного законодательства, подготовка материалов для направления в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора (пункт 3.6.3).

Таким образом, федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, а равно действующие в настоящее время нормы актов органов местного самоуправления предусматривают осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан и не исключают возможность выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.

Вместе с тем в силу закона в отличие от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах Омского городского округа объектов земельных отношений, не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности, а равно и выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания.

Сама по себе выдача оспариваемого предписания должностными лицами администрации города Смоленска в лице Управления имущественных, земельных и жилищных отношений, то есть органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, никаких негативных последствий для заявителя не порождает, поскольку данный акт фактически не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей заявителя, не определяет их меру ответственности. Такое предписание носит исключительно предупредительный характер и имеет целью информирование лица, в отношении которого оно вынесено, о возможных неблагоприятных последствиях в случае неустранения нарушений земельного законодательства в добровольном порядке.

Таким образом, поскольку предписание администрации города Смоленска от 17 июня 2020 года N 73, изданное должностным лицом в пределах компетенции и в соответствии с требованиями земельного законодательства, в то же время, не является обязательным для исполнения, а потому не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца Фатина Д.В.

Доводы о несогласии с содержанием выданного предписания подлежат оценке органом государственного земельного контроля в рамках конкретного дела об административном правонарушении в области земельного законодательства.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 177, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Фатина Василия Дмитриевича к администрации г. Смоленска об оспаривании предписания об устранении нарушения земельного законодательства, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Н.А.Ландаренкова