ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2454/2023 от 14.07.2023 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2а-2454/2023

70RS0004-01-2023-002666-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2023 года г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Несмеловой С.С.,

с участием:

представителя административного истца заместителя Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Тимошенко И.А.,

представителя административного ответчика администрации г. Томска Марниковой К.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица Вторушиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия администрации г. Томска в части неисполнения обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка», возложении обязанности подготовить и направить в Думу г. Томска необходимые материалы,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка»; возложении обязанности подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка», сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории, об описании ее границ; проект положения о особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка».

В обоснование административного иска указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Установлено, что на территории города Томска расположена особо охраняемая природная территория местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» на площади 0,21 га, образованная в соответствии с решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Томске». Указанная особо охраняемая природная территория включена в Список особо охраняемых природных территорий города Томска в соответствии с пунктом 50 приложения к решению Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502. Таким образом, в настоящее время «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» является особо охраняемой природной территорией. Несмотря на продолжительное время, прошедшее с момента принятия решения о создании особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка», указанная территория в настоящее время не утратила особого природоохранного и рекреационного значения. Действующим федеральным и местным законодательством установлена процедура принятия положения об особо охраняемой природной территории и установления её границ. Организация и определение особо охраняемых природных территорий осуществляются администрацией Города Томска в пределах ее полномочий. Решения об образовании особо охраняемых природных территорий, утверждении границ, положения об особо охраняемой природной территории принимаются Думой Города Томска по представлению администрации Города Томска. Для принятия решения о создании, изменении, упразднении особо охраняемой природной территории администрация Города Томска направляет в Думу Города Томска: документы, обосновывающие необходимость создания, изменения, упразднения особо охраняемой природной территории; согласование с исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»; характеристику территории (графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, общая характеристика ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира); проект Положения об особо охраняемой природной территории, в случае принятия решения о создании, изменении особо охраняемой природной территории. По результатам рассмотрения представленных администрацией Города Томска документов решением Думы Города Томска утверждаются: образование особо охраняемой природной территории; графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; Положение об особо охраняемой природной территории. Помимо изложенного, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях, в том числе описание местоположения границ таких зон и территорий, подлежат внесению в реестр границ. В случае принятия решения об установлении границ особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении границ особо охраняемой природной территории с целью внесения этих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (реестр границ). Проверкой установлено, что в нарушение требований федерального и местного законодательства границы особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» не установлены. Согласно письму заместителя мэра г. Томска по архитектуре и строительству администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ на сегодняшний день из списка ООПТ, утвержденного решение Думы г. Томска от 29.05.2007 № 502, не утверждены границы и положения, в том числе территории «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка». Проведение обследования ООПТ, анализ и оценка состояния территории, подготовка предложений по дальнейшему развитию ООПТ запланированы на 2023-2025 годы в ходе выполнения комплексных работ в рамках разработки нового генерального плана муниципального образования. Материалы, являющиеся основанием для установления границ особо охраняемой природной территории, администрацией Города Томска не подготовлены в соответствии с пунктом 4.3 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск», утверждённого решением Думы Города Томска от 29.04.2008 № 874 в Думу Города Томска не направлены. В связи с этим до настоящего времени схема особо охраняемой природной территории и положение об особо охраняемой природной территории Думой Города Томска не утверждены. Ненадлежащее обеспечение режима охраны ООПТ «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка», обусловленное отсутствием ее границ препятствует сохранению уникального, ценного природного комплекса и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на владение информацией об особенностях и условиях нахождения, пользования землей на ООПТ местного значения.

Определением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Дума г. Томска.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Вторушина М.В. и межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.

В судебном заседании заместитель Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Тимошенко И.А. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска Марникова К.Е. возражала против удовлетворения требований административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Суть возражений административного ответчика сводится к тому, что в административном исковом заявлении прокурором не заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанности по выполнению конкретных действий в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Фактически требования прокурора сводятся к целесообразности действий по созданию особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ). В соответствии с ответом департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ по имеющимся в департаменте архитектуры и градостроительства администрации Города Томска сведениям в 2008 г. на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры и строительства администрации г.Томска и ООО «ТОМЗЕМГЕО», а также в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по корректировке границ земель особо охраняемых природных территорий в целях постановки на кадастровый учет, подрядной организацией проводились следующие работы:

- инвентаризация особо охраняемых природных территорий в городе Томске согласно утвержденному списку (Решение Думы города Томска от 29.05.2007 № 502) с целью выявления произошедших изменений (сбор и анализ правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов);

- определение площадей земельных участков;

- согласование с комитетом природных ресурсов по Томской области и управлением окружающей среды администрации города Томска;

- составление описаний;

- получение кадастрового плана в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области.

Вышеуказанные работы проводились относительно всех территорий ООПТ, указанных в решение Думы города Томска от 29.05.2007 № 502. Таким образом, администрацией Города Томска была надлежащим образом организована работа по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, бездействие администрации Города Tомска отсутствует.

Согласно ответа департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ ООПТ «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» частично располагается на землях, находящихся в собственности Российской Федерации с видом разрешенного использования «полоса отвода железной дороги» (земельные участки с кадастровыми номерами и входят в единое землепользование с кадастровым номером ). Данную территорию в рамках проведенного анализа, предлагалось отнести к территории существующей полосы отвода железной дороги. Законодательством установлен прямой запрет на образование ООПТ местного значения на землях, находящихся в федеральной собственности.

Заинтересованное лицо Вторушина М.В. в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором представитель Фомичева Ю.А. полагала требования административного иска не подлежащими удовлетворению. Решением Думы города Томска от 29.05.2007 №502 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Томске» утвержден перечень территорий, которые могут иметь особое природоохранное значение. Данное решение носит декларативный характер и выражает мнение Думы Города Томска о территории, в отношении которой администрации Города Томска рекомендовано, руководствуясь перечнем, скорректировать проект генерального плана муниципального образования «Город Томск» (пункт 2 решения), и не устанавливает статус особо охраняемых природных территорий. В границах населенных пунктов целесообразно территории, имеющие особое природоохранное значение, выделять в ООТ, а не ООПТ.

Заинтересованное лицо Дума Города Томска, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила. В материалы дела представлен письменный отзыв, доводы которого сводятся к следующему. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Решение Думы города Томска от 29.04.2008 № 874 «Об утверждении Положения «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск», было принято после принятия Решения Думой г. Томска от 29.05.2007. «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» была изначально включена в список особо охраняемых территорий города Томск с 29.05.2007 (пункт 50 списка). В случае удовлетворении заявленных административных истцом требований соответствующие проект решения Думы г. Томска с приложением предусмотренных Порядком и иными муниципальными правовыми актами документов будет рассмотрен в установленном порядке Думой г. Томска после его внесения в Думу г. Томска субъектом правотворческой инициативы.

Заинтересованное лицо Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в судебное заседание своего представителя не направил, в письменном отзыве на иск поддержал требования административного иска.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц ДАиГ, Думы Города Томска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованное лицо Вторушину М.В., исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 52 от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Целью правового регулирования является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологическое воспитание населения (преамбула поименованного закона).

Частью 4 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования; решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях (части 8, 9 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 14, пунктом 2 части 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе создание и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действующей на дату принятия решения Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502) особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (часть 12 статьи 2).

Из положений статьи 94 Земельного кодекса Российской федерации следует, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 5 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых территориях в Томской области» (в редакции, действующей на дату принятия решения от Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502) для определения особо охраняемой природной территории местного значения органы местного самоуправления устанавливают перечень категорий особо охраняемых природных территорий местного значения, утверждают порядок их создания, охраны, содержания, использования и упразднения.

Согласно положениям пунктов 1.25, 1.31 статьи 8 Устава города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся: организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, при этом в силу требований пунктов 1.31, 1.40 статьи 40 Устава указанные вопросы отнесены к компетенции администрации Горда Томска.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 «Об особо охраняемых природных территориях в Городе Томске» утвержден перечень территорий, которые могут иметь особое природоохранное значение, в том числе, в пункте 50 приложения в качестве такой особо охраняемой природной территории подлежащей созданию указан «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка». Как следует, из преамбулы решения Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502, оно принято в целях сохранения и улучшения качества окружающей среды, обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. При этом пунктом 2 вышеуказанного решения рекомендовано администрации Города Томска скорректировать проект генерального плана муниципального образования «Город Томск» с учетом списка особо охраняемых природных территорий города Томска, утвержденного указанным решением.

Решением Думы Города Томска от 29.04.2008 № 874 «Об утверждении Положения «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск» утверждено Положение «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск» согласно которому на администрации Города Томска возложена обязанность в срок до 31.12.2008 представить в Думу Города Томска материалы и документы для утверждения особо охраняемых территорий местного значения муниципального образования «Город Томск» в соответствии со Списком особо охраняемых природных территорий города Томска, утвержденным решением Думы города Томска от 29.05.2007 № 502.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм права и решений представительного органа местного самоуправления суд приходит к выводу о том, что довод представителя административного ответчика о рекомендательном характере решения Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 является ошибочным, поскольку указанное решение возлагало на уполномоченный орган (в данном случае администрацию Города Томска) скорректировать проект Генерального плана, а с учетом положений решения № 784 от 29.04.2008 также подготовить документы для утверждения положений об особо охраняемых территориях местного значения в соответствии с установленным порядком.

Согласно решения Думы Города Томска № 784 от 29.04.2008 особо охраняемые природные территории местного значения муниципального образования «Город Томск - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними в границах муниципального образования «Город Томск», где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (пункт 1.2).

Организация и определение особо охраняемых природных территорий осуществляются администрацией Города Томска в пределах ее полномочий. Решения об образовании особо охраняемой природной территории, утверждении границ, положения об особо охраняемой природной территории принимаются Думой города Томска по представлению администрации города Томска (пункт 4.1, 4.4).

При этом, в силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны градостроительные регламенты не устанавливаются для земель, особо охраняемых природных территорий, поскольку согласно пункту 7 указанной статьи использование земель или земельных участков из состава земель расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Таким образом, именно положение об особо охраняемой природной территории определяет правой режим использования земель такой территории.

Как установлено при рассмотрении дела особо охраняемая природная территория местного значения как «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» до настоящего времени не создана и не отображена ни в каких документах территориального планирования.

В соответствии с заключением экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области по материалам комплексного экологического обследования территорий, находящихся в пределах Томска, для последующего придания им статуса особо охраняемых природных территорий местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» представляет собой выход на поверхность скальных пород мощностью 8м. Естественная растительность трансформирована хозяйственной деятельностью. Создание указанных в перечне особо охраняемых природных территорий будет способствовать сохранению историко-культурных качеств и упорядочиванию использования уникальных ландшафтов в черте г. Томска, позволит сбалансировать хозяйственно-градостроительную деятельность с возможностями природной среды города и свести к минимуму отрицательное влияние техногенной деятельности человека на природную среду.

Согласно письму администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ из списка ООПТ, утвержденного решением Думы г. Томска от 29.05.2007 № 502 на сегодняшний день не утверждены границы и Положение для 38 территорий, в том числе, «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка». Обследование территории ООПТ, выполнение анализа, оценка состояний таких территорий и подготовка предложений по их дальнейшему развитию, а также подготовка материалов по обоснованию, характеристики территорий, проекты Положений об ООПТ, которые будут направлены в Думу г. Томска, запланированы на 2023-2025 гг при проведении мероприятий по разработке нового Генерального плана муниципального образования «Город Томск».

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствует о длительном бездействии со стороны ответчика в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка».

Суду при рассмотрении дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на момент рассмотрения дела указанная обязанность ответчиком не исполнена, сохраняется необходимость утверждения положения об особо охраняемой природной территории местного значения.

Так, в соответствии с результатами обследования ООПТ «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» от ДД.ММ.ГГГГ проведенного НП ... экспертом кандидатом биологических наук Л. «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» является естественным выходом подземных вод (ключ) и скальные породы мощностью 8 м. Родник минеральный, выход выды подстилают скальные породы. Вода вытекает спокойно. Вода прозрачная, привкусов не имеет. Скала «Дюймовочка» имеет протяженность около 24 м и используется для спортивных целей. Территория ООПТ расположена в пойме реки Ушайка. В скале «Дюймовочка» закреплены специальное альпинистское снаряжение, что свидетельствует о регулярном зании спортом. Территория удобна для проведения экологических троп, экскурсионных, экообразовательных походов. Возможно включение объекта в качестве одного из пунктов в маршрут экотуризма. Наличие геологических обнажений является уникальным природным памятником. Для Томской области подобные объекты достаточно редки и представляют собой особую научную и рекреационную ценность.

Доводы административного истца и заинтересованного лица ДАиГ о том, что ООПТ «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» частично располагается на землях, находящихся в собственности Российской Федерации с видом разрешенного использования «полоса отвода железной дороги», законодательством установлен прямой запрет на образование ООПТ местного значения на землях, находящихся в федеральной собственности суд находит несостоятельными.

Согласно пункту 2.23 статьи 27 Устава Города Томска установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка использования и охраны указанной категории земель отнесено к компетенции Думы Города Томска. Согласно Положению «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением Думы г. Томска от 29.04.2008 № 874 решения об образовании особо охраняемой природной территории, утверждении границ, положения об особо охраняемой природной территории принимаются Думой города Томска по представлению администрации города Томска.

В настоящее время границы земельного участка ООПТ «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» не утверждены. То обстоятельство, что предварительно ООПТ «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка» частично располагается на землях, находящихся в собственности Российской Федерации с видом разрешенного использования «полоса отвода железной дороги» правового значения для рассмотрения настоящего административного иска не имеет.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

В соответствии с разъяснениям содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации). Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.

Решая вопрос о способе устранения нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц в результате бездействия административного ответчика суд учитывает, что в силу части 8 статьи 2 Федерального закона № 33 ФЗ от 14.03.1995 в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, положение об особо охраняемой природной территории должно содержать сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Такие требования утверждены приказом Росреестра от 26.07.2022 № П/0292.

Из требований положения «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением Думы г. Томска от 29.04.2008 № 874 для принятия решения о создании, изменении, упразднении особо охраняемой природной территории администрация города Томска направляет в Думу города Томска: документы, обосновывающие необходимость создания такой территории; характеристику территории (графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, общая характеристика ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира); проект Положения об особо охраняемой природной территории.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка»; согласование с исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»; сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории, общую характеристику ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира; сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; проект положения об особо охраняемой территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка».

Как указано в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

При определении срока в течение, которого ответчик должен исполнить возложенную обязанность судебная коллегия учитывает представленное письмо ОГБУ ... от ДД.ММ.ГГГГ, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что разумным сроком, в течение которого административный ответчик должен исполнить указанную обязанность является 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия администрации г. Томска в части неисполнения обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка», возложении обязанности подготовить и направить в Думу г. Томска необходимые материалы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Города Томска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка».

Возложить на администрацию Города Томска обязанность в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:

подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка»;

согласование с исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»;

сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории, общую характеристику ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира;

сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

проект положения об особо охраняемой территории местного значения «Родник минеральный в комплексе с геологическим обнажением «Скала Дюймовочка».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: И.А. Ткаченко

Мотивированный текст решения изготовлен 28.07.2023.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.