ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2456/2022 от 23.09.2022 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-2456/2022

УИД 05RS0012-01-2022-006270-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дербент 23 сентября 2022 года

Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Яралиева Т.М., при секретаре судебного заседания Касумовой Н.Г., с участием помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Аскольской Н.Д., представителя административного ответчика - ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о возложении обязанности обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа «город Дербент»,

у с т а н о в и л:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о возложении обязанности обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа«город Дербент».

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Дагестан. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Согласно статье 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. В соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы. Пунктом 5.4.3 Положения установлено, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных иподвижных пунктов наблюдений, определение ихместоположения. В соответствии с Уставом ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Северо- Кавказское УГМС») от 24.05.2018 № 201 учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе на территории Республики Дагестан. В силу пункта 3.2.2. Устава к числу основных видов деятельности ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» относится проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха, оценка происходящих в ней изменений, а также прогнозирование происходящих в ней опасных явлений. Согласно пункту 4 Положения об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477, государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды. Указанный пункт также гласит, что государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов. В соответствии с пунктами 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон. Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 100 тыс. жителей, 2-3 поста - 100-200 тыс. жителей, 3-5 постов - 200-500 тыс. жителей, 5-10 постов - более 500 тыс. жителей, 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей. В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5-5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения. Прокуратурой установлено, что на территории Республики Дагестан имеется 3 стационарных поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, расположенных в г. Махачкала. Вместе с тем, численность проживающего населения в г. Дербент, согласно официальным статистическим данным по состоянию на 01.01.2022 составляет 126606 человек, в связи с чем на территории муниципального образования необходимо функционирование не менее 2 постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Однако территория г. Дербента не оснащена постами наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Таким образом, ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» необходимо обеспечить оснащение сети наблюдений количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории муниципального образования «город Дербент», соответствующим требованиям ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест». По указанному факту Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой руководителю ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» 31.03.2022 внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени действенных мер, направленных на устранение нарушений, не принято, количество постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в г. Дербент не соответствует установленным требованиям. В соответствии с позицией ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС», исходя из выделяемых объемов бюджетных ассигнований Учреждению на 2022 - 2024гг., финансирование организации новых постов наблюдения на территории г. Дербент не предусмотрено. Общее руководство деятельностью ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС» осуществляет Росгидромет. Виды деятельности, осуществляемые ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС» в установленном порядке для реализации основной цели деятельности, определены в разделе 3 Устава, к числу которых относится осуществление материально-технического оснащения наблюдательной сети Учреждения приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами (п.3.2.14), осуществление общего организационно-технического руководства закрепленными станциями и постами (п. 3.2.13), организация текущего и капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, капитального строительства постов наблюдения за загрязнением атмосферы (п. 3.2.17). Сделки с участием Учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными законодательством Российской Федерации, осуществляются с одобрения Росгидромета, а совершение Учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным законодательством Российской Федерации, осуществляется с предварительного согласия Росгидромета (п. 4.5). Источниками финансового обеспечения Учреждения, согласно пункту 4.7.1 Устава, являются субсидии, предоставляемые Учреждению из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели. При этом Учреждение обязано обеспечивать выполнение установленного Росгидрометом государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) и предоставления отчета о его выполнении в установленные государственным заданием сроки, также обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него Росгидрометом субсидий из федерального бюджета (п. 5.3.1). В связи с этим обязанность по установлению и организации деятельности стационарных постов на основании приведенного правового регулирования возложена на Росгидромет и ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС». Указанные полномочия являются взаимно дополняемыми и не могут быть осуществлены ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС» самостоятельно. На основании изложенного, Росгидромет подлежит привлечению к делу в качестве соответчика. Отсутствие надлежащего количества наблюдательных постов негативно влияет на осуществление мониторинга окружающей среды, не позволяет своевременно выявить случаи загрязнения атмосферного воздуха, и, соответственно, принять меры к установлению причин такого загрязнению. Бездействие ответчика может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц (лиц постоянно или временно пребывающих на территории г. Дербент) на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, гарантированных ст. 42 Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ч. 2). Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. По этим основаниям просит суд административное исковое заявление удовлетворить,признать незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в не установлении на территории города Дербент стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест».Возложить на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность установить на территории города Дербент стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест».

В судебном заседании помощник Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Аскольская Н.Д. административные исковые требования поддержала и просит их удовлетворить по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика - ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по доверенности ФИО1 административные исковые требования не признал, ссылаясь на то, чтов соответствии со ст. 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. В соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 № 113-ФЗ организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 372 утверждено Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), согласно п. 1 которого Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за поведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. В соответствии с п. 5.4.3. данного Положения к полномочиям Росгидромета отнесено формирование. и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организация и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения. ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» является федеральным государственным бюджетным учреждением, и согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения согласно предусмотренным его учредительными документами основным видам деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. В соответствии с п. 1.4. Устава полномочия и функции учредителя ФГБУ «Северо- Кавказское УГМС» от имени Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» выполняет работы в пунктах государственной наблюдательной сети в объеме утвержденного Росгидрометом для ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» государственного задания. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на территории Республики Дагестан в городе Дербенте государственным заданием не предусмотрено и не финансируется федеральным бюджетом.Таким образом, ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» не обладает и не наделено полномочиями по установке на территории г. Дербент стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. По этим основаниям просит суд в удовлетворении административных исковых требований Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» отказать.

Представитель административного ответчика - Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по доверенности ФИО2 в своих письменных возражениях административные исковые требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора также не признала, ссылаясь на то, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, к числу которых относятся работы по обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети (п. 1 Перечня работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, утвержденного приказом Росгидромета от 13.07.2021 № 218(зарегистрирован Минюстом России 14.09.2021, регистрационный № 64986), финансируется за счет федерального бюджета. Росгидрометрегулярно направляет предложения в Минприроды России и Минфин России о выделении дополнительного финансирования,в том числе длявыполнения работ по модернизации и развитию государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха. Так, в 2019 году Росгидрометом были подготовлены и направлены в Минфин России (исх. № 140-05192/19от 17.08.2019 и № 140-05432/19от 25.07.2019) предложения по распределению необходимых для реализации работ по увеличению количества постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха для городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек, с учетом необходимости внедрения непрерывно действующих станций мониторинга и улучшения технического оснащения действующих постов Росгидромета объемов бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы в составе перечня несогласованных вопросов. По результатам рассмотрения Бюджетной комиссией в Минфине России предложения Росгидромета о выделении дополнительных объемов финансирования для выполнения работ по модернизации и развитию государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в городах свыше 100 тыс. человек не были поддержаны, о чем Минфин России проинформировал Росгидромет письмом от 16.12.2019 № 19-03-05/5/98454.Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № ВА-П11-14801 о выработке дополнительных мер по обеспечению должного функционирования и развития государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха (по результатам проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки) Росгидромет письмом от 24.11.2020 № 140-08970/20и направил в Минприроды России предложения о включении мероприятий по модернизации действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в разрабатываемый федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды». Однако данное предложение не было поддержано Минприроды России. При подготовке в 2021 году проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Росгидрометом в ЕИС «Электронный бюджет» в установленном порядке были направлены предложения по выделению финансирования на модернизацию и развитие государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в городах Российской Федерации. Представленные предложения не были поддержаны курирующим заместителем Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5. Таким образом, Федеральным законом от 06.12.2021№390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» финансовые средства на открытие и эксплуатацию стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в г. Дербенте не предусмотрены. Открытие новых постов потребует увеличение ежегодных расходов на его эксплуатацию. Так, в структуре затрат на содержание текущей инфраструктуры подведомственных учреждений Росгидромета, предусмотренное в федеральном бюджете, 80% составляет заработная плата. В этой связи необходимо отметить, что повышение минимального размера оплаты труда с 01.01.2022, не обеспеченное дополнительным финансированием, уже сформировало дефицит по указанной статье в объеме 474,0 млн. руб. В июне 2022г. Росгидрометом в очередной раз подготовлено обоснование бюджетных ассигнований на выделение дополнительных средств (направлено посредством внесения в ГИИС «Электронный бюджет»), в том числе на развитие государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха. Однако, по состоянию на 12.09.2022 информации о рассмотрении заявки в Росгидромет не поступало. Вместе с тем необходимо отметить, что решение вопроса открытия новых стационарных пунктов государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в г. Дербенте возможно только в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о выделении Росгидромету дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета на указанные цели с ежегодным финансированием эксплуатационных расходов на их содержание. Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Таким образом, Росгидрометом приняты все исчерпывающие меры,направленные на финансирование дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Дербента в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, для признания Росгидромета виновным в отсутствии предусмотренного законодательством Российской Федерации количества стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Дербента отсутствуют объективные основания и доказательства. В этой связи необходимо отметить позицию Судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции по аналогичному предмету иска (кассационное определение от 26.05.2022 по делу № 88А-11022/2022, УИД 16RS0046-01 -2018-007152-87), что суд не усмотрел из обстоятельств дела незаконного бездействия административных ответчиков и нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и отказал в удовлетворении аналогичных требований прокурора. Вместе с тем, обращаем внимание суда на то, что исходя из положений пп. 7 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Дополнительно отмечаем, что в соответствии с п. 4 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 (далее - Положение № 477), государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предусмотренное п. 158 требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524, количество необходимых для организации стационарных пунктов наблюдений в зависимости от численности населения относится к совокупности пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений за состоянием окружающей среды. В нарушение Положения № 477 органами исполнительной власти городского округа Дербент не организованы стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Дербента. Также отмечаем, что согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований осуществляются главным распорядителем бюджетных средств - Минфином России. По этим основаниям просит суд в удовлетворении административных исковых требований Дербентского межрайонного природоохранного прокурора отказать.

Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа «город Дербент» по доверенности ФИО3, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в своем письменном заявлении (ходатайстве) пояснил, что администрация городского округа «город Дербент» не является уполномоченным органом исполнительной власти по реализации мероприятий, указанных в административном иске, а потому разрешение вопроса по существу заявленных административных исковых требований оставляет на усмотрение суда. Просит суд рассмотреть дело без его участия.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и изучив доводы сторон, суд считает административное исковое заявление Дербентского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению.

Так, из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Дагестан Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено, что территория города Дербента не оснащена постами наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Материалами дела подтверждается, что на территории Республики Дагестан имеются 3 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, расположенных в городе Махачкала.

Вместе с тем, численность проживающего населения в городе Дербент, согласно официальным статистическим данным по состоянию на 01.01.2022, составляет 126 606 человек, в связи с чем на территории муниципального образования необходимо функционирование не менее 2 постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Изложенные установленные судом обстоятельства подтверждаются представленными и исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, они по существу не оспариваются и стороной административного ответчика.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

Согласно статье 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно статье 10 Федерального закона N 113-ФЗ от 19 июля 1998 года "О гидрометеорологической службе" участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.

Положениями статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что организация деятельности стационарных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляется в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом), прекращение деятельности пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением Росгидромета.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

Пунктом 5.4.3 Положения установлено, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных иподвижных пунктов наблюдений, определение ихместоположения.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Северо- Кавказское УГМС») от 24.05.2018 № 201 учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе на территории Республики Дагестан.

В силу пункта 3.2.2. Устава к числу основных видов деятельности ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» относится проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха, оценка происходящих в ней изменений, а также прогнозирование происходящих в ней опасных явлений.

Таким образом, ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» следовало обеспечить оснащение сети наблюдений количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории муниципального образования «город Дербент», соответствующим требованиям ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест».

С учетом изложенного Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой руководителю ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» 31.03.2022 внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако до настоящего времени действенных мер, направленных на устранение нарушений, не принято, необходимое количество постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в городе Дербент не установлено.

Из материалов дела также видно, что, исходя из выделяемых объемов бюджетных ассигнований ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС»на 2022 - 2024гг., финансирование организации новых постов наблюдения на территории города Дербент не предусмотрено. Общее руководство деятельностью ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС» осуществляет Росгидромет. Виды деятельности, осуществляемые ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС» в установленном порядке для реализации основной цели деятельности, определены в разделе 3 Устава, к числу которых относится осуществление материально-технического оснащения наблюдательной сети Учреждения приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами (п.3.2.14), осуществление общего организационно-технического руководства закрепленными станциями и постами (п. 3.2.13), организация текущего и капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, капитального строительства постов наблюдения за загрязнением атмосферы (п. 3.2.17). Сделки с участием Учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными законодательством Российской Федерации, осуществляются с одобрения Росгидромета, а совершение Учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным законодательством Российской Федерации, осуществляется с предварительного согласия Росгидромета (п. 4.5). Источниками финансового обеспечения Учреждения, согласно пункту 4.7.1 Устава, являются субсидии, предоставляемые Учреждению из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели. При этом Учреждение обязано обеспечивать выполнение установленного Росгидрометом государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) и предоставления отчета о его выполнении в установленные государственным заданием сроки, также обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него Росгидрометом субсидий из федерального бюджета (п. 5.3.1).

В связи с этим следует признать обоснованным доводы административного истца о том, что обязанность по установлению и организации деятельности стационарных постов на основании приведенного правового регулирования возложена на Росгидромет и ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС».

Указанные полномочия являются взаимно дополняемыми и не могут быть осуществлены ФГБУ «Северо-Кавказское УГУМС» самостоятельно.

Отсутствие необходимого количества наблюдательных постов негативно влияет на осуществление мониторинга окружающей среды, не позволяет своевременно выявить случаи загрязнения атмосферного воздуха, и, соответственно, принять меры к установлению причин такого загрязнению.

Доводы административных ответчиков о том, что в рамках выделяемых Росгидромету бюджетных ассигнований возможность финансирования работ по приобретению и обеспечению функционирования стационарных пунктов наблюдения в городеДербент отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, тем более при условии, что бездействие ответчиков может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц (лиц постоянно или временно пребывающих на территории г. Дербент) на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку в ходе проведенной проверки выявлены факты нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории г. Дербент Республики Дагестан, то прокурор, исходя из предоставленных ему полномочий, обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, что соответствует вышеприведенным требованиям закона.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление Дербентского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Дербентского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в не установлении на территории города Дербент стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест».

Возложить на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность установить на территории города Дербент стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2022 года.

Решение принято в окончательной форме 30 сентября 2022 года.

Судья Т.М. Яралиев