ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2456/2022 от 26.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2а-2456/2022

44RS0002-01-2022-002761-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2022 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Балаевой Н.С.

при секретаре Поповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления ФНС России по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по г. Костроме обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что ФИО1, dd/mm/yy г.р., ИНН , состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика. В 2020 году ею получен доход облагаемый по ставке 35% в ПАО «Костромская сбытовая компания» в размере 306050,45 руб. Налог в сумме 107117,00 руб. налоговым агентом не удержан. На основании справки 2-НДФЛ представленной налоговым агентом ФИО1 направлено налоговое уведомление от dd/mm/yy сроком исполнения до dd/mm/yy. В связи с неуплатой налога налогоплательщику начислены пени в сумме 370 руб. 06 коп.. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием в порядке приказного производства. Судебный приказ был отменен dd/mm/yy. Истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по НДФЛ в размере 105731 руб.02 коп., пени по НДФЛ в сумме 370 руб. 06 коп..

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Костромская сбытовая компания».

Представитель административного истца Управления ФНС России по Костромской области в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявила ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Костромской области заявления ФНС России по Костромской области о признании ее банкротом. Данное ходатайство судом рассмотрено в настоящем судебном заседании, в удовлетворении его отказано, о чем вынесено протокольное определение.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Костромская сбытовая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Находя извещенными истца и заинтересованное лицо ПАО «Костромская сбытовая компания» суд также учитывает положения ч. 8 ст. 96 КАС РФ, поскольку сведения о движении дела размещены на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, доказательств уважительности причин неявки не представлено, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 2 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации, введенного Федеральным законом от dd/mm/yy № 113-ФЗ, вступившим в силу с dd/mm/yy, установлено, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

Таким образом, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.

В соответствии с п.2 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Кодекса устанавливается налоговая ставка в размере 35 %.

В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате сумм НДФЛ возложена на организацию, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил налог (налоговый агент).

Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи (п. 6 ст. 228 НК РФ).

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.п. 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Костромская сбытовая компания» и ФИО1dd/mm/yy был заключен договор (2011) беспроцентного займа, по условиям которого ПАО «Костромская сбытовая компания» передало ФИО1 денежные средства в размере 10 000 000 руб.

ФИО1, обязавшись вернуть сумму займа в срок до dd/mm/yy, свои обязательства по возврату денежных средств не исполнила.

В соответствии с п.5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Из материалов дела следует, что dd/mm/yy в ИФНС России по г. Костроме от ПАО «Костромская сбытовая компания» поступили сведения по форме 2-НДФЛ за 2020 год о получении ФИО1 дохода в сумме 306050,45 руб., сумма исчисленного налоговым агентом налога составила 107117 руб., сумма налога, не удержанная налоговым агентом - 107117 руб. Согласно указанного кода дохода «2610» налогоплательщиком получен доход «Материальная выгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей».

Учитывая, что ФИО1 получила материальную выгоду от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом в 2020 году, данный доход подлежит налогообложению.

Административным истцом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от dd/mm/yy, в котором было предложено уплатить сумму налога на доходы (код 2610) за 2020 год с учетом переплаты в размере 105731 руб. 02 коп. Срок исполнения налогового уведомления - dd/mm/yy.

Требованием об уплате налога от dd/mm/yy налогоплательщику предложено погасить недоимку по НДФЛ и транспортному налогу за 2020 год и пени по ним в срок до dd/mm/yy.

Административным ответчиком обязанность по уплате данных налогов и пени не исполнена.

Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, dd/mm/yy мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района г. Костромы судебный приказ от dd/mm/yy о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам на общую сумму 106101,08 руб., отменен.

Исковое заявление поступило в суд dd/mm/yy.

Доказательств оплаты административным ответчиком в дело не представлено.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании с ответчика указанных сумм налога на доходы физических лиц и пени подлежат удовлетворению. Представленными в дело доказательствами подтверждается, что в данном случае ФИО1 получила материальную выгоду от экономии на процентах за пользование займом, что является доходом, полученным ею в натуральной форме, который подлежит налогообложению. Поскольку полномочия административного истца, обратившегося с требованием о взыскании недоимки по налогу и пеням, подтверждены надлежащими доказательствами, соблюден срок обращения в суд с данным административным иском, и судом установлены основания для взыскания суммы задолженности, при этом расчет размера взыскиваемой денежной суммы является верным, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд учитывает, что определением Арбитражного суда Костромской области от dd/mm/yy производство по делу по заявлению УФНС по Костромской области о признании ФИО1 несостоятельной (банкротом) прекращено.

Учитывая изложенное, оснований для отказа во взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в связи с тем, что данная задолженности образовалась за период процедуры банкротства, не имеется.

В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы, действуя в защиту государственных интересов, от уплаты госпошлины освобождаются.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ст. 114 КАС РФ).

С учетом положений ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, исходя из суммы, подлежащей ко взысканию, с ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3322 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления ФНС России по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, , зарегистрированной по адресу: ..., в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 105731 руб. 05 коп, пени по НДФЛ в сумме 370 руб. 06 коп., а всего в сумме 106101(Сто шесть тысяч сто один) рублю 52 (пятьдесят две) коп.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа г. Кострома в сумме 3322 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.С. Балаева