Дело № 2а-77/2022
УИД 37RS0007-01-2021-004553-65
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
10 января 2022 года гор. Кинешма, Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Колесниковой И.В., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика МИФНС России № 5 по Ивановской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в Кинешемский городской суд Ивановской области с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога, который мотивировала следующими обстоятельствами.
Административному истцу в 2019 (11/12 месяцев), в 2020 (5/12 месяцев) годах принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровым номером №, и с кадастровым номером №.
На земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, имеющем вид разрешенного использования: размещение спортивно-оздоровительного комплекса, расположено здание с кадастровым номером №, тип которого - зданиеобщественного питания и бытового обслуживания. Здание в период 2019 год (11/12 месяцев) — 2020 год (5/12) месяцев, с момента смены вида разрешенного использования земельного участка не эксплуатировалось, так как использовать здание как «здание общественного питания и бытового обслуживания» недопустимо на земельном участке с видом разрешенного использования «размещение спортивно-оздоровительного комплекса». Вздании производится реконструкция, после приведения его в состояние, соответствующее виду разрешенного использования земельного участка, целевое назначение здания будет изменено (без изменения вида разрешенного использования земельного участка это было бы невозможно).
На земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем вид разрешенного использования: «устройство спортивно-развлекательных площадок», объектов недвижимости не зарегистрировано. Спортивно - развлекательные сооружения, расположенные на участке, находятся в свободном доступе для населения.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В полученном налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, указана сумма земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами с №, и №, которая исчислена МИФНС № 5 из налоговой ставки 1,5%.
По вопросу применения льготной налоговой ставки 0,01 %,установленной Решением Городской Думы городского округа Кинешма Ивановской области от 25 июня 2014 г. N 68/679 в отношенииземельных участков, занятых домами культуры, стадионами, спорткомплексами и спортивными сооружениямив отношении этих участков, административный истец неоднократно обращалась как к административному ответчику, так и в вышестоящую организацию. В своих официальных ответах налоговые органы отказывали в применении льготной налоговой ставки, мотивируя тем, что на одном из участков расположено здание с кадастровым номером №, тип которого «здание общественного питания и бытового обслуживания», а на другом земельном участке отсутствуют строения. Между тем, истец считает, что использование его (здания) не в соответствии видом разрешенного использования влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Отметили, что в здании производится реконструкция, и после приведения его в состояние, соответствующее виду разрешенного использования земельного участка, целевое назначение здания будет изменено (без изменения вида разрешенного использования земельного участка это было бы невозможно).
По мнению административного истца, наличие расположенного на участке здания, не соответствующего по своему назначению виду разрешенного использования, на существование которого ссылались в официальных ответах на обращения налоговые органы, никоим образом не влияет на начисление земельного налога. Ставка земельного налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, с учетом его вида разрешенного использования, при изменении которого меняется порядок расчета кадастровой стоимости.
Земельный налог рассчитывается по следующей формуле: Земельный налог = Кст х Д х Ст х Кв, Кст - кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты). Д - размер доли в праве на земельный участок.
Между тем, административный истец считает, что ставка земельного налога применена налоговым органом неправильно. При определении налоговой ставки не принято во внимание Решение городской Думы городского округа Кинешма Ивановской области от 25 июня 2014 г. N 68/679. Таким образом, инспекция не применила нормативно-правовой акт, подлежащий применению, что противоречит действующему Законодательству.
ФИО1 полагает, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке; размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Согласно статье 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований:
Решением Городской Думы городского округа Кинешма Ивановской области от 25 июня 2014 г. N 68/679 в отношении земельных участков, занятых домами культуры, стадионами, спорткомплексами и спортивными сооружениями установлена налоговая ставка - 0,01 процента от кадастровой стоимости участка.
Между тем, административным ответчиком при исчислении земельного налога, указанная пониженная ставка не применена.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 388, 389, 390, 391, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец просит суд:
обязать Межрайонную ИФНС № 5 по Ивановской области, произвести ФИО1 перерасчет земельного налога за период 2019 год (11/12 месяцев) - 2020 год (5/12 месяцев в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером №, общей площадью 2559 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, имеющее вид разрешенного использования: «размещение спортивно-оздоровительного комплекса»;
- с кадастровым номером №, общей площадью 1963 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, имеющее вид разрешенного использования: «устройство спортивно-развлекательных площадок».
Перерасчет произвести в соответствии с видами разрешенного использования и налоговой ставке, установленной Решением Городской Думы городского округа Кинешма Ивановской области от 25 июня 2014 г. N 68/679 в отношении земельных участков, занятых домами культуры, стадионами, спорткомплексами и спортивными сооружениями.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административный иск поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Представил дополнение к иску, из которого следует, что поскольку изменение целевого назначения здания возможно только в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, прежде всего, были изменены виды разрешенного использования земельных участков, на виды, допускающие использование их для целей предоставления услуг в сфере занятий физкультурой и спортом. Поскольку объект недвижимости (здание), расположенный на одном из участков вообще не использовался, поэтому у административного истца не было срочной необходимости изменять его целевое назначение до момента ввода его в эксплуатацию. По настоящее время здание не эксплуатируется (находится на реконструкции). Однако, по мнению ФИО1, невнесение изменений в правоустанавливающие документы о целевом назначении объекта недвижимости (здания) никоим образом не влияет на начисление земельного налога, который начисляется конкретно за использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования. Законодательство предусматривает ограничения в использовании объекта недвижимости (здания) в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, но никоим образом не связал начисление земельного налога, с тем, что таковые строения или сооружения уже построены, строятся, находятся на реконструкции, или будут построены в дальнейшем. Единственное, эти объекты должны соответствовать виду разрешенного использования земельных участков. Поскольку ФИО1 не занимается предпринимательской деятельностью, вышеуказанные участки переданы по брачному контракту мужу - ФИО4, который, являясь индивидуальным предпринимателем, после завершения всех необходимых согласований (в том числе, изменения назначения использования здания),сможет осуществлять деятельность по предоставлению вышеуказанных услуг. В связи с этим, ФИО1, считает, что оснований для неприменения пониженной ставки земельного налога, установленной Решением Городской Думы городского округа Кинешма Ивановской области от 25 июня 2014 г. N 68/679, нет. Наоборот, по мнению административного истца, действия налогового органа, противоречат содержанию Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №302.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС № 5 по Ивановской области ФИО3 с административным иском не согласилась, представив суду письменный отзыв, из которого следует, что размер земельного налога рассчитан правильно, поскольку, тип размещенного на участке с кадастровым номером № здания, не соответствует ни одному из указанных в статье 3 Положения о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории муниципального образования «Городской округ Кинешма», а на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют объекты недвижимости.
Суд, руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), учитывая мнения представителя административного истца и административного ответчика, приходит к выводу о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суде приходит к следующим выводам.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Как следует из положений ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать: 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Земельный налог на территории муниципального образования «Городской округ Кинешма» установлен решением городской Думы от 25.10.2014 N 68/679 (в ред. Решений городской Думы городского округа Кинешма от 26.11.2014 № 77/752, от 29.04.2015 № 84/818, от 25.01.2017 № 31/213, от 27.06.2018 № 61/397, от 24.04.2019 № 77/488, от 27.11.2019 № 86/542 – далее Решение № 68\679). Эти же Решением утверждено Положение «О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории Муниципального образования «Городской округ Кинешма» (далее - Положение). На основании указанных актов налоговая ставка земельного налога установлена 0,01 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, занятых домами культуры, стадионами, спорткомплексами и спортивными сооружениями. В отношении земельных участков, прямо не поименованных в названных актах с пониженной налоговой ставкой, установлена ставка в размере 1,5%.
Пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Следовательно, установление пониженной ставки по налогу является налоговой льготой.
По смыслу действующего налогового законодательства пониженная ставка земельного налога применительно к рассматриваемому делу устанавливается для земельных участков, занятых домами культуры, стадионами, спорткомплексами и спортивными сооружениями. Из материалов дела усматривается, что органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ Кинешма», устанавливая пониженную ставку для земельных участков, занятых вышеуказанными объектами, руководствовались необходимостью стимулировать развитие в городе сети учреждений культуры и спорта, обеспечить наиболее благоприятные условия для их функционирования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 в 2019 (11/12 месяцев), в 2020 (5/12 месяцев) годах принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровым номером №, и с кадастровым номером №, соответственно.
ФИО1 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате земельного налога, по налоговой ставке 1,5%.
Между тем, ФИО1 с указанным расчетом не согласилась, в связи с чем ею в адрес административного ответчика было направлено обращение с просьбой произвести перерасчет земельного налога на вышеуказанные земельные участки, применив льготный коэффициент – 0, 01%.
Налоговым органом в этом было отказано, поскольку на земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, поименованные в Положение «О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории Муниципального образования «Городской округ Кинешма».
Суд полагает, что действия административного ответчика являются правильными, в связи со следующим.
На земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г<адрес>, имеющем вид разрешенного использования: размещение спортивно-оздоровительного комплекса, расположено здание с кадастровым номером №, тип которого - зданиеобщественного питания и бытового обслуживания. Вздании в настоящий момент ведется реконструкция (как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель административного истца ФИО2, ранее и земельный участок, и здание имели назначение - «для общественного питания и бытового обслуживания»). То есть, здание в настоящее время как спорткомплекс не эксплуатируется.
На земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем вид разрешенного использования: устройство спортивно-развлекательных площадок, объектов недвижимости не зарегистрировано и не имеется.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что принадлежавшие административному истцу ФИО1 земельные участки по прямому их назначению не используются, то есть, они не заняты стадионами, спорткомплексами и спортивными сооружениями. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о невозможности применения при расчете суммы земельного налога в отношении спорных земельных участков пониженной ставки земельного налога в размере 0,01%.
Доводы стороны административного истца о том, что основания для применения льготной ставки в отношении земельного участка с кадастровым номером № имеются, поскольку эксплуатация здания с назначением, отличным от назначения земельного участка в принципе невозможна, не опровергают выводов суда, поскольку пониженная ставка для расчета земельного налога в размере 0,01%. применяется лишь для земельных участков, занятых стадионами, спорткомплексами и спортивными сооружениями.
Представитель административного истца ФИО2, отстаивая иск, указал, что, поскольку на земельном участке с кадастровым номером № могут располагаться и сезонные сооружения, льготная ставка должна применяться и в этом случае. Данный довод не опровергает выводов суда, поскольку доказательств, использования данного земельного участка по назначению не представлено.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что действия налоговой инспекции, которыми ФИО1 было отказано в перерасчете земельного налога, являются законными. Оснований для перерасчета земельного налога не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что применение налоговой льготы при исчислении земельного налога в отношении указанных земельных участков, принадлежащих административному истцу, недопустимо. Налоговый орган правомерно произвел расчет земельного налога за 11 месяцев 2019 года и 5 месяцев 2020 года по кадастровой стоимости земельных участков, применив ставку /процент/, предусмотренную для прочих земельных участков, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд втечение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Капустина Е.А.
Решение в окончательной форме принято 24 января 2021 года.