ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2459/2021 от 25.03.2022 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

03RS0015-01-2021-005002-17 дело №2а-31/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салават, 25 марта 2022 года

Республика Башкортостан

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салимова И.М.,

при секретаре судебного заседания Коломиец А.С.,

с участием представителя административного истца Григорьевской А.В.,

представителя Администрации ГО г. Салават Дашкина Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филиппова Игоря Николаевича к Администрации ГО г. Салават, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании незаконным и отмене решения от 05 августа 2021 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, обязании выдать разрешение на реконструкцию,

УСТАНОВИЛ:

Филиппов И.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации ГО г. Салават, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании незаконным и отмене решения от 05 августа 2021 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, обязании выдать разрешение на реконструкцию.

В обоснование административного иска указано, что 29 июля 2021 года административный истец обратился в соответствии с ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в Администрацию ГО г. Салават с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером ..., под размещение склада металла, к заявлению приложены предусмотренные документы: проектная документация реконструкции под размещения склада металла, выписка из ЕГРН на земельный участок, градостроительный план земельного участка, санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека №02230100 Т 0000200721. 05 августа 2021 года Администрацией ГО г. Салават принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием, что не представлены: решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, нет приложений в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.08.2008 №7, к паспорту отделки фасадов не прикреплена усиленная квалифицированная электронная подпись ООО «Сфера», проектом предусмотрено строительство нового объекта капитального строительства здания склада и его объединение с существующим нежилым зданием – некапитальной постройкой, начертания плана фундаментов некапитальной постройки, соединяющей трансформаторную подстанцию и проектируемое здание склада металла, подготовленной ООО «Сфера» не дает утверждение, что данную постройку нельзя квалифицировать как некапитальную постройку-навес, строительство нового здания на земельном участке с кадастровым номером ... не разрешено исходя из вида его разрешенного использования «Склады», проектом не предусмотрен организованный сбор ливневых и талых вод на земельном участке во избежание подтопления прилегающих земель, так как планировочная отметка земельного участка находится выше отметок прилегающих земель, в отношении земельного участка установлено ограничение в соответствии с ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ сроком действия до 21.05.2024г., в связи с чем, необходимо организовать инженерную защиту объекта от затопления. Административный истец не согласен с отказом, поскольку заявителем подан исчерпывающий перечень документов, предусмотренный ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, установление санитарно-защитной зоны для строительства объекта не требуется, что подтверждается заключением Роспотребнадзора, мнение работника о том, что проектом предусмотрено строительство нового объекта капитального строительства здания склада и его объединение с существующим нежилым зданием некапитальной постройкой выходит за пределы компетенции и полномочий, отказ не содержит указаний на несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории. Единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство может являться только несоответствие поданных документов градостроительному плану земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевании территории. Просит признать незаконным и отменить решение Администрации ГО г. Салават от 05 августа 2021 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, обязать выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г(адрес) с кадастровым номером ... под размещение склада металла на основании заявления от 29 июля 2021 года и представленных документов.

Лица, не явившиеся на судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены.

На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Григорьевская А.В. административный иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Администрации ГО г. Салават Дашкин Р.М. административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, указал, что должно быть представлено решение, а не заключение о санитарно-эпидемиологических зонах, представленный проект подразумевает строительство нового объекта капитального строительства под размещение склада металла, который истец под видом реконструкции подстанции пытается построить без соблюдения порядка для строительства нового объекта капитального строительства, новый объект не имеет общего фундамента и общих стен с имеющей постройкой, в результате указанной административным истцом реконструкции планируется построить объект значительно превышающий площадь имеющегося строения. Доказательств, что это не строительство нового объекта, а реконструкция не представлено, экспертом не дан конкретный ответ на поставленный вопрос являются ли предусмотренные проектом действия реконструкцией или строительством нового объекта.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, административный истец Филиппов И.Н. является собственником здания, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общей площадью 20,8 кв.м, инв. №3426, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Нуриманова, д. 23, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:59:030220:173, относящемуся к категории земель: земли населенных пунктов, площадью 5 377 кв.м.

Согласно письму ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Стерлитамакский филиал участок г. Салават №46 от 15.03.2021г. объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Салават, ул. Нуриманова, 23 общей площадью 20,8 кв.м имеет назначение - трансформаторная подстанция в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 23.08.2012г., инвентарный номер 3426.

10.06.2019г. между Филипповым И.Н. и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Салавату заключен договор аренды №66-19-57зем земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «Склады» с кадастровым номером ..., площадью 5 377 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. (адрес) для использования в целях: для обслуживания склада, срок договора аренды с 22.05.2019г. по 21.05.2024г.

29 июля 2021 года Филиппов И.Н. обратился в Администрацию ГО г. Салават через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) вх. номер 2320-з/03 от 30.07.2021г. о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером ... под размещение склада металла.

Письмом №2320-з/03 от 5 августа 2021 года Филиппову И.Н. отказано в соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в выдаче разрешения на реконструкцию.

Указано, что в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предоставлены:

1.копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению (далее - Решение);

2. не устранено замечание, указанное в письменных отказах Администрации о выдаче разрешения на реконструкцию Объекта от 15.03.2021 № 704-з/03 и от 15.04.2021 № 1077-з/03 (далее - Письма), а именно: не предоставлено Решение, так как в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиП 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее Правила), санитарно-защитная зона для материальных складов (раздел 7.1.10. Правил), а также для складов хранения промышленных и хозяйственных товаров (раздел 7.1.12. Правил) составляет 50 метров. Предоставленное санитарно-эпидемиологическое заключение от 13.07.2021 № 02 23 01 000 Т000020 07 21 не является Решением.

В разделе Проекта «Пояснительная записка» (далее ПЗ) нет приложений в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2008 № 87. данное замечание было указано в письменном отказе Администрации о выдаче разрешения на реконструкцию Объекта от 15.04.2021 № 1077-з/03.

При размещении проектной документации в электронном виде через Портал не соблюдено требование п. 7 Правил направления документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство и (или) разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 №1294, к паспорту отделки фасадов не прикреплена усиленная квалифицированная электронная подпись ООО «Сфера».

Администрация остается при мнении, что Проектом предусмотрено строительство нового объекта капитального строительства – здания склада и его объединение с существующим нежилым зданием (кадастровый номер 02:9:030220:171) некапитальной постройкой.

Начертания плана фундаментов некапитальной постройки, соединяющей трансформаторную подстанцию и проектируемое здание склада металла, в разделе «Конструктивные и объемно-планировочное решения» предоставленной проектной документации СФ-21-03 (далее - Проект), подготовленной ООО «Сфера», не дает утверждения, что данную постройку нельзя квалифицировать как некапитальную постройку - навес. Согласно п. 10.2 ст. 1 Кодекса навес является некапитальной постройкой. Исходя из применяемой аналогии, согласно инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации но земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 (далее - Инструкция) к данному виду реконструкции невозможно применить принцип «единства здания», который прописан в приложении № 1 Инструкции. Признаки единства здания по Инструкции:

фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;

при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Строительство нового здания на земельном участке с кадастровым номером ... не разрешено, исходя из вида его разрешенного использования «Склады».

Не устранено замечание Администрации согласно Письмам, а именно: проектом необходимо предусмотреть организованный сбор ливневых и талых вод на земельном участке с кадастровым номером 02:59:030220:173 (далее ЗУ) во избежание подтопления прилегающих земель, так как планировочная отметка ЗУ находится выше отметок прилегающих земель и, учитывая, что в отношении ЗУ установлено ограничение в соответствии с ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации сроком действия до 21.05.2024. Вам необходимо организовать инженерную защиту Объекта от затопления, подтопления. Проектом данные решения не предусмотрены, учитывая п. 3 ПЗ.

Разрешая административный спор, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч.ч. 1.,2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Перечень документов, подлежащих приложению к заявлению о выдаче разрешения на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства, перечислен в ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Пунктами 3, 9 части 7 указанной статьи, в частности предусмотрено предоставление:

результатов инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.

В соответствии с ч.11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Установив, что заявителем в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение от 13.07.2021 № 02 23 01 000 Т000020 07 21, а не копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению, а также, проектом не предусмотрен организованный сбор ливневых и талых вод на земельном участке с кадастровым номером 02:59:030220:173 (далее ЗУ) во избежание подтопления прилегающих земель, так как планировочная отметка ЗУ находится выше отметок прилегающих земель и учитывая, что в отношении ЗУ установлено ограничение в соответствии с ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации сроком действия до 21.05.2024, уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство – Администрацией ГО г. Салават правомерно отказано в выдаче разрешения на строительство.

Проектом административного истца реконструкции здания трансформаторной подстанции, площадью 20,80 кв.м, предусмотрено, что площадь помещений составит после реконструкции 945, 77 кв., здание трансформаторной подстанции и здание проектируемого склада, площадью 895, 93 кв.м не имеют общего фундамента, общих стен, проектируемое вспомогательное помещение. Площадью 29,04 кв.м также не имеет общих стен и общего фундамента с проектируемым зданием склада площадью 895,93 кв.м. Фундаментом для проектируемого вспомогательного помещения, площадью 29,04 кв.м являются 6 буронабивных свай БС-1, а для проектируемого здания склада площадью 895, 93 кв.м – фундамент ФМ-1 (9 единиц), фундамент ФМ-2 (9 единиц), фундамент ФМ-3 (4 единицы).

Таким образом, представленный административным истцом проект предполагает наряду с реконструкцией здания трансформаторной подстанции путем пристройки здания вспомогательного помещения площадью 29,04 кв.м строительство здания склада площадью 895, 93 кв.м.

Ссылка представителя административного истца на то, что проектом предусмотрена реконструкция имеющегося помещения, в результате чего увеличивается площадь помещения, что подтверждается заключением эксперта, суд считает несостоятельной.

По ходатайству представителя административного истца с целью проверки доводов о том, что проектом предусмотрена реконструкция существующего помещения, а не строительство нового объекта капитального строительства была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО Негосударственное судебно-экспертное учреждение Пьяных Т.Н.

Согласно экспертному заключению №001-СтТЭ/2022 от 10.02.2022 года эксперт на вопрос отражает ли проект факт реконструкции существующего нежилого здания, площадью 20,80 кв. м или же рядом строится фактически новый склад, площадью помещений 895,93 кв.м установил, что согласно представленной проектной документации на объект исследования спорный объект подвергну комплексу строительных мероприятий с изменением архитектурно-строительных характеристик, имеющих своей целью создание нового объекта. Таким образом, произведенные строительные мероприятия по реконструкции существующего нежилого здания площадью 20,8 кв.м являются расширением и осуществляются путем строительства нового объекта капитального строительства площадью 895, 93 кв.м.

На вопрос имеют ли согласно проекту нежилое здание, площадью 20,80 кв. м и проектируемый склад, площадью помещений 895,93 кв. м. общие стены, общий фундамент экспертом дан ответ, что согласно проектной документации на исследуемый объект строительства, у существующего нежилого помещения площадью 20,8 кв.м конструктивную основу составляет бетонный ленточный фундамент и кирпичные стены, а конструктивную схему строящегося объекта капитального строительства составляет монолитный отдельно стоящий фундамент и сендвич-панели по каркасу из железобетонных колонн. Для формирования единого фундамента между существующим зданием и проектируемым необходимо было провести ряд строительных мероприятий, которые приведут к несоизмеримому ущербу и разрушению. В связи с чем, реконструкция (расширение) существующего нежилого здания площадью 20.8 кв.м планируется осуществить за счет пристройки нежилого здания площадью 895,93 кв.м, при котором, стена существующего нежилого здания площадью 20,8 кв.м является смежной стеной с проектируемым сооружением площадью 29,04 кв.м и зданием площадью 895, 93 кв.м (СФ-21-03-АР и СФ-2103-КР), что представляет собой единый производственный комплекс, помещения которого, связаны между собой технологическим решением.

Эксперт также указал, что проект реконструкции существующего нежилого здания, расположенного по адресу: г(адрес) соответствует определению реконструкции, данному в ч. 14. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На вопрос отвечает ли проект реконструкции существующего нежилого здания принципам единства здания, исходя из применяемой аналогии, согласно инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 №37, экспертом установлено, что технологическая связь проектируемого здания с существующим по следующим основаниям: здания размещены в определенном порядке так, чтобы улучшить технологическое подключение к электрооборудованию трансформаторной подстанции; отсутствие прямого сообщения между строениями препятствует проникновению в помещения трансформаторной подстанции неквалифицированного персонала; основной корпус и вспомогательное помещение разработаны в составе недвижимого комплекса разнородных зданий (склад металла и трансформаторной подстанции) с целью использования этих вещей по общему назначению и общей технологической функции; при проектировании основного здания учитываются современные технологии строительства и применяемые строительные материалы, которые отвечают требованиям пожарной безопасности для данного класса ответственности.

Таким образом, экспертом установлено, что планируемые строительные мероприятия по реконструкции существующего нежилого здания площадью 20,8 кв.м являются расширением и осуществляются путем строительства нового объекта капитального строительства площадью 895, 93 кв.м.

Следовательно, подтвержден довод административного ответчика о том, что проектом предусмотрено строительство нового объекта капитального строительства – здания склада и его объединение с существующим нежилым зданием (кадастровый номер 02:9:030220:171) некапитальной постройкой.

При таких обстоятельствах, поскольку проектом предусмотрено строительство нового объекта капитального строительства склада для хранения металла, уполномоченный орган обоснованно пришел к выводу, административным истцом не представлена копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 в редакции на момент рассмотрения заявления Филиппова И.Н. о выдаче разрешения на реконструкцию требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно данным Правилам в разделе 7.1.11. Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства установлен класс V –санитарно-защитная зона 50 м для материальных складов, в разделе 7.1.12 Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг установлен класс V-санитарно–защитная зона 50 м для сладов хранения промышленных и хозяйственных товаров.

В настоящее время пункты 7.1.1-7.1.12 утратили силу с 13.03.2022 года в связи с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7.

Вместе с тем в Правилах в новой редакции в разделе 12 Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг в п. 12.5 указано, что к классу V относятся общетоварные, специализированные, универсальные склады общей площадью от 300 кв.м.

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии п. 6 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.

Согласно п. 14 указанных Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В силу п. 17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия им соответствующего решения направляет копию такого решения в орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на строительство объекта, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно п. 24 Правил орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Учитывая, что предусмотренная проектом административного истца реконструкция, в результате которого образуется новый объект капитального строительства (склад металла), в отношении которого подлежит установлению санитарно-защитная зона на основании решения уполномоченного органа, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на реконструкцию в связи с отсутствием указанного решения является обоснованным.

Доводы истца, что решение об установлении санитарно-защитной зоны не требуется, поскольку имеется санитарно-эпидемиологическое заключение от 13.07.2021 № 02 23 01 000 Т000020 07 21, является несостоятельным, поскольку данный документ является в силу п. 14 Правил одним из документов для рассмотрения заявления об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.

Согласно п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Поскольку в отношении земельного участка установлено ограничение в соответствии с ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации сроком действия до 21.05.2024, доводы административного ответчика о необходимости организовать инженерную защиту Объекта от затопления, подтопления являются правомерными.

Кроме того, к паспорту отделки фасадов не прикреплена усиленная квалифицированная электронная подпись ООО «Сфера».

Обжалуемый отказ в выдаче разрешения на реконструкцию не лишает административного истца повторно обратиться за выдачей разрешения после устранения указанных уполномоченных органом недостатков.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признании незаконным и отмене решения от 05 августа 2021 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, в связи с чем, административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175,226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Филиппова Игоря Николаевича к Администрации ГО г. Салават, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании незаконным и отмене решения от 05 августа 2021 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, обязании выдать разрешение на реконструкцию оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.

Судья подпись Салимов И.М.

Копия верна. Судья Салимов И.М.

Решение не вступило в законную силу 05 апреля 2022 года

Секретарь

Решение вступило в законную силу

Секретарь

Судья

Подлинник решения находится в административном деле № 2а-31/2022 Салаватского городского суда РБ