ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-245/2017 от 31.01.2017 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тулун 31 января 2017 года

Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мицкевич А.О., при секретаре Кузнецовой Л.М., с участием представителя административного истца – председателя МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» Н..., представителя административного ответчика - председателя МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» С.., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-245/2017 по административному исковому заявлению МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» к МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» о признании незаконными приказа, уведомления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» обратилось в суд к административному ответчику МУ «Дума городского округа муниципального образования – «город Тулун» о признании незаконным приказа, уведомления, указав в обоснование, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от ......*** «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (далее Ф3***) контрольно - счетный орган муниципального образования образуется законодательным (представительным) органом муниципального образования. В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ *** наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно - счетного органа муниципального образования устанавливаются, в том числе, Уставом муниципального образования и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (ст.4 Ф3***). Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий (ст.20 ФЗ ***). Согласно пункту 2 статьи 37 Устава муниципального образования - "город Тулун" полномочия, состав и порядок деятельности Контрольно - счетной палаты городского округа (далее КСП) устанавливаются Положением о контрольно - счетной палате городского округа, утверждаемым Думой городского округа (далее Положение о КСП), согласно пункту 4 указанной статьи КСП обладает правами юридического лица. Положение о КСП утвержденное решением Думы городского округа муниципального образования - "город Тулун" ......***-ДГО, устанавливает организационную и функциональную независимость и самостоятельное осуществление своей деятельности. Согласно статье 12 Положения о КСП председатель КСП: осуществляет общее руководство деятельностью КСП, в том числе, издает правовые акты (приказы распоряжения) по вопросам деятельности КСП; распоряжается финансовыми средствами, предусмотренными в местном бюджете на содержание и деятельность КСП; осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией Контрольно - счетной палаты прав юридического лица, а так же полномочия, возложенные на него настоящим Положением. Материальное и социальное обеспечение, предоставление гарантий работникам КСП, осуществляются в соответствии с законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством, Уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами города Тулуна (ст.23 Положения). Решением Думы городского округа *** -ДГО от ...... утвержден Порядок материального - технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления МО г.Тулун, организационным обеспечением деятельности органов местного самоуправления являются любые организационные действия по подготовке и проведению мероприятий, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством, Уставом МО г.Тулун, муниципальными правовыми актами а так же создание организационных, информационных и иных условий для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в том числе: кадровое обеспечение, организация и ведение бухгалтерского учета, организация и делопроизводства и документально - правового обеспечения, и т.д. (п. 1.4 Порядка). Руководитель организации - это работник, трудовая функция которого в соответствии с трудовым договором состоит в руководстве организацией, в том числе в выполнении функций её единоличного исполнительного органа (ч.1 ст.273 ТК РФ, абз.1 п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 №21). В качестве единоличного исполнительного органа руководитель вправе совершать от имени организации действия по реализации её прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений Таким образом, нормативными правовыми актами муниципального образования - «город Тулун» установлено, что только председатель КСП г.Тулуна (руководитель органа местного самоуправления) имеет право распоряжаться финансовыми средствами, предусмотренными в местном бюджете на содержание и деятельность КСП. Дума городского округа сопроводительным письмом от ......*** направила в КСП для сведения копию приказа *** от ...... МУ «Дума города Тулуна» о направлении аудитора КСП К... в командировку. Контрольно - счетная палата считает, что председатель Думы не мог издавать приказ в отношение аудитора КСП, местом работы которого определено МУ «Контрольно - счетная палата», чем явно нарушил законодательство о юридических лицах. Более того, ...... КСП г.Тулуна получила указания председателя Думы об исполнении выше указанного приказа и произведении выплат связанных с командировкой аудитора КСП К..., направила при этом первичные документы: билеты на автобус и чек - ордер об оплате услуг. Таким образом, председатель Думы обязывает его как руководителя органа местного самоуправления, муниципального казенного учреждения, произвести расходы из средств местного бюджета выделенных на содержание деятельности КСП на 2017 год, которые фактически произведены МУ Дума г.Тулуна в 2016 году и по которым у КСП отсутствую принятые бюджетные обязательства, поскольку МУ КСП г. Тулуна, договор на оказание информационно - консультационных услуг с НП Иркутский территориальный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в 2016 году, не заключала, и заключить не могла, поскольку решением Думы о бюджете на 2016 год, на реализацию мероприятий по переподготовки и повышению квалификации денежные обязательства в 2016 году не предусматривались. Таким образом, заключение договоров на оказание муниципальных услуг и условий их оплаты относится к исключительной компетенции председателя КСП г.Тулуна и не может быть передано иному лицу. Тем самым, председатель Думы при издании оспариваемого приказа незаконно присвоил себе право руководителя контрольно - счетного органа. Кроме того, нарушил основы статуса контрольно - счетного органа определенные пунктом 4 статьи 3 ФЗ *** на организационную и функциональную независимость и осуществление своей деятельности самостоятельно. Более того, вышел за пределы установленных полномочий и нарушил принципы самостоятельности и независимости контрольно - счетных органов местного самоуправления установленных статьей 4 ФЗ №6-ФЗ. Приказ МУ Дума города Тулуна от ......*** которым работник КСП то есть другого учреждения направлен в командировку носит индивидуальный характер применения и не носит нормативного характера, поскольку оно не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и на неопределенное число событий. Уведомление председателя Думы от ......*** (вх. КСП ......***) обязывает председателя КСП произвести незаконные действия, в части выплаты возмещения командировочных расходов аудитору. Сама аудитор КСП К... надлежащие документы в КСП не представляла за выплатой компенсации не обращалась. По смыслу статьи 227 ч.2 КАС РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом незаконным при наличии двух условий: 1) решение должно не соответствовать нормативным правовым актам; 2) решение нарушает права, свободы и законные интересы органа местного самоуправления. Оспариваемое уведомление председателя Думы и его приказ, определяет председателю КСП производить определенные действия, тем самым административный ответчик нарушает права и законные интересы административного истца на законное осуществление деятельности во исполнение муниципальных нормативных правовых актов.

Просит суд признать незаконными: приказ Муниципального учреждения «Дума городского округа» *** от ...... о направлении аудитора КСП в командировку, уведомление председателя МУ «Дума города Тулуна» от ......***, направленное в адрес председателя КСП г. Тулуна.

В судебном заседании представитель истца - председателя МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» Н... административные исковые требования поддержала, просила суд признать незаконными: приказ МУ «Дума городского округа» ...... от ...... о направлении аудитора КСП в командировку и уведомление председателя МУ «Дума города Тулуна» от ......***, направленное в адрес председателя КСП г. Тулуна.

В судебном заседании представитель административного ответчика - председатель МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» С.. возражал против удовлетворения административного иска, просил суд отказать административному истцу в полном объеме. Дополнительно сообщил, что он является нанимателем по отношению к работнику аудитору КСП К..., в связи с чем, имел полное право направить ее в командировку для повышения квалификации. Оспариваемое уведомление носит локальный характер.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.17 и 18; чч.1 и 2 ст.46, ст.52 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Часть 9 указанной статьи устанавливает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Решением МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» ***-ДГО от ...... образован контрольный орган – Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун».

Пунктом 2 указанного решения Думы утверждено положение о Контрольно-счетной палата городского округа муниципального образования – «город Тулун».

Решением МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» ***-ДГО от ...... назначена на должность аудитора – председателя МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун».

Решением МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» ***/-ДГО от ...... избран на должность председателя Думы городского округа шестого созыва С..

Суду предоставлен трудовой договор от ......, согласно которому МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» в лице председателя Думы С.. (работодатель) и К..., назначенная на должность аудитора МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» решением Думы ***-Р/ДГО от ...... (работник) согласно которому работник К... принята на муниципальную службу в МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» на главную должность муниципальной службы аудитором КСП.

Пунктом 4 трудового договора установлено, что работник имеет право в том числе и на повышение квалификации.

Как установлено судом в судебном заседании аудитор КСП К... обратилась с письменным заявлением к председателю Думы городского округа С.., согласно которому просит направить ее в командировку с ...... по ...... в г.Иркутск для участия в информационно-консультационном семинаре, с приложением программы семинара.

Приказом председателя МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» *** от ...... аудитор МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» К... направлена в командировку в г.Иркутск сроком на 4 календарных дня с ...... по ...... с целью участия в информационно-консультационном семинаре.

Сопроводительным письмом от ......*** председатель МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» направил для сведения председателю МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» копию распоряжения председателя Думы *** от ...... о присвоении классного чина аудитору КСП К... и копию приказа «12 от ...... о направлении К... в командировку.

Суду предоставлен сертификат, который подтверждает, что ......К... повысила профессиональный уровень в объеме 40 часов в рамках спецкурса 2.2.1 по программе новое в бухгалтерском учете и налогообложении государственных (муниципальных) учреждений.

Председатель МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» сопроводительным письмом от ......*** направил председателю МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» для возмещения командировочных расходов аудитору К... в соответствии с приказом *** от ......: 1. Билет на автобус Тулун – Иркутск – ***, 2. Билет на автобус Иркутск – Тулун – ***. Кроме того в письме содержится следующее: «При наличии в бюджете денежных средств решите вопрос об оплате К... информационно-консультационных услуг по повышению квалификации в размере ***. Чек-ордер Иркутского городского отделения *** филиал *** орт ...... прилагается».

Таким образом судом в судебном заседании установлено, что К... является аудитором МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун», работодателем которой выступает МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун».

В силу положений ст.196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно *** Устава муниципального образования - «город Тулун» нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование - "город Тулун", от имени которого полномочия нанимателя осуществляют мэр города - в отношении муниципальных служащих администрации города, председатель Думы города - в отношении муниципальных служащих аппарата Думы города, председателя и аудитора Контрольно-счетной палаты города, председатель Контрольно-счетной палаты города - в отношении муниципальных служащих аппарата Контрольно-счетной палаты города.

Суду предоставлено Положение о Контрольно-счетной палате городского округа муниципального образования – «город Тулун», пунктом 1 статьи 4 которого установлено, что председатель ми аудитор Контрольно-счетной палаты назначаются на должность Думой городского округа.

Пунктом *** Положения о Контрольно-счетной палате городского округа муниципального образования – «город Тулун» установлено, что представителем нанимателя, наделенным правами работодателя, определенными Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 02.03.2007 №25-Фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также иными законодательными актами, для председателя и аудитора Контрольно-счетной палаты является председатель Думы городского округа.

Председатель Думы осуществляет права и обязанности в отношении председателя и аудитора КСП: заключает трудовой договор; дополнительные соглашения; вносит записи в трудовую книжку; ведет учет фактически отработанного времени; осуществляет согласование отпусков, поощряет за добросовестный эффективный труд; привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами; требует от работников исполнения их трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, а также исполняет иные функции работодателя, предусмотренные законодательством.

Таким образом судом установлено, что работодателем аудитора МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» является МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун». Представителем работодателя/нанимателя по отношению к аудитору КСП К... является председатель Думы С..

Трудовым договором К... предоставлено право на повышение квалификации (п.4), воспользовавшись которым она обратилась к работодателю с письменным заявлением о направлении ее для участия в семинаре. Указанное заявление К... было рассмотрено работодателем в лице председателя Думы и удовлетворено, в связи с чем и издан оспариваемый приказ о направлении в командировку.

Судом в судебном заседании установлено, что председатель МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» С.. исполняя свои обязанности по отношении к работнику – аудитору КСП К... издал и подписал оспариваемый приказ.

Действия председателя Думы по изданию и подписанию оспариваемого приказа соответствуют действующему законодательству, и входят в его компетенцию.

Довод административного истца о том, что издание председателем Думы приказа относительно аудитора КСП, вмешивается в руководство деятельностью КСП, нарушает принцип организационной и функциональной независимости КСП, суд находит несостоятельным, поскольку непосредственно в осуществление деятельности МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» председатель МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» не вмешивался, он выполнял возложенные на него обязанности работодателя по отношении к работнику. Издание оспариваемого приказа и направление в командировку аудитора КСП входит в обязанность работодателя – МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун», представителем которого является председатель Думы по отношению к работнику – аудитору КСП К...

Кроме того, довод административного истца о том, что приказ о направление в командировку аудитора нарушал права КСП, так как необходимо было проводить экспертно – аналитическое мероприятие на проект решения Думы городского округа «О бюджете муниципального образования – «город Тулун» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 года» судом признается несостоятельным, так как с распоряжением председателя МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» ***-р от ...... о проведении экспертно – аналитическое мероприятие аудитор К... ознакомлена не была. Кроме того, издание указанного распоряжение не может являться основанием для признания приказа работодателя о направлении в командировку работника незаконным.

Довод административного истца о том, что в бюджете КСП не было запланировано расходов на обучение, повышение квалификации не может ставить под сомнение право работодателя направить конкретного работника в командировку для участия в семинаре.

Согласно разъяснения ВС РФ, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Оспариваемое административным истцом поименованное как «уведомление» от ......*** не носит правовой характер, не создает обязанности лицу, которому адресовано оно, является сопроводительным письмом, которым председатель МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» направил председателю МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования – «город Тулун» билет на автобус Тулун – Иркутск – ***, билет на автобус Иркутск – Тулун – ***. Кроме того оспариваемом сопроводительном письме указания рекомендательного характера, отсутствуют указания для совершения конкретных волевых распоряжений председателя МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун». Указанное сопроводительное письмо, поименованное административным истцом как «уведомление» не относится к решению органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для административного истца. В связи с чем у суда отсутствуют основания для его признания незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» к МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» о признании незаконными приказа МУ «Дума городского округа» *** от ...... о направлении аудитора МУ «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» К... в командировку, уведомление председателя МУ «Дума городского округа муниципального образования - «город Тулун» от ......*** – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Мицкевич А.О.