ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-245/2022 от 10.02.2022 Камышловского городского суда (Свердловская область)

В окончательной форме изготовлено 10.02.2022 года

УИД: Дело № 2а-245/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камышлов 08 февраля 2022 года

Камышловский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.А.,

при секретаре Ошиваловой С.В.,

с участием: представителя административного ответчика Клименко А.В., действующего по доверенности № 9 от 04.02.2022, по доверенности № 10 от 30.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ширыкаловой ФИО10 к Главе Камышловского муниципального района и Администрации Камышловского муниципального района о признании ответа на обращение незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Ширыкалова О.Н. обратилась в суд с иском к Главе МО Камышловский муниципальный район о признании ответа на обращение незаконным.

В обоснование требований указано, что в период с 16.11.2021 по 21.12.2021 административный ответчик необъективно рассмотрел ее обращение (жалобу) и, таким образом, уклонился от защиты ее прав на получение качественных жилищных услуг, нарушаемых управляющей организацией ООО «Обслуживающая районная компания». Данное обращение считает незаконным. Жалоба на необъективное рассмотрение обращения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему лицу не подавалось. Просит признать рассмотрение обращения незаконным.

Определением суда от 14.01.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО «Восточное сельское поселение».

Определением суда от 08.02.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Камышловского муниципального района.

Административный истец Ширыкалова О.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без своего участия, на доводах иска настаивает. В письменных объяснениях к иску указала, что в процессе проверки не были учтены доказательства (фотографии и видеозаписи), имеющиеся у Ширыкаловой О.Н., о ненадлежащем состоянии крыши и подвала. Акты сезонных осмотров за период с 2020 по 2021 годы не были исследованы. С 13.12.2020 в подвал постоянно проникают жидкие бытовые отходы из-за рассохшихся труб системы водоотведения. Отходы удаляются несвоевременно и не полностью. 28.11.2021 подвал был затоплен отходами. 29.11.2021 из подвала удалено 10 куб.м отходов. 24.12.2021 собственники с привлечением полиции осмотрели состояние подвала и выявили два участка с оставшимися отходами. С марта 2020 управляющая компания содержит крышу дома в ненадлежащем состоянии, в результате чего осколки, сажа, цементная пыль проникают в жилые помещения. Поэтому заклеивание вентиляционных окон вынужденное. Оборудование подвала вентиляцией произведено без разрешения собственников и с нарушением требований СНиП. В результате под жилое помещение Ширыкаловой О.Н. проникает холодный воздух, снижается температура воздуха в квартире.

Представитель административных ответчиков Главы Камышловского муниципального района и Администрации Камышловского муниципального района Клименко А.В. по доверенности в судебном заседании административный иск не признал, суду пояснил, что 15.11.2021 на прием по личным вопросам к главе Камышловского муниципального района обратилась Ширыкалова О.Н. с вопросом о некачественной работе управляющей компании. Администрация Камышловского муниципального района не осуществляет полномочия в соответствии с жилищным законодательством, подведомственный администрации района муниципальный жилищный фонд по адресу: пос. Восточный, ул. 9 мая, д.9, отсутствует, следовательно, Администрация Камышловского муниципального района не вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Несмотря на это, администрацией Камышловского муниципального района был направлен запрос генеральному директору ООО «Обслуживающая районная компания» о предоставлении информации о мерах, принимаемых управляющей организацией для устранения протечек из коммуникаций жилого дома по адресу: Камышловский район, п. Восточный ул. 9 мая д.9, и сроках их исполнения. На основании информации полученной от ООО «Обслуживающая районная компания» Ширыкаловой О.Н. был подготовлен и направлен ответ. Поскольку подготовка ответа зависела от получения информации другого органа срок проведения проверки был продлен в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». Административный истец ошибочно полагает рассмотрение своего обращения незаконным, тогда как оно было рассмотрено объективно и всесторонне, для чего были запрошены необходимые материалы и документы в управляющей организации. Ответ на обращение основан на информации и документах предоставленных ООО «Обслуживающая районная компания», сведения о недостоверности указанной информации на момент подготовки ответа не поступали. Административный регламент по рассмотрению обращений граждан в администрации Камышловского муниципального района отсутствует, порядок работы с обращениями граждан урегулирован положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». Просит в удовлетворении административного иска Ширыкаловой О.Н. отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрация МО «Зареченское сельское поселение» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просит рассмотреть дело без своего участия, доводы административного ответчика полагают не подлежащими удовлетворению, поскольку в ответе на обращение Ширыкаловой О.Н. изложены фактические обстоятельства.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административных ответчиков, изучив административный иск, доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с абз. 3 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение им прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 15.11.2021 на прием по личным вопросам к главе Камышловского муниципального района обратилась Ширыкалова Ольга Николаевна с вопросом о некачественной работе управляющей компании ООО «Обслуживающая районная компания», о затоплении подвала и наличии мусора в подвале многоквартирного дома по адресу: п. Восточный, ул. 9 Мая, д. 9. При устном обращении заявитель представила копию письма ООО «Обслуживающая районная компания».

Административный регламент по рассмотрению обращений граждан в администрации Камышловского муниципального района отсутствует. Порядок работы с обращениями граждан в Камышловском муниципальном районе урегулирован положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 1-5 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В силу ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с п.п. 3-4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как следует из ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как следует из материалов дела, предметом обращения Ширыкаловой О.Н. является ненадлежащее исполнение управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом, обязанностей по содержанию общедомового имущества.

В соответствии с п. 3 статьи 2 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 86-03 (ред. от 15.07.2021) «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области» во взаимодействии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области, закрепляются следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных федеральным законом вопросов местного значения городских поселений: вопросы местного значения, связанные с обеспечением проживающих в сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 5-8 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

В соответствии с вышеуказанными разъяснениями законодательства, муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления, в данном случае Администрацией МО «Восточное сельское поселение», в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 ЖК РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации, в данном случае Территориальным отделом контроля и надзора № 5 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (г. Ирбит).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Администрация Камышловского муниципального района не осуществляет полномочия муниципального жилищного контроля и жилищного надзора, и выдачу предписания об устранении выявленных нарушений действующего жилищного законодательства. Муниципальный жилищный фонд по адресу: <адрес> не относится к ведомственному контролю Администрации Камышловского района.

Как следует из представленных административным ответчиком материалов по обращению Ширыкаловой О.Н., с целью подготовки ответа на обращение администрацией Камышловского муниципального района был направлен запрос генеральному директору ООО «Обслуживающая районная компания» о предоставлении информации о мерах, принимаемых управляющей организацией для устранения протечек из коммуникаций жилого дома по адресу: <адрес>, и сроках их исполнения.

Из ответа ООО «Обслуживающая районная компания» следует, что 12.03.2021 специалистами ООО «Обслуживающая районная компания» произведены работы по ремонту поврежденного участка канализационной системы <адрес>, осуществлена откачка воды, уборка строительного мусора. Техническое подполье многоквартирного дома подтопляет грунтовыми водами, поднимающимися в верхние почвенные слои. Данное явление носит систематический характер, о котором специалистов управляющей организации не уведомили ни собственники, ни представители органов местного самоуправления. Проведение работ по предотвращению дальнейшего подтопления технического подполья путем разравнивания грунта или полной герметизации технического подполья цементно-песчаной смесью осложняется конструктивными особенностями многоквартирного дома, которые не позволяют специалистам с необходимой техникой проникнуть во все помещения. В виду того, что данный вид работ относится к работам в рамках текущего ремонта, ООО «Обслуживающая районная компания» 13.07.2021 направило старшей по многоквартирному дому Прокопчук Г.А., протокол общего собрания собственников, с просьбой инициировать собрание для решения вопроса о проведении ремонтных работ и оборудовании слуховых окон (продухов) в техническом подполье рассматриваемого многоквартирного дома для проведения дальнейших работ. 17.09.2021 по инициативе ООО «Обслуживающая районная компания» проведено общее собрание собственников многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>. Протоколом общего собрания собственников принято решение о проведении работ по оборудованию вентиляционных окон (продухов) в цокольной части многоквартирного дома (копия протокола прилагается). 10.09.2021 специалистами ООО «Обслуживающая районная компания» при участии представителя Администрации «Восточное сельское поселение» проведен комиссионный осмотр многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, на предмет незаконного переустройства (переоборудования) - жилых помещений. В ходе осмотра установлено, что собственники некоторых жилых помещений самостоятельно запенили или закрыли обоями дымов ентиляционные каналы, что привело к нарушению циркуляции воздуха в многоквартирном доме и появлению повышенной влажности. 10.12.2021 специалистами ООО «Обслуживающая районная компания» проведены работы по оборудованию первых вентиляционных окон (продухов) под первым подъездом вышеуказанного многоквартирного дома (фотографии прилагаются).

На основании информации полученной от ООО «Обслуживающая районная компания» 21.12.2021 был подготовлен и направлен ответ на обращение Ширыкаловой О.Н.. (л.д. 8).

Как следует из письменного ответа от 21.12.2021, ответ на обращение основан на информации и документах предоставленных ООО «Обслуживающая районная компания», сведения о недостоверности указанной информации на момент подготовки ответа в адрес Администрации не поступали.

Доводы административного истца, изложенных в письменных объяснениях к иску о том, что административным истцом не были исследованы фотографии и видеозаписи, которые имеются в ее распоряжении, а также ссылка на акт осмотра технического подполья от 24.12.2021, составленный жителями многоквартирного дома с участием участкового уполномоченного полиции, не являются основанием для признания ответа на обращение неполным или недостоверным, поскольку фото- и видеоматериалов на личном приеме Ширыкаловой О.Н. не предоставлялось, а акт осмотра от 24.12.2021 был составлен после обращения административного истца на личном приеме 15.11.2021 и после направления ответа на обращение от 21.12.2021, и, соответственно, не были предметом рассмотрения при подготовке ответа на обращение. Акты сезонных осмотров за период с 2020 по 2021 годы представлены управляющей компанией и были исследованы при подготовке ответа на обращение.

Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение Ширыкаловой О.Н. в адрес главы Камышловского муниципального района от 15.11.2021 рассмотрено административным ответчиком объективно и всесторонне, для чего были запрошены и исследованы необходимые материалы и документы в управляющей организации, с соблюдением установленных сроков.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания действий (бездействия) незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

В данном случае, ответ должностного лица на обращение Ширыкаловой О.Н. не привело к нарушению прав административного истца.

При таких обстоятельствах, оснований для признания ответа главы Камышловского муниципального района на обращение Ширыкаловой О.Н. незаконным не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Ширыкаловой ФИО11 к Главе Камышловского муниципального района и Администрации Камышловского муниципального района о признании ответа на обращение незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Афанасьева