ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-245/2023 от 13.07.2023 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2023 года город Новосибирск

дело № 2а-245/2023

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

в составе:судьи Котина Е.И.

при секретаре Григорьеве А.И.,

при помощнике Сирицану А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-245/2023 по административному исковому заявлению Новрузова Руслана Байрам оглы, Новрузова Рустама Байрам оглы, Новрузовой Любови Григорьевны, Рагимовой Натальи Григорьевны, Новрузовой Алины Азер-кызы к мэрии г. Новосибирска о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

установил:

Новрузов Руслан Байрам оглы (2 иска), Новрузов Рустам Байрам оглы, Новрузова Любовь Григорьевна, Рагимова Наталья Григорьевна, Новрузова Алина Азер-кызы обратились в суд с исками к мэрии г. Новосибирска о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Дела принято судом к производству в порядке искового гражданского судопроизводства.

Определением от 18.07.2022 г. дела объединены в одно производство (т.6, л.д.21).

В дальнейшем с учетом характера заявленных требований судом определено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (т.7, л.д.113).

В обоснование требований истец Новрузова Любовь Григорьевна (т.1, л.д.3-4) указала, что Новрузова Л.Г. обратилась в Мэрию города Новосибирска 20.01.2022г с заявлением о предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 825 кв.м. в Советском районе для индивидуального жилищного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществлялась с учетом Кадастрового Плана Территории полученного из Росреестра, утвержденных документов территориального, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

16.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка и схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 № 9615 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)).

Считает данный отказ безосновательным и незаконным по следующим причинам:

было отказано в образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, сославшись на несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).

Однако, в соответствии с утвержденным Постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 № Проекту Планировки территории границы спорного земельного участка расположены в границах зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.

Таким образом, отсутствует несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территорий, так как спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В настоящее время после внесения изменений в 2017 году изменились условные обозначения (в ред. введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 14.02.2017 ) и введены новые зоны в 2015 году (глава 8 градостроительного зонирования территории города Новосибирска (глава в редакции, введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 ). Согласно карте градостроительного зонирования города Новосибирска (приложение № 2 в ред. Решения совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 прилагается к исковому), а также в соответствии с полученной справкой главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска о предоставляемых сведениях, документах, материалах из государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-6: зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Более того, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (утвержденном постановлением мэра города Новосибирска от 06.04.2020 ), были нарушены сроки рассмотрения заявления Новрузовой Л.Г.: в соответствии с п. 2.4 срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в соответствии с п. 3.3.8 срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов на получение муниципальной услуги, изданию постановления мэрии о согласовании либо постановления мэрии об отказе в согласовании - 26 дней.

Заявление Новрузовой Л.Г. на предварительное согласование было зарегистрировано 20.01.2022, то есть вопрос о согласовании должен был быть рассмотрен и издано постановление не позднее 26 дней, то есть не позднее 15.02.2022 года, и постановление должно быть отправлено не позднее 18.02.2022, то есть в течение трех дней с момента издания постановления (п. 3.4 2 вышеуказанного административного регламента). В итоге, постановление было издано 16.03.2022, а направлено только 28.03.2022.

С учётом уточнений (т.1, л.д.31) просит суд:

признать постановление Мэрии города Новосибирска от 16.03.2022 об отказе Новрузовой Л.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Советском районе – незаконным;

обязать Мэрию г.Новосибирска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка 825 кв.м. по пер. Васильковому в Советском районе г.Новосибирска для индивидуального жилищного строительства по заявлению Новрузовой Л.Г. от 20.01.2022г.

В обоснование требований истец Новрузов Рустам Байрам оглы (т.2, л.д.3-5) указал, что Новрузов Р.Б. обратился в Мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 955 кв. м. в Советском районе для индивидуального жилищного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществлялась с учетом Кадастрового Плана Территории полученного из Росреестра, утвержденных документов территориального, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

16.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка и схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)).

Считает данный отказ безосновательным и незаконным по следующим причинам:

было отказано в образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, сославшись на несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).

Однако, в соответствии с утвержденным Постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 Проекту Планировки территории границы спорного земельного участка расположены в границах зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.

Таким образом, отсутствует несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территорий, так как спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В настоящее время после внесения изменений: в 2015 году на карте градостроительного зонирования территории города Новосибирска установлены новые виды территориальных зон и подзон (глава 8 градостроительного зонирования территории города Новосибирска (глава в редакции, введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 ); в 2017 году изменились условные обозначения зон (в ред. введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 14.02.2017 ).

Согласно Карте Градостроительного Зонирования города Новосибирска (приложение № 2 в ред. Решения совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 ); открытым данным сведений о «Территориальных зонах» из публичной кадастровой карты Росреестра, а также, в соответствии с полученной справкой Главного Управления Архитектуры и Градостроительства Мэрии города Новосибирска о предоставляемых сведениях, документах, материалах из государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности - спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-6: зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Более того, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (утвержденном постановлением мэра города Новосибирска от 06.04.2020 ), были нарушены сроки рассмотрения заявления Новрузовой Л.Г.: в соответствии с п. 2.4 срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в соответствии с п. 3.3.8 срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов на получение муниципальной услуги, изданию постановления мэрии о согласовании либо постановления мэрии об отказе в согласовании - 26 дней.

Заявление от Новрузова Р.Б. было получено и зарегистрировано 04.02.2022 (вх), то есть постановление об отказе в предоставлении участка должно быть издано не позднее 1 марта 2022 года, и отправлено Новрузову Р.Б. не позднее 5 марта 2022 года. В итоге, постановление было издано 16 марта 2022, а направлено Новрузову Р.Б. только 29.03.2022 (вх)

С учётом уточнений (т.2, л.д.32) просит суд:

признать постановление Мэрии города Новосибирска от 16.03.2022 об отказе Новрузову Р.Б. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Советском районе – незаконным;

обязать Мэрию г.Новосибирска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка 955 кв.м. в Советском районе г.Новосибирска для индивидуального жилищного строительства по заявлению Новрузова Р.Б. от 04.02.2022г.

В обоснование требований истец Новрузов Рустам Байрам оглы по второму поданному им иску (т.5, л.д.3-5) указал, что Новрузов Р.Б. обратился в Мэрию города Новосибирска 14.02.2022 с заявлением о предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 832 кв.м. по улице Троицкой в Советском районе для индивидуального жилищного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществлялась с учетом Кадастрового Плана Территории полученного из Росреестра, утвержденных документов территориального, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

21.04.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)).

Было отказано в образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, сославшись на то, что Согласно подпункту 4 пункта 3 ст. 11.3 - «образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории».

В письме Минэкономразвития России от 06.03.2018 № <адрес> - содержится разъяснение, что положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома. Соответственно многоквартирных домов в границах элемента планировочной структуры должно быть два и более.

В соответствии с п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). В этом же подпункте содержится указание на то, что виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительно власти. Виды элементов планировочной структуры определены приказом Минстроя России от 25.04.2017 (в редакции от 13.05.2021) №738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», в соответствии с которым элементами планировочной структуры являются район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортного пересадочного узла, территория занятая линейным объектом и(или) предназначаемая для размещения линейного объекта.

В данном случае даже если за элемент планировочной структуры взять весь кадастровый квартал 54:35:091001, то на момент подачи заявления Новрузовым Р.Б., а также на момент получения отказа в предварительном согласовании земельного участка 21.04.2022, в данном кадастром квартале отсутствовали многоквартирные дома (схема кадастрового квартала прилагается), что соответствует предъявляемым требованиям для утверждения схемы расположения земельного участка, и согласования предоставления земельного участка в Советском районе. Единственный многоквартирный дом «таунхаус» (замороженная стройка с 2006 года), имеющийся на сегодняшний день в данном кадастровом квартале был введен в эксплуатацию лишь 19.05.2022, то есть через месяц после получения отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка. На сегодняшний день введенному в эксплуатацию МКД еще даже не присвоен адрес. Данный факт свидетельствует о незаконном основании отказа на момент его вынесения. Даже факт наличия одного многоквартирного дома, согласно разъяснению Минэкономразвития в письме от 06.03.2018 № Д23и-1133, не может служить причиной для отказа в предоставлении земельного участка, так как положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома.

Также нужно отметить, что в Территориальной зоне Ж6, к которой относится данный кадастровый квартал, в основных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отсутствует какой-либо другой вид жилищного строительства кроме Индивидуального жилищного строительства.

Далее необходимо обратить внимание на дополнительную причину отказа в предварительном согласовании земельного участка: в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). В соответствии с утвержденным Постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 Проекту Планировки территории, границы спорного земельного участка расположены в границах зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.

Таким образом, отсутствует несоответствие схеме расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 (в ред. от 30.06.2021 г.) проекту планировки территорий, так как спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В настоящее время после внесения изменений в 2017 году изменились условные обозначения (в ред. введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 14.02.2017 ) и введены новые зоны в 2015 году (глава 8 градостроительного зонирования территории города Новосибирска (глава в редакции, введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 ). Согласно карте градостроительного зонирования города Новосибирска (приложение в ред. решения совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 ), а также в соответствии с полученной справкой главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска о предоставляемых сведениях, документах, материалах из государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-6: зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Более того, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (утвержденном постановлением мэра города Новосибирска от 06.04.2020 ), были нарушены сроки рассмотрения заявления Новрузовой Л.Г.: в соответствии с п. 2.4 срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в соответствии с п. 3.3.8 срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов на получение муниципальной услуги, изданию постановления мэрии о согласовании либо постановления мэрии об отказе в согласовании - 26 дней.

Заявление Новрузовым Р.Б. на предварительное согласование было направлено 14.02.2022, то есть вопрос о согласовании должен был быть рассмотрен и издано постановление не позднее 26 дней, то есть не позднее 12 марта 2022 года, и постановление должно быть отправлено не позднее 15 марта 2022, то есть в течение трех дней с момента издания постановления (п. 3.4.2 вышеуказанного административного регламента). В итоге, постановление было издано 21 апреля 2022, а направлено только 25.04.2022.

С учётом уточнений (т.5, л.д.37) просит суд:

признать постановление Мэрии города Новосибирска от 21.04.2022 об отказе Новрузову Р.Б. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Советском районе – незаконным;

обязать Мэрию г.Новосибирска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка 955 кв.м. по <адрес> для индивидуального жилищного строительства по заявлению Новрузова Р.Б. от 14.02.2022г.

В обоснование требований истец Рагимова Наталья Григорьевна (т.3, л.д.3-6) указала, что Рагимова Н.Г. обратилась в Мэрию города Новосибирска 10.02.2022г. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 905 кв.м. в Советском районе г.Новосибирска в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществлялась с учетом Кадастрового Плана Территории полученного из Росреестра, утвержденных документов территориального, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

31.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)).

Было отказано в образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, сославшись на то, что Согласно подпункту 4 пункта 3 ст. 11.3 - «образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории».

В письме Минэкономразвития России от 06.03.2018 № <адрес> содержится разъяснение, что положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома. Соответственно многоквартирных домов в границах элемента планировочной структуры должно быть два и более.

В соответствии с п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). В этом же подпункте содержится указание на то, что виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительно власти. Виды элементов планировочной структуры определены приказом Минстроя России от 25.04.2017 (в редакции от 13.05.2021) /пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», в соответствии с которым элементами планировочной структуры являются район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортного пересадочного узла, территория занятая линейным объектом и(или) предназначаемая для размещения линейного объекта.

В данном случае даже если за элемент планировочной структуры взять весь кадастровый квартал 54:35:091001, то на момент подачи заявления, а также на момент получения отказа в предварительном согласовании земельного участка 31.03.2022, в данном кадастром квартале отсутствовали многоквартирные дома (схема кадастрового квартала прилагается),что соответствует предъявляемым требованиям для утверждения схемы расположения земельного участка, и согласования предоставления земельного участка в Советском районе. Единственный многоквартирный дом «таунхаус» (замороженная стройка с 2006 года), имеющийся на сегодняшний день в данном кадастровом квартале был введен в эксплуатацию лишь 19.05.2022, то есть через месяц после получения отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка. На сегодняшний день введенному в эксплуатацию МКД еще даже не присвоен адрес. Данный факт свидетельствует о незаконном основании отказа на момент его вынесения. Даже факт наличия одного многоквартирного дома, согласно разъяснению Минэкономразвития в письме от 06.03.2018 № <адрес>, не может служить причиной для отказа в предоставлении земельного участка, так как положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома.

Также необходимо отметить, что в Территориальной зоне Ж6, к которой относится данный кадастровый квартал, в основных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отсутствует какой-либо другой вид жилищного строительства кроме Индивидуального жилищного строительства.

Далее необходимо обратить внимание на дополнительную причину отказа в предварительном согласовании земельного участка: в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). В соответствии с утвержденным Постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 Проекту Планировки территории, границы спорного земельного участка расположены в границах зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.

Таким образом, отсутствует несоответствие схеме расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 (в ред. от 30.06.2021 г.) проекту планировки территорий, так как спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В настоящее время после внесения изменений в 2017 году изменились условные обозначения (в ред. введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 14.02.2017 ) и введены новые зоны в 2015 году (глава 8 градостроительного зонирования территории города Новосибирска (глава в редакции, введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 ). Согласно карте градостроительного зонирования города Новосибирска (приложение в ред. решения совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 ), а также в соответствии с полученной справкой главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска о предоставляемых сведениях, документах, материалах из государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-6: зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Более того, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (утвержденном постановлением мэра города Новосибирска от 06.04.2020 ), были нарушены сроки рассмотрения заявления Новрузовой Л.Г.: в соответствии с п. 2.4 срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в соответствии с п. 3.3.8 срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов на получение муниципальной услуги, изданию постановления мэрии о согласовании либо постановления мэрии об отказе в согласовании - 26 дней.

Заявление Рагимовой Н.Г. на предварительное согласование было зарегистрировано 10.02.2022, то есть вопрос о согласовании должен был быть рассмотрен и издано постановление не позднее 26 дней, то есть не позднее 07.03.2022 года, и постановление должно быть отправлено не позднее 10.03.2022, то есть в течении трех дней с момента издания постановления (п. 3.4.2 вышеуказанного административного регламента). В итоге постановление было издано 31 марта 2022, а направлено только 05.04.2022.

С учётом уточнений (т.3, л.д.37) просит суд:

признать постановление Мэрии города Новосибирска от 31.03.2022 об отказе Рагимовой Н.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 905 кв.м. в Советском районе – незаконным;

обязать Мэрию г. Новосибирска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка 905 кв.м. в Советском районе г. Новосибирска для индивидуального жилищного строительства по заявлению Рагимовой Н.Г. от 10.02.2022г.

В обоснование требований истец Новрузова Алина Азер-кызы (т.4, л.д.3-6) указала, что обратилась в Мэрию города Новосибирска 10.02.2022г. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 957 кв.м. в Советском районе г.Новосибирска в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществлялась с учетом Кадастрового Плана Территории полученного из Росреестра, утвержденных документов территориального, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

31.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)).

Было отказано в образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, сославшись на то, что Согласно подпункту 4 пункта 3 ст. 11.3 - «образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории».

В письме Минэкономразвития России от 06.03.2018 № <адрес> содержится разъяснение, что положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома. Соответственно многоквартирных домов в границах элемента планировочной структуры должно быть два и более.

В соответствии с п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). В этом же подпункте содержится указание на то, что виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительно власти. Виды элементов планировочной структуры определены приказом Минстроя России от 25.04.2017 (в редакции от 13.05.2021) /пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», в соответствии с которым элементами планировочной структуры являются район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортного пересадочного узла, территория занятая линейным объектом и(или) предназначаемая для размещения линейного объекта.

В данном случае даже если за элемент планировочной структуры взять весь кадастровый квартал 54:35:091001, то на момент подачи заявления, а также на момент получения отказа в предварительном согласовании земельного участка 10.02.2022, в данном кадастром квартале отсутствовали многоквартирные дома (схема кадастрового квартала прилагается), что соответствует предъявляемым требованиям для утверждения схемы расположения земельного участка, и согласования предоставления земельного участка в Советском районе. Единственный многоквартирный дом «таунхаус» (замороженная стройка с 2006 года), имеющийся на сегодняшний день в данном кадастровом квартале был введен в эксплуатацию лишь 19.05.2022, то есть через месяц после получения отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка. На сегодняшний день введенному в эксплуатацию МКД еще даже не присвоен адрес. Данный факт свидетельствует о незаконном основании отказа на момент его вынесения. Даже факт наличия одного многоквартирного дома, согласно разъяснению Минэкономразвития в письме от 06.03.2018 № <адрес>, не может служить причиной для отказа в предоставлении земельного участка, так как положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома.

Также необходимо отметить, что в Территориальной зоне Ж6, к которой относится данный кадастровый квартал, в основных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отсутствует какой-либо другой вид жилищного строительства кроме Индивидуального жилищного строительства.

Далее необходимо обратить внимание на дополнительную причину отказа в предварительном согласовании земельного участка: в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). В соответствии с утвержденным Постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 Проекту Планировки территории, границы спорного земельного участка расположены в границах зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.

Таким образом, отсутствует несоответствие схеме расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 (в ред. от 30.06.2021 г.) проекту планировки территорий, так как спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В настоящее время после внесения изменений в 2017 году изменились условные обозначения (в ред. введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 14.02.2017 ) и введены новые зоны в 2015 году (глава 8 градостроительного зонирования территории города Новосибирска (глава в редакции, введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 ). Согласно карте градостроительного зонирования города Новосибирска (приложение в ред. решения совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 ), а также в соответствии с полученной справкой главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска о предоставляемых сведениях, документах, материалах из государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-6: зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Более того, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (утвержденном постановлением мэра города Новосибирска от 06.04.2020 ), были нарушены сроки рассмотрения заявления Новрузовой Л.Г.: в соответствии с п. 2.4 срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в соответствии с п. 3.3.8 срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов на получение муниципальной услуги, изданию постановления мэрии о согласовании либо постановления мэрии об отказе в согласовании - 26 дней.

Заявление Новрузовой А.А. на предварительное согласование было зарегистрировано 10.02.2022, то есть вопрос о согласовании должен был быть рассмотрен и издано постановление не позднее 26 дней, то есть не позднее 7 марта 2022 года, и постановление должно быть отправлено не позднее 10 марта 2022, то есть в течение трех дней с момента издания постановления (п. 3.4 2 вышеуказанного административного регламента). В итоге, постановление было издано 31 марта 2022, а направлено только 05.04.2022.

С учётом уточнений (т.4, л.д.44) просит суд:

признать постановление Мэрии города Новосибирска от 31.03.2022 об отказе Новрузовой А.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Советском районе – незаконным;

обязать Мэрию г.Новосибирска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка 957 кв.м. в Советском районе г.Новосибирска для индивидуального жилищного строительства по заявлению Новрузовой А.А. от 10.02.2022г.

В обоснование требований истец Новрузов Руслан Байрам оглы (т.6, л.д.3-4) указал, что Новрузов Руслан Байрам оглы обратился в Мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 964 кв.м. в Советском районе для индивидуального жилищного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществлялась с учетом Кадастрового Плана Территории полученного из Росреестра, утвержденных документов территориального, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

16.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка и схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)).

Считает данный отказ безосновательным и незаконным по следующим причинам:

было отказано в образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, сославшись на несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).

Однако, в соответствии с утвержденным Постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 Проекту Планировки территории границы спорного земельного участка расположены в границах зоны застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.

Таким образом, отсутствует несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территорий, так как спорный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В настоящее время после внесения изменений: в 2015 году на карте градостроительного зонирования территории города Новосибирска установлены новые виды территориальных зон и подзон (глава 8 градостроительного зонирования территории города Новосибирска (глава в редакции, введенной решением совета депутатов города Новосибирска от, 02.12.2015 ); в 2017 году изменились условные обозначения зон (в ред. введенной решением совета депутатов города Новосибирска от 14.02.2017 ).

Более того, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (утвержденном постановлением мэра города Новосибирска от 06.04.2020 ), были нарушены сроки рассмотрения заявления Новрузовой Л.Г.: в соответствии с п. 2.4 срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; в соответствии с п. 3.3.8 срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов на получение муниципальной услуги, изданию постановления мэрии о согласовании либо постановления мэрии об отказе в согласовании - 26 дней.

Заявление от Новрузова Р.Б. было получено и зарегистрировано 04.02.2022 (вх), то есть постановление об отказе в предоставлении участка должно быть издано не позднее 1 марта 2022 года, и отправлено Новрузову Р.Б. не позднее 5 марта 2022 года. В итоге, постановление было издано 16 марта 2022, а направлено Новрузову Р.Б. только 29.03.2022 (вх).

С учётом уточнений (т.6, л.д.192) просит суд:

признать постановление Мэрии города Новосибирска от 16.03.2022 об отказе Новрузову Р.Б. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Советском районе – незаконным;

обязать Мэрию г.Новосибирска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка 964 кв.м. по ул.Зеленой в Советском районе г.Новосибирска для индивидуального жилищного строительства по заявлению Новрузова Р.Б. от 04.02.2022г.

В судебном заседании истец Норузов Р.Б.о. требования поддержал по указанным в иске основаниям, с учетом дополнительных пояснений (т.6, л.д.209-210).

Иные истцы не явились, извещены.

В судебное заседание представитель ответчика мэрии г. Новосибирска не явился, извещен, ранее в судебном заседании представитель ответчика мэрии г. Новосибирска требования иска не признал, в обоснование возражений (т.6, л.д.1762-174) указал, что статьей 39.1 Земельного кодекса установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст. 39.15 ЗК РФ.

Согласно п. 2.2. постановления мэрии города Новосибирска от 06.04.2020 «Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления муниципальной собственности» (далее - постановление мэрии от 06.04.2020 ) муниципальная услуга по предварительному согласованию предоставления земельного участка оказывается департаментом строительства и архитектуры мэрии (ДСА), Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии.

20.01.2022 Новрузова Л. Г. обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

20.01.2022 Рагимова Н. Г. обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

04.02.2022 Новрузов Р. Б. обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

04.02.2022 Новрузов Р. Б. обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

10.02.2022 Новрузова А. А обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Согласно п. п. 2.4, 2.7.1, 2.7.6 постановления мэрии от 06.04.2020 срок предоставления муниципальной услуги - 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет заявление по образцу, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (при наличии), схему расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Пунктом 2.3 постановления мэрии от 06.04.2020 установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю постановления мэрии о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо отказ в предоставлении муниципальной услуги.

16.03.2022 было принято оспариваемые постановления , 850, 852, 853.

31.03.2022 было принято оспариваемое постановление .

Само по себе несоблюдение срока рассмотрения заявления не является достаточным основанием для удовлетворения административного искового заявления.

Таким образом, мэрия города Новосибирска в пределах предоставленных полномочий рассмотрела заявление истцов и принял соответствующее решение.

Образуемые земельные участки 957 кв.м., 572 кв.м., 964 кв.м., 825 кв.м. не соответствуют утвержденному проекту планировки территории.

Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.4 ч.16 ст. 11.10 одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Аналогичное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлено в пункте 2.13.1.4 постановления мэрии от 06.04.2020 , заключающееся в несоответствии схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно п. 2 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

На испрашиваемых истцами территориях действует постановление мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе». Согласно данному проекту планировки, на спорной территории установлена зона планируемого размещения объекта - зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). Территориальная зона Ж-2 не содержит вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».

Таким образом, истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Советском районе ввиду отсутствия испрашиваемого вида разрешенного использования в документации по планировке территории.

При таких обстоятельствах можно сделать вывод о том, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, каких-либо прав и свобод административного истца не нарушает.

Новрузовой А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований земельного законодательства.

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11,10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.5 ч.16 ст. 11.10 одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами

Аналогичное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены в пункте 2.13.1.5 постановления мэрии от 06.04.2020 основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.4 ч.3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, пунктами 4 и 5 которой предусмотрено, что основаниями к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка являются несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено испрашиваемой схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно пункту 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 35 ст. 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).

В соответствии с данными публичной кадастровой карты, испрашиваемая территория находится в квартале 54:35:091001. В границах элемента планировочной структуры квартала 54:35:09100 находятся земельные участки с кадастровыми , , которые имеют вид разрешенного использования «для малоэтажного жилого комплекса».

По смыслу приведенных выше норм права, в случаях, когда в отношении территории разработан и утвержден проект межевания, все существующие и образуемые земельные участки должны соответствовать данному проекту. Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 71-КГ18-8.

Таким образом, при наличии утвержденного проекта межевания в отношении испрашиваемой территории, образование земельного участка путем утверждения представленной обществом схемы будет противоречить требованиям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и по сути требования общества направлены на обход установленной законом процедуры образования земельных участков.

Кроме того, административный истец в силу пункта 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с предложением по подготовке проекта межевания испрашиваемой территории.

Кроме того, истцы в п. 2 просительной части исков просят суд обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка в Советском районе, однако судебные акты не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Таким образом, суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному Конституцией Российской Федерации.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст. 39.15 ЗК РФ.

В соответствии с п.3.27 постановления мэрии города Новосибирска от 07.07.2020 № 2005 «О положениях о структурных подразделениях департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска», к одной из основных функций Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска относится обеспечение предварительного согласования предоставления земельного участка и предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование для целей строительства, предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Пунктом 2.3 постановления мэрии от 06.04.2020 № 1144 «Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления муниципальной собственности» установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю постановления мэрии о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 905 кв.м. в Советском районе ввиду нарушений требований, установленных п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ.

Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав явившихся лиц, оценив позиции лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что 20.01.2022 Новрузова Л. Г. обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (т.1, л.д.25-26).

04.02.2022 Новрузов Рустам Байрам оглы обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (т.2, л.д.24-25).

21.02.2022 Новрузов Рустам Байрам оглы обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (т.5, л.д.29-30).

10.02.2022 Рагимова Н. Г. обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (т.3, л.д.29-30).

04.02.2022 Новрузов Руслан Байрам оглы обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (т.6, л.д.75-76).

10.02.2022 Новрузова А.А. обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (т.4, л.д.29-30).

По данным заявлениям 16.03.2022 Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка и схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)) – т.1, л.д.24.

16.03.2022 Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка и схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)), т.2, л.д.23.

21.04.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)), т.5, л.д.28.

31.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)), т.3, л.д.28.

31.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)), т.4, л.д.28.

16.03.2022 по данному заявлению Мэрией города Новосибирска вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления участка и схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)), т.6, л.д.74.

Полагая данные отказы вынесенными с нарушением закона и прав истцов, истцы обратились в суд с настоящими исками.

Оценивая доводы истца и ответчика, суд исходит из следующих норм права.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С учётом указанных норм закона, а также с учетом того, что истцы обратились в суд почтой 15.06.2023 г., срок на обращение в суд истцами не пропущен.

Согласно ст.39.14 Земельного кодекса РФ предусматривается порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, в том числе подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать.

Согласно п.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пп.1,3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст. 11.10 ЗК РФ, а также разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п.12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из оспариваемых истцами отказов в предварительном согласовании предоставления земельного участка следует, что истцам отказано в по двум основаниям:

в связи с несоответствием утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 проекту планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (образуемый земельный участок полностью располагается в границах зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2));

схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Оценивая первое основание для отказа, суд учитывает, что как следует из материалов дела, постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 утвержден проект планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе (т.6, л.д.50-71).

Согласно представленной схеме чертежа проекта планировки (приложение к указанному постановлению) границы спорного земельного участка расположены в зоне, выделенной желтым цветом, которая в соответствии с условными обозначениями обозначена как зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами (Ж-2).

Как следует из ответ на судебный запрос ГУАиГ ДСЭ мэрии г. Новосибирска от 20.03.2023 г. (т.7, л.д.4), «развитие города Новосибирска осуществляется на основании Генерального плана города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 , Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 , программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры города Новосибирска и документации по планировке территории (проекты планировки территорий города, проекты межевания).

Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утв. решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 , запрашиваемые земельные участки по:

<адрес>, (12);

<адрес>, (15);

<адрес>, (8а);

<адрес>, (30);

<адрес> (7);

<адрес>, (26а) в Советском районе, и прилегающая к ним территория, были отнесены к территориальной зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами (Ж-2). В данной территориальной зоне в градостроительных регламентах были в т. ч. виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: «одноквартирные жилые дома с приусадебными земельными участками; многоквартирные блокированные жилые дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками с придомовыми земельными участками; многоквартирные малоэтажные жилые дома (секционного, галерейного, коридорного типов), в том числе со встроенными или встроено-пристроенными: помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками, автостоянками».

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.02.2014 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска»» территориальная зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами (Ж-2) была разделена на зону застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) и зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6).

Запрашиваемые земельные участки, и прилагающая к ним территория, были отнесены к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6), в которой располагаются по настоящее время. В градостроительных регламентах зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6) содержался вид разрешенного использования земельных участков и других объектов недвижимости: «индивидуальные жилые дома». В зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) в градостроительных регламентах такой вид не предусмотрен.

В настоящее время действует редакция решения Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2022 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска». Градостроительные регламенты территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6) содержит вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: «для индивидуального жилищного строительства (2.1)» - «индивидуальные жилые дома; гаражи для собственных нужд и хозяйственные постройки; объекты для выращивания сельскохозяйственных культур».

В соответствии с п.4 ч.16 ст. 11.10 одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроитель ной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Аналогичное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлено в пункте 2.13.1.4 постановления мэрии от 06.04.2020 , заключающееся в несоответствии схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно п. 2 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

На испрашиваемых территориях, на момент принятия решений об отказе, действовало постановление мэрии города Новосибирска от 21.09.2012 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной границей города Новосибирска, полосой отвода железной дороги, границей Первомайского района, в Советском районе». Согласно данному проекту планировки, на спорных территориях установлена зона планируемого размещения объекта - Ж-2. Территориальная зона Ж-2 на момент принятия решения об отказе и по настоящее время, не содержит вид разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства».

Таким образом, как вышеуказанном проектом планировки, так и уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства структурным подразделением мэрии г. Новосибирска в ответе подтверждено, что с учетом действовавшей на дату принятия отказов редакции ПЗЗ спорные земельные участки находились и находятся в данное время в зоне застройки, в том числе индивидуальными жилыми домами.

Оценивая второе основание для отказа, суд учитывает, что как указано мэрией г. Новосибирска, схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, установленных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории).

В Письме Минэкономразвития России от 06.03.2018 г. № <адрес> содержится разъяснение, что положения подп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома.

В соответствии с п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Виды элементов планировочной структуры определены Приказом Минстроя России от 25.04.2017 г. /пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», в соответствии с которым элементами планировочной структуры являются район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортного пересадочного узла, территория занятая линейным объектом и(или) предназначаемая для размещения линейного объекта.

В рассматриваемом случае административным ответчиком в суд не представлено допустимых доказательств, что на момент подачи заявлений истцов, а также на момент получения ими отказов в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в кадастровом квартале, в границах которого располагаются спорные испрашиваемые земельный участок, имелись многоквартирные дома.

Ссылка административного ответчика в отзыве на наличие выданных разрешений на строительство не свидетельствует о наличии в одном элементе планировочной структуры (где находятся испрашиваемые участки) более одного многоквартирного дома.

Помимо этого, как обоснованно отмечено стороной истца в дополнительных пояснениях (т.7, л.д.67), составные части проекта планировки приведены в ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, где указаны в том числе границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры (пп. б п. 3).

При этом как видно из редакции ст.42 ГК РФ, действовавшей на момент утверждения проекта планировки от 21.09.2012г., элементы планировочной структуры в чертеже Проекта планировки не отображаются,

Понятие «Элемент планировочной структуры» (п.35 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ) было введено в действие Федеральным законом -Ф3 от 03.07.2016 г., то есть на момент утверждения Проекта планировки постановлением мэрии от 21.09.2012г. в Проектах планировки не указывались элементы планировочной структуры, и соответственно, к нему нельзя применять ст.11.3 Земельного кодекса РФ о том, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Довод административного ответчика в отзыве на том, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, судом не принимается, поскольку как видно из оспариваемых постановлений, причиной отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка указанное основание (подп. 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации) не было, а потому предметом проверки и оценки судом являться не может.

Суд также отмечает, что довод истцов о несоблюдении срока рассмотрения заявлений не является юридически значимым для разрешения спора с учётом того, что предметом иска является оспаривание законности по существу решений органа местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 А ПК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт допущенного административным ответчиком нарушения норм закона и прав административных истцов, требования административных истцов признаются правомерными судом, поэтому надлежит:

признать незаконными постановления мэрии г. Новосибирска от 16.03.2022 , 16.03.2022 , от 21.04.2022 , от 31.03.2022 , 31.03.2022 , 16.03.2022 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;

обязать мэрию г. Новосибирска в срок не позднее 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения посредством принятия решения по заявлениям Новрузова Руслана Байрам оглы, Новрузова Рустама Байрам оглы, Новрузовой Любови Григорьевны, Рагимовой Натальи Григорьевны, Новрузовой Алины Азер-кызы о предварительном согласовании предоставления земельного участка с учетом признанных настоящим решением суда незаконными отказов, выраженных в постановлениях мэрии г. Новосибирска от 16.03.2022 , 16.03.2022 , от 21.04.2022 , от 31.03.2022 , 31.03.2022 , 16.03.2022 .

В требовании истцов о понуждении устранить нарушение иным способом – обязать принять решение о предварительном согласовании – надлежит отказать, так как согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Закрепленный в Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие, в качестве основ конституционного строя принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, в связи с чем судам не предоставлено право подменять собой исполнительные органы власти и принимать решения по предметам их ведения. В данном случае, заявляя требование о возложении на административного ответчика обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, административный истец фактически просит предрешить вопрос, отнесенный к исключительной компетенции органа местного самоуправления, что противоречит закону и Конституции РФ, что является не допустимым.

Ввиду изложенного, на административного ответчика надлежит возложить обязанность рассмотреть заявления административных истцов, с учётом признанных настоящим решением суда незаконными отказов, что направлено на восстановление прав истцов, нарушенных вследствие принятия решений, которые признаны судом незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Заявленные требования Новрузова Руслана Байрам оглы, Новрузова Рустама Байрам оглы, Новрузовой Любови Григорьевны, Рагимовой Натальи Григорьевны, Новрузовой Алины Азер-кызы удовлетворить частично.

Признать незаконными постановления мэрии г. Новосибирска от 16.03.2022 , 16.03.2022 , от 21.04.2022 , от 31.03.2022 , 31.03.2022 , 16.03.2022 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Обязать мэрию г. Новосибирска в срок не позднее 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения посредством принятия решения по заявлениям Новрузова Руслана Байрам оглы, Новрузова Рустама Байрам оглы, Новрузовой Любови Григорьевны, Рагимовой Натальи Григорьевны, Новрузовой Алины Азер-кызы о предварительном согласовании предоставления земельного участка с учетом признанных настоящим решением суда незаконными отказов, выраженных в постановлениях мэрии г. Новосибирска от 16.03.2022 , 16.03.2022 , от 21.04.2022 , от 31.03.2022 , 31.03.2022 , 16.03.2022 .

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья Е.И. Котин

/подпись/

Подлинник хранится в административном деле № 2а-245/2023 Октябрьского районного суда г. Новосибирска