к делу № 2а-2460/2023
23RS0008-01-2023-003047-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Белореченск 20 сентября 2023 года
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Просветова И.А.,
при секретаре Бишлер А.О.,
с участием представителя административного истца Горбунова Т.А.,
представителя административного ответчика администрации Белореченского городского поселения Белореченского района Никулиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Касидис Заури к администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец просит суд признать незаконным отказ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Белореченского городского поселения в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию от 26.06.2023г. за №, выданный Касидис Заури по объекту недвижимости - шахматный клуб по адресу: <адрес>, № А.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений при администрации Белореченского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - шахматный клуб по адресу: <адрес>, № А. К данному заявлению прилагался весь необходимый пакет документов, предусмотренный ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ. Однако, ДД.ММ.ГГГГ начальником управления архитектуры и градостроительства было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию по причине того, что при визуальном осмотре объекта выявлено, что внутренняя планировка здания не соответствует проектной документации, а также внешний облик здания не соответствует общему виду здания, отображаемому в проектной документации № КС-2018-94, подготовленной ООО «Архпроект» в 2018 году. Полагает, что данный отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию является незаконным и необоснованным, поскольку Касидис Заури были внесены изменения в проектную документацию и переданы в отдел архитектуры и градостроительства <адрес>. Оспариваемое решение нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
В судебное заседание административный истец Касидис Заури не явился.
Представитель административного истца Горбунов Т.А. в судебном заседании поддержал доводы административного иска, просил его удовлетворить.
Представитель администрации Белореченского городского поселения Белореченского района Никулина О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, в обоснование чего пояснила, что при визуальном осмотре объекта капитального строительства выявлено, что внутренняя планировка здания не соответствует проектной документации, также внешний облик здания не соответствует общему виду здания, отображенному в проектной документации 2018 года, на основании которой было выдано разрешение на строительство. Данные выявленные факты подтверждают несоответствие выстроенного объекта капитального строительства проектной документации и являются основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с ч.6 ст.55 ГрК РФ. В связи с указанным принятое административным ответчиком решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - шахматного клуба, расположенного по адресу: <адрес>, №А, является законным.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает правильным административные исковые требования удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
Исходя из требований ч.3 ст.55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 3) разрешение на строительство; 7) акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (ч.4 ст.55 ГрК РФ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведен в части 6 статьи 55 ГрК РФ.
На основании ч.6 ст.55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, во внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Судом установлено, что у ФИО6 на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ находится в пользовании земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>А.
ДД.ММ.ГГГГ подготовлен градостроительный план земельного участка площадью 300 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>А (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил разрешение на строительство №-Ru№ шахматного клуба площадью 61,9 кв.м. на земельном участке с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>А (л.д.7-8). Проектная документация подготовлена ООО «Архпроект», срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ.
В проектной документации на шахматный клуб по адресу: <адрес>А, подготовленной ООО «Архпроект», отражены визуализация объекта строительства и его параметры (л.д.14-17).
На земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>А, возведено капитальное строение – шахматный клуб. Право собственности ФИО6 на объект незавершенного строительства – шахматный клуб с кадастровым №, было зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4 был подготовлен кадастровый план, согласно которому объект незавершенного строительства с кадастровым № в настоящее время завершен полностью и является нежилым зданием с наименованием «Шахматный клуб», общей площадью 63,8 кв.м. (л.д.9-13).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ администрация Белореченского городского полселения <адрес> отказала ФИО6 в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства - шахматного клуба в эксплуатацию, мотивировав тем, что при визуальном осмотре объекта капитального строительства выявлено, что внутренняя планировка здания не соответствует проектной документации, также внешний облик здания не соответствует общему виду здания, отображенному в проектной документации (№ КС-2018-94, подготовленной ООО Архпроект в 2018г.), на основании которой было выдано разрешение на строительство. Выявленные факты подтверждают несоответствие выстроенного объекта капитального строительства проектной документации и являются основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с ч.6 ст.55 ГрК РФ (л.д.22-23).
Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратился в администрацию Белореченского городского поселения <адрес> с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство шахматного клуба в связи с изменениями, произведенными в результате строительства. Как следует из ответа администрации Белореченского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ внесенные изменения в проектную документацию не согласованы и отказано во внесении изменений, поскольку не предоставлено решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства.
Из п.8 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года № 440 «О продлении действий разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» особенности применения разрешительных режимов в отношении федеральных законов, указанных в п.2 ч.1 ст.17 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливаются согласно приложениям № 3-17. В приложении № 3 к Постановлению № 440 установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, в том числе, предусмотрено, что на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.
При этом, Постановление № 440 не предусматривает необходимости подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство с целью продления срока действия разрешения на строительство, срок действия которых истекает в вышеуказанный период, считаются продленными на один год без необходимости подачи застройщиком соответствующего заявления.
В соответствии с п.1 Особенностей подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 года N 575, на один год продлевается срок действия разрешений на строительство объектов капитального строительства, срок действия которых истекает в период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 575 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 575) до 1 августа 2022 г.
Исходя из требований п.4, в период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. N 575 до 1 января 2024 г.: а) в целях подготовки документации по планировке территории и внесения изменений в такую документацию принятие решения о подготовке документации по планировке территории и решения о подготовке изменений в документацию по планировке территории (если принятие такого решения предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления) не требуется, за исключением случаев, указанных в части 1.1 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуются документы, предусмотренные пунктами 2, 4, 6 и 10 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 21.15 ст.51 ГрК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, среди которых отсутствует требование предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства.
Таким образом, у администрации Белореченского городского поселения Белореченского района отсутствовали законные основания для отказа во внесении изменения в проектную документацию, и, соответственно, для отказа выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований Касидиса З., поскольку у административный ответчик в судебном заседании не доказал обоснованность и законность вынесенного отказа, при этом в суде установлено, что указанные основания, предусмотренные ст.55 ГрК РФ, для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствовали, кроме того, административный истец заблаговременно обратился в администрацию Белореченского городского поселения с заявлением о внесении изменения в проектную документацию, что не было учтено.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Касидис Заури к администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удовлетворить.
Признать отказ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Белореченского городского поселения в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию от 26.06.2023г. за № 10-03/830, выданный Касидис Заури по объекту недвижимости - <адрес> – незаконным.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решения суда принято в окончательной форме 25 сентября 2023 года.
Судья И.А. Просветов